Волевая регуляция поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Работа содержит 1 файл

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

  6.  Отрицание адекватности для человека  таких методов изучения (порождения) мотивационных состояний, которые  применяются на уровне животных, в частности, пищевой, биологической  депривации, физических стимулов  типа ударов электрическим током и других чисто физических наказаний.

  7.  Поиск специальных методов изучения  мотивации, подходящих только  для человека и не повторяющих  недостатки тех приемов, при  помощи которых исследуется мотивация  животных. Стремление напрямую связать эти методы с речью и сознанием человека — основными его отличительными особенностями.

  Все перечисленные концепции, к которым  относятся данные положения, на рис. 65 объединены в два блока с  названиями «теория социальных потребностей»  и «гуманистическая теория».

  В отечественной психологии после  революции 1917 г. также предпринимались  попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся  десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня завершенности концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н.Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и последователей.

  Согласно  концепции А.Н.Леонтьева, мотивационная  сфера человека, как и другие его  психологические особенности, имеет  свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют  элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, — разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, — упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.

      л

      ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ:

      /РЕАЛИ\

      /ЗАЦИЯ\

      / СВОИХ \

      /   ЦЕЛЕЙ,   \

      / СПОСОБ-   \

      /   НОСТЕЙ,    \

      /    РАЗВИТИЕ    \

      /СОБСТВЕННОЙ  \

      /     ЛИЧНОСТИ      \

      ЭСТЕТИЧЕСКИЕ  ПОТРЕБНОСТИ:

      / гармония, симмет- \ /рия,  порядок, красота\

      ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ:

      /    ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ПОНИМАТЬ,    \

      /                   ИССЛЕДОВАТЬ                    \

      ПОТРЕБНОСТИ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ):

      /     КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ    \

      /    УСПЕХОВ, ОДОБРЕНИЕ, ПРИЗНАНИЕ,    \

      /                                АВТОРИТЕТ                                \

      /                                                                                                \

      ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ:

      /   ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ОБЩНОСТИ, НАХОДИТЬСЯ    \

      /        РЯДОМ С ЛЮДЬМИ, БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ  И        \

       /                                  ПРИНЯТЫМ ИМИ                                  \

      /         ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:          \

      /     ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННЫМ. ИЗБАВИТЬСЯ      \

      /             ОТ СТРАХА И НЕУДАЧ, ОТ АГРЕССИВНОСТИ               \

      /          ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ)         \

      /                                    ПОТРЕБНОСТИ:                                   \

      /                  ГОЛОД, ЖАЖДА, ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ  И ДРУГИЕ                 \

  Рис. 66. Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по Маслоу)

  477

 

   

  В основе динамических изменений, которые  происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы дея-тельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

  Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение происхождения  и динамики мотивационной сферы  человека. Она показывает, как может изменяться система деятельно-стей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

  Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих  пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них, условно показанная на схеме стрелкой, выходящей справа вовне, имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.

  Обратимся теперь к более подробному рассмотрению ряда наиболее современных теорий мотивации.

  В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Наиболее часто употребимыми в соответствующих теориях являются понятия когнитивного диссонанса, ожидания успеха, ценности (привлекательности) успеха, боязни возможной неудачи, уровня притязаний.

  Чаще  всего эти когнитивные переменные используются не в отдельности, а  комплексно. Между ними устанавливаются  определенные взаимосвязи, зависимости, выражаемые при помощи разнообразных символических записей с использованием элементарных арифметических операций. Нередко подобная символика и форма записей употребляются в теориях мотивации, где центральным психологическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения.

  Побуждение  к действию может возникать у  человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (ког-ниций), в частности, их согласованности  или противоречивости. Одним из первых обратил внимание на данный фактор и исследовал его, разработав соответствующую теорию, Л.Фес-тингер. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Вместе с попытками редуцировать уже возникший диссонанс субъект активно избегает ситуаций, способных его породить.

  Уменьшить возникший диссонанс можно одним  из трех способов:

  1.  Изменить один из элементов  системы знаний таким образом,  чтобы он не противоречил другому.

  2. Добавить новые элементы в  противоречивую структуру знаний, сделав ее менее противоречивой и более согласованной.

  3. Уменьшить значимость для человека  несогласующихся между собой  знаний.

  Наиболее  выраженное мотивационное влияние  на человека когнитивный диссонанс  оказывает в следующих жизненных  ситуациях: при принятии жизненно важных решений, преодолении сопровождающих их конфликтов; при вынужденном совершении неприятных, нравственно неприемлемых поступков; при отборе информации; при согласовании мнения индивида с мнением членов значимой для него социальной группы; при получении неожиданных результатов, противоречивости их последствий.

  Было  установлено, что после принятия решения диссонанс, сопровождавший процесс его принятия, обычно редуцируется. Это происходит за счет придания большей  ценности тому решению, которое принято, а не тому, которое отвергнуто. В этом просматривается действие своеобразного психологического механизма оправдания человеком сделанного им выбора уже после того, как он совершен. Установлено также, что после принятия решения человек невольно начинает искать дополнительные, его оправдывающие аргументы и тем самым искусственно повышает для самого себя ценность избранной альтернативы. Одновременно с этим он обнаруживает склонность игнорировать неприятную для него информацию, говорящую о том, что он принял не самое лучшее из решений.

