Внутриличностный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Понятие внутриличностного конфликта......................................................................................4
2. Основные виды внутриличностного конфликта..........................................................................6
3. Последствия внутриличностного конфликта...............................................................................8
4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов......................................................10
5. Заключение....................................................................................................................................18
Список литературы......................................................................................................................19

Работа содержит 1 файл

Внутриличностный конфликт.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

 

 

 

3. Последствия внутриличностного  конфликта

 

Отрицательные последствия внутриличностного  конфликта

 

Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Первый имеет своим результатом положительные последствия, второй — отрицательные. Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить противоречия внутренней структуры.

 

1 В общем плане можно выделить  следующие отрицательные последствия  внутриличностного конфликта, касающиеся состояния самой личности:

 

• прекращение развития личности, начало деградации;

 

• психическая и физиологическая  дезорганизация личности;

 

• снижение активности и эффективности  деятельности;

 

• состояние сомнения, психической  подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;

 

• появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на Внутриличностный конфликт;

 

• появление неуверенности в  своих силах, чувства неполноценности и никчемности;

 

• разрушение смыслообразующих жизненных  ценностей и утрата самого смысла жизни.

 

2 Отрицательные последствия внутриличностного  конфликта касаются не только  состояния самой личности, ее  внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе — в семье, школе, вузе, организации и т.д. Такими негативными последствиями могут быть:

 

• деструкция существующих межличностных  отношений;

 

• неожиданное обособление  личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все то, что в психологии получило название «отступлением,

 

• повышенная чувствительность к критике;

 

• пугающая информация —  критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;

 

• девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других;

 

• неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;

 

• жесткий формализм  — буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими;

 

• поиск виноватых —  обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.

 

3  Если внутриличностный  конфликт вовремя не разрешается,  то он может привести к более  тяжелым последствиям, наиболее  сильные из которых стресс, фрустрация  и невроз.

Стресс (от англ. stress— давление, напряжение) — состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях и является весьма распространенной реакцией на внутриличностный конфликт, если тот зашел достаточно далеко и личность не способна его вовремя и конструктивно разрешить. При этом сам стресс часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новые конфликты, поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на окружающих.

Фрустрация (от лат. frustratio —  расстройство, разрушение планов) —  психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (или субъективно воспринимаемыми  в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация — всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. Ее можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

Фрустрация — негативное следствие внутриличностного конфликта, когда рост напряжения превышает фрустрационную толерантность, т.е. устойчивость личности к фрустраторам. Фрустратор — это причина, вызывающая фрустрацию. Она сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. И чем сильнее внутриличностный конфликт тем больше глубина фрустрации. Разные люди справляются с ней по-разному. Каждый имеет свой порог чувствительности и обладает индивидуальными силами для преодоления фрустрационной реакции на внутриличностный конфликт.

Неврозы (от греч. neuron —  нерв) — это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу- В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее факторами действительности. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешить положительно и рационально,— важнейшая причина неврозов. Эта невозможность разрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненных целей, потери смысла жизни и т.д. Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт.

 

4 .Невротический конфликт  как высшая стадия развития  внутриличностного конфликта может  возникнуть в любом возрасте. Но в большинстве случаев он закладывается в детстве в условиях нарушения отношений с окружающей социальной микросредой и в первую очередь с родителями. В результате затруднения с поиском выхода из переживаний могут появляться психическая (и физиологическая) дезорганизация личности, формирование неврозов.

 

Таковы основные отрицательные  последствия внутриличностного  конфликта. Но самое страшное состоит  в том, что он может стать причиной суицида (самоубийства). То, что наша страна занимает сегодня по этому показателю одно из первых мест в мире, вполне коррелирует с ситуацией, когда почти половина наших сограждан испытывает подавленность, отчаяние и озлобленность, чувство одиночества и ненужности никому, страх перед беспределом и преступностью, перед экономическими трудностями. Сегодня в России под наблюдением психиатров находится 5 миллионов граждан, а нуждаются в нем минимум в шесть раз больше. Таким образом, более 20% всего населения нуждается в психиатрической помощи. И все эти явления прямо связаны с внутриличностными конфликтами.

 

Позитивные последствия  внутриличностного конфликта.

 

Как было отмечено, внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным, т.е. позитивно  влияющим на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим результатом их разрешения является развитие личности- Поэтому многие исследователи внутриличностного конфликта совершенно обоснованно рассматривают продуктивный внутриличностный конфликт как важный способ развития личности.

Действительно, именно через конфликт, разрешение и преодоление внутриличностных противоречий происходит становление характера, воли и всей психической жизни личности. Лишите человека этой внутренней работы и борьбы и вы лишите его полноценной жизни и развития, ибо сама жизнь и есть постоянное разрешение противоречий. Один из авторов современной психологии личности, ставший уже классиком, — В. Франкл писал:

 

Если рассматривать положительные  последствия внутриличностного  конфликта более конкретно, то можно  выделить следующие:

 

1) конфликты способствуют мобилизации  ресурсов личности для преодоления  существующих препятствий ее развития;

 

2) конфликты помогают самопознанию  личности и выработке ее адекватной  самооценке;

 

3) внутриличностный конфликт закаляет  волю и укрепляет психику человека;

 

4) конфликт является средством  и способом саморазвития и  самоактуализации личности;

 

    1. преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».

