Внутриличностный конфликт и гармония личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является.

Содержание

Введение 3
Причины и последствия внутриличностного конфликта 4
Факторы социальной жизни и неврозы 9
Гармония личности 11
Мировоззренческие и педагогические аспекты гармоничного функционирования личности 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

конфликтология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

          Воспитание и самовоспитание  должны представлять собой в  идеале процесс гармонизации  всех компонентов личности, и,  в немалой степени,  культурологических  ее тенденций. Это по своей сути бесконечный процесс развития общей культуры жизни человека, процесс приближения к гармоническому состоянию и функционированию. С возрастом все большее значение приобретает саморазвивающая активность.

 Достижение  гармонии по плечу каждому  человеку. Однако состояние гармонии динамично и требует для своего поддержания и развития ежедневных,  умеренных  и осознанных усилий.

В случаях отторжения ребенка , игнорирования его потребностей в семье или школе, а также  при сильной наследственной отягощенности (например, лишняя y-хромосома и т.п.), при гиперопеке в нем могут активизироваться и закрепляться акультурные тенденции - агрессивность, выраженный эгоизм, грубость, эстетическая глухота, мстительность, зацикливание в привычном, узком  круге желаний и действий и др. Это в перспективе может привести к хроническим дисгармониям в отношениях с людьми и с природой, к нездоровью и ранней смерти. Если нет устойчивой культурноразвивающей среды, то ребенок развивается по преимуществу стихийно с малопредсказуемыми последствиями. Хотя наличие в его генотипе активных “культурных” генов в любом случае будет способствовать его интуитивной тяге к более культурной жизнедеятельности. Конечный результат будет зависеть как от характеристик генотипа, так и от особенностей среды.

Усилия педагогов  подчас сталкиваются с неприятием детьми культурных норм отношения и поведения  из-за необходимости здесь, сейчас защитить свою личность от жесткого давления со стороны других детей или взрослых. Ситуативная необходимость самозащиты вызывает акультурные действия, что противоречит стратегической тенденции природы к развитию культурного функционирования человека. Одной из главных проблем педагогики является задача инициирования в растущем человеке понимания необходимости выработки устойчивых культурных ориентаций и форм поведения для его конструктивной, т.е. успешной и одновременно гармоничной, жизнедеятельности. Только при таком понимании и реальном ощущении преимуществ культурных способов жизни может произойти их внутреннее принятие и активизация стремлений к их освоению.

Образ жизни личности - система стихийно или целенаправленно сложившихся интересов личности и видов деятельности, линий жизни, выражающих функциональные тенденции организма к определенному стилю функционирования (стилю жизнедеятельности).

Линия жизни – отдельная функциональная тенденция, выражающаяся в достаточно устойчивом активном интересе к определенному общему виду жизнедеятельности и в соответствующих ему регулярно совершаемых занятиях.

Под гармоничным образом жизни понимается осознанно строящаяся самим человеком или совместно с наставником система адаптивно необходимых здоровых интересов и видов деятельности, позволяющих поддерживать и развивать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешнее осуществлять свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному  росту и творческому функционированию. Гармония - это динамичное состояние личности. Оно требует от него ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания.

Уровень гармоничности образа жизни - совокупный показатель, учитывающий характер соотношения уровней гармоничности адаптивно необходимых занятий и интересов. Преимущество при его определении отдается  показателю уровня гармоничности занятий, указывающему на степень реального совершения необходимых видов жизнедеятельности в образе жизни отвечающего.

Исследования, проведенные с помощью  методики «Образ жизни», показывают, что наиболее частыми минусами в образе жизни  различных групп испытуемых являются следующие: недостаток физических нагрузок, общения с природой, размышлений над “вечными” вопросами, творческой деятельности.

Псевдовысокий уровень гармоничности личности.        

Исходя из наших  теоретических представлений об оптимальности выраженности любых  личностных характеристик, которую  можно частично пояснить поговоркой "лучшее - враг хорошего", а также  из  эмпирических данных о  завышенной самооценке и высоких, но в действительности недостаточно реализуемых, амбициях у лиц с максимальными показателями по нашим методикам "Образ жизни", "Личностная биография", "Жизненное предназначение" и других, такие очень высокие данные (в районе 4,51 - 5,00 баллов по 5-балльной шкале возможных ответов) были отнесены к псевдовысокому уровню гармоничности. Этот уровень по своей реальной жизненной оптимальности, по эмоциональным и поведенческим проявлениям был поставлен ниже высокого уровня, так как лица с подобными данными оказываются менее устойчивыми к ударам судьбы. Кроме того, их очень высокие притязания трудно реализуемы, что создает потенциальную почву для внутреннего конфликта между уровнем  желаний и уровнем их осуществления в поведении.

          Психологическая культура - характеристика личности, выражающая в развитом виде  достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности. Уровень психологической культуры и ее отдельных компонентов  может быть определен с помощью  методики «Психологическая культура  личности».

          Психологическая культура личности  включает в себя комплекс:

- развитых специальных стремлений, ориентаций,  изначально присущих человеку в виде особых мотивационных тенденций;

- природных способностей,  обеспечивающих  реализацию культурно-психологических стремлений;

- соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений  и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

Культурно-психологические поведенческие проявления:

1 - регулярно  совершаемое самопознание, самоанализ  своих личностных и поведенческих  особенностей, в результате которого  начинают осознаваться свои жизненные  предназначения, образуется и поддерживается  конструктивное самоопределение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, помогающие  быть самим собой; 

2 - конструктивное  общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;  

3 - хорошая саморегуляция  своих эмоций, действий и мыслей - развитые стремления и умения  поддерживать преимущественно положительный  эмоциональный тон, быстро возвращаться в  спокойное состояние в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый, образ жизни, и т.п.; 

4 - достаточно  гармонично организованное творчество - наличие  своего интересного  творческого дела, выполняемого  чаще всего в игровом и процессуальном  стиле, с умеренным вложением  усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности); 

5 - конструктивное  ведение своих  дел, для которого  характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого  дела до конца, умение, если  это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и  сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.);

6 - конструктивное  саморазвитие - наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, Природе, отношения к ним,  улучшающих весь наш образ жизни.

Психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед Природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении к   жизни как к природному дару, интересному эксперименту и самоиспытанию. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства Природы, предрасполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни,  научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно конструктивно - гармонично, гибко, творчески и полно.

          Уровень психологической культуры  можно осознанно повышать с  помощью специально  направленных  процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, "саногенных" личностных установок, "позитивного мышления" и поведения.

 

Заключение

Внутриличностный  конфликт — это состояние структуры  личности, когда в ней одновременно сущестуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Можно сказать и по-другому: Внутриличностный конфликт — это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов. Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации. Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутри-личностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности. Гармония же личности должна быть основана на некотором конфликте внутри личности, ибо только развитая личность способна к самоанализу как способу достижения гармонии, но все же приводящему к конфликту внутри личности.

 

Список  использованной литературы

1. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и  др.; Под ред. проф В.П. Ратникова.  – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2001-512 с. 

2. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000-320 с.

3. Ворожейкин  И.Е.,  Кибанов А.Я., Захаров Д.К.  Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА  – М, 2001-224с. 

4. Ассаджоли Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997

5.Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека//»Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997

6. www.bankreferatov.ru


 



Информация о работе Внутриличностный конфликт и гармония личности