Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:54, реферат
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является.
Введение 3
Причины и последствия внутриличностного конфликта 4
Факторы социальной жизни и неврозы 9
Гармония личности 11
Мировоззренческие и педагогические аспекты гармоничного функционирования личности 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Воспитание и самовоспитание должны представлять собой в идеале процесс гармонизации всех компонентов личности, и, в немалой степени, культурологических ее тенденций. Это по своей сути бесконечный процесс развития общей культуры жизни человека, процесс приближения к гармоническому состоянию и функционированию. С возрастом все большее значение приобретает саморазвивающая активность.
Достижение гармонии по плечу каждому человеку. Однако состояние гармонии динамично и требует для своего поддержания и развития ежедневных, умеренных и осознанных усилий.
В случаях отторжения ребенка , игнорирования его потребностей в семье или школе, а также при сильной наследственной отягощенности (например, лишняя y-хромосома и т.п.), при гиперопеке в нем могут активизироваться и закрепляться акультурные тенденции - агрессивность, выраженный эгоизм, грубость, эстетическая глухота, мстительность, зацикливание в привычном, узком круге желаний и действий и др. Это в перспективе может привести к хроническим дисгармониям в отношениях с людьми и с природой, к нездоровью и ранней смерти. Если нет устойчивой культурноразвивающей среды, то ребенок развивается по преимуществу стихийно с малопредсказуемыми последствиями. Хотя наличие в его генотипе активных “культурных” генов в любом случае будет способствовать его интуитивной тяге к более культурной жизнедеятельности. Конечный результат будет зависеть как от характеристик генотипа, так и от особенностей среды.
Усилия педагогов
подчас сталкиваются с неприятием детьми
культурных норм отношения и поведения
из-за необходимости здесь, сейчас защитить
свою личность от жесткого давления со
стороны других детей или взрослых.
Ситуативная необходимость
Образ жизни личности - система стихийно или целенаправленно сложившихся интересов личности и видов деятельности, линий жизни, выражающих функциональные тенденции организма к определенному стилю функционирования (стилю жизнедеятельности).
Линия жизни – отдельная функциональная тенденция, выражающаяся в достаточно устойчивом активном интересе к определенному общему виду жизнедеятельности и в соответствующих ему регулярно совершаемых занятиях.
Под гармоничным образом жизни понимается осознанно строящаяся самим человеком или совместно с наставником система адаптивно необходимых здоровых интересов и видов деятельности, позволяющих поддерживать и развивать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешнее осуществлять свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию. Гармония - это динамичное состояние личности. Оно требует от него ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания.
Уровень гармоничности образа жизни - совокупный показатель, учитывающий характер соотношения уровней гармоничности адаптивно необходимых занятий и интересов. Преимущество при его определении отдается показателю уровня гармоничности занятий, указывающему на степень реального совершения необходимых видов жизнедеятельности в образе жизни отвечающего.
Исследования, проведенные с помощью методики «Образ жизни», показывают, что наиболее частыми минусами в образе жизни различных групп испытуемых являются следующие: недостаток физических нагрузок, общения с природой, размышлений над “вечными” вопросами, творческой деятельности.
Псевдовысокий
уровень гармоничности личности
Исходя из наших теоретических представлений об оптимальности выраженности любых личностных характеристик, которую можно частично пояснить поговоркой "лучшее - враг хорошего", а также из эмпирических данных о завышенной самооценке и высоких, но в действительности недостаточно реализуемых, амбициях у лиц с максимальными показателями по нашим методикам "Образ жизни", "Личностная биография", "Жизненное предназначение" и других, такие очень высокие данные (в районе 4,51 - 5,00 баллов по 5-балльной шкале возможных ответов) были отнесены к псевдовысокому уровню гармоничности. Этот уровень по своей реальной жизненной оптимальности, по эмоциональным и поведенческим проявлениям был поставлен ниже высокого уровня, так как лица с подобными данными оказываются менее устойчивыми к ударам судьбы. Кроме того, их очень высокие притязания трудно реализуемы, что создает потенциальную почву для внутреннего конфликта между уровнем желаний и уровнем их осуществления в поведении.
Психологическая культура - характеристика личности, выражающая в развитом виде достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности. Уровень психологической культуры и ее отдельных компонентов может быть определен с помощью методики «Психологическая культура личности».
Психологическая культура
- развитых специальных стремлений, ориентаций, изначально присущих человеку в виде особых мотивационных тенденций;
- природных способностей, обеспечивающих реализацию культурно-психологических стремлений;
- соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.
Культурно-психологические поведенческие проявления:
1 - регулярно
совершаемое самопознание, самоанализ
своих личностных и
2 - конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;
3 - хорошая саморегуляция
своих эмоций, действий и мыслей
- развитые стремления и умения
поддерживать преимущественно
4 - достаточно
гармонично организованное
5 - конструктивное
ведение своих дел, для
6 - конструктивное саморазвитие - наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, Природе, отношения к ним, улучшающих весь наш образ жизни.
Психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед Природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении к жизни как к природному дару, интересному эксперименту и самоиспытанию. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства Природы, предрасполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни, научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно конструктивно - гармонично, гибко, творчески и полно.
Уровень психологической
Заключение
Внутриличностный конфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременно сущестуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Можно сказать и по-другому: Внутриличностный конфликт — это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов. Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации. Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутри-личностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности. Гармония же личности должна быть основана на некотором конфликте внутри личности, ибо только развитая личность способна к самоанализу как способу достижения гармонии, но все же приводящему к конфликту внутри личности.
Список использованной литературы
1. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2001-512 с.
2. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000-320 с.
3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2001-224с.
4. Ассаджоли Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997
5.Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека//»Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997
6. www.bankreferatov.ru
Информация о работе Внутриличностный конфликт и гармония личности