Внутриличностный конфликт и гармония личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является.

Содержание

Введение 3
Причины и последствия внутриличностного конфликта 4
Факторы социальной жизни и неврозы 9
Гармония личности 11
Мировоззренческие и педагогические аспекты гармоничного функционирования личности 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

конфликтология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Но и женам  “новых русских” приходится нелегче. Как правило, они нигде не работают и ничем не заняты. Между тем  даже у домашних хозяек, женщин не работающих на производстве, а воспитывающих детей и занимающихся работой по дому, нервно-психические расстройства встречаются в четыре раза чаще, чем у работающих на производстве. В последние годы в психотерапии появился даже новый термин “синдром домохозяек”, которым страдают молодые женщины. На этом фоне становится понятным, что жены “новых русских” — молодые женщины, сидящие в “золотой клетке”, имеющие прислугу и вообще не занимающиеся никаким хозяйством, страдают неврозом в еще большей степени, чем женщины, работающие по дому и воспитывающие детей.

Следует отметить, что внутренние и внешние причины  внутриличностного конфликта тесно  взаимосвязаны. Так, люди, находящиеся  в состоянии внутриличностного  конфликта, представляют потенциальную  опасность для межличностных отношений в группе. А если иметь в виду тех, кто занимает высокие посты в обществе, то они могут оказывать негативное влияние и на отношения большего масштаба.

Вместе с  тем внешние условия и противоречия, с которыми сталкивается личность, переводятся во внутренний план и могут порождать психологический конфликт. Например, человек, который продолжительное время не может найти работу в силу объективных условий, в большинстве случаев склонен рассматривать это как свою собственную неспособность адаптироваться к жизни, переживает это как конфликт между требованиями действительности и индивидуальными возможностями. У такого индивида может возникнуть конфликт неадекватной самооценки, сопровождаемый повышенной эмоциональной тревожностью, стрессом или даже невротическим срывом.

Гармония  личности

ГАРМОНИЯ (греческое harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных  компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой  философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

ГАРМОНИЗАЦИЯ  ЛИЧНОСТИ - процесс саморазвития, ориентирующий  человека на достижение большей психологической  гармонии. У большинства людей обнаруживается недостаточный уровень гармоничности личности и жизни, что объясняется генетическими факторами, диспропорциями развития, наличием выраженных акцентуаций характера, неадекватным стилем воспитания и стилем общения окружающих, дисгармоничными личностными установками и образом жизни, неразвитостью общей и психологической культуры  личности, вредными физическими условиями среды, традиционным укладом  жизни в социуме и т.п.   

Гармонизация личности выражается в оптимизации состояния компонентов базовой личности, содержания духовно-личностных мировоззренческих установок, отношений к себе и к окружающему миру, в улучшении психических и физических состояний, в оздоровлении образа жизни, в улучшении отношений с людьми. В целом приводит к повышению у человека чувства внутренней целостности и единства со всем Миром, чувства меры во всех своих проявлениях, общей конструктивности личности, общей и психологической культуры. к преимущественно положительному или нейтральному эмоциональному фону (состоянию спокойствия). Требует ежедневных, но умеренных, собственных усилий и практики в виде постановки и осуществления специальных, гармонизирующих жизнь, целей и самовнушения гармонизирующих личностных установок. Ребенку, подростку, взрослому можно в процессе общения и обучения транслировать полезные жизненные установки и виды поведения, однако реальная Гармонизация личности происходит лишь в результате собственного поиска и приложения собственных усилий.

Методологический  подход  к  теории психологической  гармонии

Гармония жизни должна определяться как реально достижимое состояние в ближайший период жизни. Это первоначально удачный опыт оптимальной жизнедеятельности, который нужно постепенно делать долговременным, устойчивым стилем жизни. С этой точки зрения многие религии предъявляют  жесткие и утопические, нереализуемые,  требования к человеку. Они поэтому дисгармоничны.

Критерии гармоничности  личности всегда будут только рабочими, неабсолютными критериями. Они могут  изменяться по мере накопления экспериментальных  данных.

Высокая гармоничность личности и жизни конкретного чел. –  это всегда не абсолютное, а лишь относительное совершенство, оптимальная  пропорция для данного типа его  различных стремлений и качеств  в наличной жизненной ситуации с  определенными  внутренними и внешними  характеристиками его жизни, существенными для  настоящего  периода. Т.е. это динамическая характеристика личности. Гармония для своего удержания в личности требует умеренных. но ежедневных усилий человека.

