Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:43, реферат
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
Введение………………………………………………………………………………………......................3
1. Процессы и физиологические основы воображения……………………………….4
2. Виды воображения……………………………………………………………………………..........6
2.1. Пассивное воображение………………………………………………………………………...7
2.2. Активное воображение………………………………………………………………………….8
2.3. Мечта……………………………………………………………………………………………………...8
2.4. Продуктивное (творческое) воображение…………………………………………….9
2.5. Репродуктивное (преобразующее, воссоздающее)
воображение……………………………………………………………………………………………....10
Вывод………………………………………………………………………………………………………….12
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
1)
ярким, живым, конкретным
2)
слабой выраженностью
3)
эмоциональной насыщенностью
4)
стремлением соединить мечты
с чувством уверенности в ее
осуществимости, со страстным стремлением
к претворению ее в
Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта.
В продуктивном воображении действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е.Замятин, О .Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентаврицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 1). Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
Рис. 1. Рисунки Нади Рушевой
Творческое воображение, как и воссоздающее,
тесно связано с памятью, поскольку во
всех случаях его проявления человек использует
свой предшествующий опыт. Поэтому между
воссоздающим и творческим воображением
нет жесткой границы. При воссоздающем
воображении зритель, читатель, или слушатель
должен в большей или меньшей степени
восполнять заданный образ деятельностью
своего творческого воображения.
В репродуктивном (преобразующем) воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.
С репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим
воображением, когда необходимо воссоздать
какое-либо представление по словесному
описанию. Однако бывают случаи, когда
мы воссоздаем представление о каком-либо
предмете, не пользуясь словами, а на основе
схем и чертежей. В этом случае успешность
воссоздания образа во многом определяется
способностями человека к пространственному
воображению, т. е. способностью воссоздать
образ в трехмерном пространстве. Следовательно,
процесс воссоздающего воображения тесно
связан с мышлением человека и его памятью.
Воображение — это важнейшая сторона
жизни человека. Представьте на минуту,
что человек не обладал бы фантазией. Мы
лишились бы почти всех научных открытий
и произведений искусства, образов, создаваемых
величайшими писателями и изобретений
конструкторов. Дети не услышали бы сказок
и не смогли бы играть во многие игры. А
как они смогли бы усваивать школьную
программу без воображения? Благодаря
воображению человек творит, разумно планирует
свою деятельность и управляет ею. Почти
вся человеческая материальная и духовная
культура является продуктом воображения
и творчества людей.
Информация о работе Воображение: его виды, процессы и физиологические основы