Поскольку внутриличностных конфликтов избежать невозможно, то следует научиться  создавать условия, предупреждающие  их негативные последствия, использовать многообразные способы их профилактики и вовремя разрешать дисфункциональные конфликты в том случае, если они уже возникли. На сегодняшний день конфликтология разработала целую систему способов и мер по предупреждению и разрешению внутриличностных конфликтов. При этом следует иметь в виду, что предупредить конфликт всегда легче, чем его разрешить.

 

 

    1. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов

 

Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Они связаны  с установлением прогрессивной  социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на создание такого рода благоприятных макроусловий, но если иметь в виду «рядовую» личность, то ее влияние при этом все-таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством действий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений.

Поэтому при дальнейшем рассмотрении внутриличностного конфликта речь пойдет об условиях и способах предупреждения конфликтов, зависящих от самой личности.

 

Выделим основные из них :

 

Познай самого себя

 

Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя» («Nosce te ipsum»). Это изречение было высечено на колонне при входе в храм Апполона в древнегреческом городе Дельфы в качестве призыва к каждому входящему. И не случайно в философии Сократа этот принцип занимает ведущее место.

Действительно, чтобы не очутиться  в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем  смысл моей жизни?» и т.п. То есть необходимо прежде всего создать  правильный «Я-образ», ибо только в  этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие — второстепенными; за какие следует пойти на костер, а мимо каких — пройти не заметив.

 Личность постоянно находится  в процессе становления, она многогранна и многокачественна. Поэтому на быстрый успех здесь рассчитывать не приходится. Рассмотрим несколько способов и приемов для лучшего познания самого себя.:

 

1 Прежде всего попробуйте ответить  на следующие вопросы:

 

• Не зануда ли я?

 

• Склонен ли я к необдуманной критике?

 

• Избегаю ли я говорить о негативных вещах?

 

• Не слишком ли много я говорю о материальных вещах?

 

• Присуще ли мне инстинктивное  поведение?

 

• Есть ли такие слова или раздражающие моменты, при которых я тут  же выхожу из себя?

 

 • Испытываю ли я страх,  опасения или постоянное напряжение?

 

• Часто ли я позволяю себе неодобрительно или пессимистически высказываться?

 

• Пользуюсь ли я в разговоре  двусмысленными оборотами?

 

• Ношу ли я в себе неопределенное чувство вины?

 

• Есть ли у меня определенная материальная жизненная цель, которой подчинен весь мой теперешний образ жизни?

 

• Часто ли я болею, впадаю в  депрессию или тоску?

 

После ответов на эти вопросы  можно утверждать, что вы уже лучше  знаете самого себя.

 

2 Следующий шаг — выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха? Ответив на этот вопрос, вы получите новые сведения о своих способностях. Добавьте к этому вопросы:

 

• В какой сфере проявляются  ваши способности: духовной или физической?

 

• Есть ли у вас наличие художественных, творческих способностей?

 

• Склонны ли вы к точным наукам?

 

• В каком виде деятельности у  вас были наибольшие результаты?

 

• Часто ли вы формулируете оригинальные идеи?

 

• Какие качества помогают вам  неизменно справляться с вашими проблемами?

 

Составив классификацию своих  способностей, всех сильных сторон, ответьте на вопрос, какие качества вашей личности вам следовало бы «подтянуть» или развивать более интенсивно? Но при этом следует иметь в виду, что каждый человек помимо уже проявившихся и известных ему способностей обладает еще и скрытыми возможностями, которые могут проявиться в дальнейшем.

 

3   Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:

 

• Мы перекладываем ответственность  на других вместо того, чтобы нести  ее самим.

 

• Другим мы верим больше, чем самим  себе. потому что сами не знаем, что  для нас главное.

 

• Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к деградации наших чувств.

 

• Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.

 

• Мы позволяем заглушить в себе силу. дающую нам независимость, фантазию.

 

• Неспособность обратиться к важному  и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.

 

По каждому из выявленных недостатков  или по каждое всякий раз встречающейся ошибке задайте себе три вопроса:

 

1. Вызывают ли у меня выявленные  ошибки и недостатки сильное  беспокойство?

 

2. Так ли уж волнуют меня  эти ошибки и недостатки?

 

3. Может быть, мне вообще не  стоит беспокоиться по поводу  этих ошибок и недостатков?

 

Если выяснится, что те или иные ошибки и недостатки дают основание  для беспокойства, то следует сразу  же заняться их исправлением. При этом следует иметь в виду, что к  наиболее значимым недостаткам относятся  те, на которые нам указали другие, и что невозможно сразу взять и переделать себя.

Информация о работе Внутриличностный конфликт