  Иногда  происходит и обратное: уже после  осуществления выбора и принятия решения повышается ценность не той  альтернативы, которая избрана, а  той, которая оказалась отвергнутой. В результате диссонанс не уменьшается, а еще больше увеличивается.

  Оказалось, что в тех случаях, когда силой обстоятельств человек бывает вынужден совершить действие, повлекшее за собой нежелательный результат, он стремится задним числом повысить ценность данного результата для того, чтобы уменьшить возникший в результате диссонанс.

  Во  всех описанных случаях в действие вступают психологические защитные механизмы, которые были описаны  З.Фрейдом.

  Замечено, что состояние когнитивного диссонанса при наличии несогласованности  в знаниях возникает не всегда, а лишь тогда, когда субъект воспринимает себя самого в качестве наиболее вероятной причины несогласованности, т.е. переживает действия, приведшие к ней, как свои собственные, за которые он несет персональную ответственность.

  Таковы  основные положения теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

  Американский  ученый Д.Аткинсон одним из первых предложил  общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашли отражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации. Сила стремления человека к достижению поставленной цели (М) по Аткинсону, может быть установлена при помощи следующей формулы:

  М=П   -В    • 3 ,

  ду           дц           дп'

  где М — сила мотивации (стремления); П — сила мотива достижения успехов как личностной диспозиции; 5дц — субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; 3 — личностное значение достижения данной цели для человека.

  Если  каким-то образом измерить перечисленные  переменные и подставить их значения в правую часть формулы, то можно  вычислить силу внутреннего стремления человека к достижению соответствующей  цели.

  В качестве другого примера символического представления системы взаимодействующих факторов, влияющих на поведение человека, приведем формулу, предложенную Ю.Роттером:

  ВР . . =f[E , . &RV .],

  х, St, R^       J   L    x, Лд, S!                  a, S^'

  где ВР — поведенческий потенциал, понимаемый как гипотетическая величина или сила, определяющая собой стремление человека реализовать определенную цель Ra; х — соответствующая данной цели форма поведения; Ех — ожидание того, что данное поведение приведет к желаемой цели Ra; s, — ситуация, в которой в данный момент времени находится человек; ВРх s — поведенческий потенциал, связанный с формой поведения х в ситуации sv рассчитанной на достижение цели Ra; RV — ценность или значимость для человека достижения цели Ra в ситуации s,, & — знак обязательного объединения, совместного действия соответствующих переменных.

  Ниже  приводится упрощенный и сокращенный  вариант той же самой формулы:

  BP = f(E&RV).

  С понятием ожидания у Ю.Роттера связано  понятие локуса контроля — устойчивого, характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Человек, обладающий внутренним локусом контроля, проявляет больше настойчивости в достижении поставленной цели, особенно тогда, когда раньше ему уже неоднократно удавалось достичь успеха, чем человеку с преобладанием внешнего локуса контроля.

  Большую роль в современных теориях мотивации  играет понятие инструментального действия. Чем больше некоторое действие служит средством для достижения поставленной цели, тем выше его инструментальность для данной цели. С учетом этого понятия В.Вроом предложил определять стремление человека к успеху в том или ином виде деятельности. По мнению автора, это стремление зависит от сочетания вероятности достижения привлекательных целей в заданной ситуации и ожидания того, что предпринятое действие на самом деле приведет к достижению поставленной цели.

  Поскольку в каждой ситуации для человека существует несколько привлекательных целей, к достижению которых с разной степенью вероятности могут привести различные действия, то общий итог будет выглядеть как сумма произведений привлекательности целей на инструментальность ведущих к ним действий. Чем выше этот итог или результат, тем сильнее мотивация, направленная на достижение цели. В целом в соответствии с концепцией Вроома процесс мотивации деятельности можно представить так, как это показано на рис. 67. Поясним его. Для этого нам дополнительно понадобится ввести понятие валентности действия. С помощью данного понятия мы будем обозначать тот факт, что одно действие может выполнять инструментальную роль по отношению к цели другого действия, т.е. служить средством для ее достижения. В отличие от этого под валентностью результата действия будем понимать его привлекательность как возможного средства для достижения других целей. Человек обычно предпочитает выполнять такие действия, валентность результата которых в указанном смысле слова является наивысшей. К примеру, ученик желает поступить в престижный вуз и стать хорошим специалистом. У него впереди еще два года до окончания школы, и он решает, как их наилучшим образом использовать: потратить ли эти годы на углубленное изучение профилирующих предметов, знание которых в дальнейшем может ему понадобиться для того, чтобы стать хорошим специалистом по избранной профессии, или направить все усилия на подготовку к вступительным экзаменам в вуз. Первая система действий, если он действительно решил стать хорошим специалистом, выступит для него как обладающая большей валентностью, чем вторая, так как она в гораздо большей степени приближает его к намеченной цели.

Информация о работе Волевая регуляция поведения