Волевая регуляция поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Работа содержит 1 файл

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

  Многочисленные  теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки  и историю их возникновения.

  Истоки  современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания. В этом поможет схема, предложенная известным американским специалистом в области изучения мотивации ДАткинсоном. В настоящем варианте она модифицирована и дополнена автором учебника (рис. 65).

  Взгляды на сущность и происхождение мотивации  человека-на протяжении всего времени  исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались  между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов1 вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий.

  1Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных деяниях.

  

  Рис. 65. Схема, иллюстрирующая историю и  преемственность в развитии теории мотивации

 

   

  Мотивационный источник человеческого поведения  усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

  Иррационализм как учение распространялся в  основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в  отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми  силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

  Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррацио-налистические идеи, следует  считать возникшие в XVII— XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

  Развитие  теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII—XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной — для человека, другой — для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствуюших лагеря — материализм и идеализм, — продолжалось вплоть до конца XIX в.

  Вторая  половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии — появлением эволюционной теории ЧДарвина. Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч.Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

  Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина  в психологии началось интенсивное  изучение разумных форм поведения у  животных (В.Келер, Э.Торндайк) и инстинктов у человека (З.Фрейд, У.Макдауголл, И.П.Павлов и др.).

  Если  раньше понятие потребности, ассоциированное  с нуждами организма, применялось  только для объяснения поведения  животного, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму.

  Человеку  в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные в конце XIX и разработанные в начале XX в.

  Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с  привлекавшими в то время многих ученых открытиями в области сравнительных  исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З.Фрейд и У.Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У.Макдауголл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

  С теорией инстинктов оказалось связано  множество проблем. Основные из них  следующие:

  1.  Как доказать существование у  человека этих инстинктов?

  2.  В какой мере к ним могут  быть сведены или из них  выведены те формы поведения,  которые приобретаются человеком  прижизненно под влиянием опыта  и социальных условий?

  3.  Как разделить между собой собственно инстинктивное в этих формах поведение и приобретаемое в результате научения при жизни?

  4.  Как, пользуясь только инстинктами,  объяснить поступки культурного,  цивилизованного человека?

  Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в., ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно удовлетворительного ответа. В конце концов дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие, которые включали в анализ психических явлений.

  В 20-е годы текущего столетия на смену  теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

  Принципиальных  различий между понятиями инстинкта  и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

  Оба понятия — «инстинкт» и «потребность»  — обладали одним существенным недостатком: их использование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов, связанных с сознанием, с субъективными состояниями организма, которые называются психическими. В силу данного обстоятельства эти два понятия были заменены понятием влечения — драйва. Влечение — стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения, сопровождающееся соответствующими эмоциональными переживаниями.

  Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX в.) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч.Дарвина, но также открытиями И.П.Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д.Уот-сона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д.Уотсона и Э.Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К.Халла и Б.Скин-нера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы. В более современном ее варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э.Толменом и К.Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.

  Исследования, начатые И.П.Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать НА.Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П.КАнохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е.Н.Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

  Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей.

  Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная КЛевином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс и др.

  Американский  исследователь мотивации Г.Маррей наряду с перечнем органических, или  первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У.Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аф-филиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, — привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей, автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

  Иная  классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает  на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотива-ционной сферы, была предложена А.Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей (рис. 66):

  1.  Потребности физиологические (органические).

  2.  Потребности в безопасности.

  3.  Потребности в принадлежности  и любви.

  4.  Потребности уважения (почитания).

  5.  Познавательные потребности.

  6.  Эстетические потребности.

  7.  Потребности в самоактуализации.

  Во  второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д.Макклелланда, ДАткинсона, Г.Хек-хаузена, Г.Келли, Ю.Роттера. Общими для всех них являются следующие положения:

  1.  Отрицание принципиальной возможности создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека.

  2. Убежденность в том, что редукция  напряжения как основной мотивационный  источник целенаправленной активности  поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.

  3.  Утверждение вместо редукции  напряжения принципа активности, согласно которому человек в  своем поведении не реактивен,  а изначально активен, что источники его имманентной активности — мотивации — находятся в нем самом, в его психологии.

  4.  Признание наряду с бессознательным  существенной роли сознания человека  в детерминации его поведения.  Вывод сознательной регуляции  человеческих поступков на первый  план.

  5.  Стремление ввести в научный  оборот специфические понятия,  отражающие особенности человеческой  мотивации. Такими понятиями стали,  например, социальные потребности,  мотивы (Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Г.Хекхаузен), жизненные цели (К.Роджерс, Р.Мей), когнитивные факторы (Ю.Роттер, Г.Келли и др.).

Информация о работе Волевая регуляция поведения