Идеал гармоничной жизни - долгая, творческая, в целом здоровая физически, психически, духовно и социально жизнь, с оптимальным уровнем согласия с самим собой, с людьми и с природой. Это оптимально протекающая жизнь, хорошо сбалансированная здесь и теперь с внутренними и внешними требованиями. При этом могут и должны быть  отдельные негативные эмоции и поступки, «грехи», всплески сильных эмоций. Но они в целом управляемы и не приносят большого вреда себе и окружающему миру.

Психологическая гармония - это комплексная характеристика человека,  проявляющаяся и в личности (мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах, и в поведении. Включает три группы признаков:

согласие с  собой -  оптимальный баланс различных мотиваций друг с другом, с психическими и физическими возможностями, желаний и поведения (внутренняя гармония); согласие с людьми, с живой и неживой природой - оптимальные, преимущественно положительные отношения с ними;

наличие здоровья - психического, личностного, духовно-личностного, социального, физического;

оптимальная сбалансированность личности с окружающими ее средами - разнонаправленных и полярных мотиваций, положительных и отрицательных эмоций и состояний, желаемого и реально осуществимого друг с другом и с психическими и физическими возможностями построения поведения; 

Собственно  психологическая гармония связана  с психическим, личностным и духовно-личностным аспектами жизни человека.

Критериями  гармоничности состояния, направленности личности и ее жизнедеятельности  являются:

- наличие у  человека преимущественно положительного, умеренного  эмоционального тона;

- наличие и  поддержание физического, психического, социального и духовного здоровья;

-наличие оптимально  направляемого и организуемого  процесса жизнедеятельности 

(преобладания  внутреннего локуса контроля  над внешним, достаточной осознанности, гибкости и широты жизненных  ориентаций, действенности жизненных  целей, и др.);

наличие устойчивого  продуктивного развития (вовлечения себя в новые виды деятельности, в новый круг людей, в новые  творческие темы и задачи, и т.п.);

          - удовлетворенность процессом своей  жизни в целом ;

- умеренность  стремлений, выражающаяся народной формулой "лучшее - враг хорошего", а также оптимальное преобладание позитивных стремлений над негативными;

- здоровый образ  жизни, выражающийся в наличии  оптимального числа регулярно  совершаемых , адаптивно необходимых  видов деятельности;

- хороший , оптимальный  уровень самореализации, понимаемой  и как процесс, и как результат; 

- в большинстве  ситуаций согласие с самим  собой  (оптимально положительная  Я-концепция и оптимальные балансы  между своими желаниями и поведением, между различными внутренними мотивациями), согласие с людьми (оптимально позитивная Я-Ты-Вы-Мы-концепция), взаимопонимание с живой и неживой Природой (достаточно хорошая адаптация в различных природных средах, чувство чуда Природы, уважение к ней и ее созданиям).

Гармоничная личность в целом - это оптимально сбалансированная  по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни.  Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные, памятуя о том, что "лучшее - враг хорошего".

Гармоничный человек  не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется  на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение (но не самое главное !). Он мудр и понимает, что находиться в творческом и разнообразном  жизненном процессе в течение всего, по возможности более длительного, отпущенного Природой срока, ощущать себя при этом целостным и здоровым важнее, чем достигать каких-то очень высоких престижных успехов (в виде, например,  высокого социального положения, богатства, большой власти, покорения сверхсложной вершины и т.п.).

 Максимальные  достижения очень часто в конечном  итоге оборачиваются "пирровой  победой" - разрушают здоровье, нарушают  хорошие отношения со значимыми  и близкими людьми, фанатизируют  личность, делают однобоким образ жизни человека и его личность в целом. Т.е. они дисгармонизируют  жизнь и не дают длительного и спокойного чувства удовлетворенности ею. 

          Гармоничность личности - характеристика личности,  определяется степенью оптимальности соотношения силы разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, с психологическими исполнительными возможностями  и с поведенческими проявлениями (“согласием с самим собой”), уровнем конструктивности отношений с людьми и с окружающей природой, характером преобладающего эмоционального тона и др.

Гармоничное состояние  личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика  проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной  доли противоречивости  личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности,  процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет  пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности

 

Мировоззренческие и педагогические аспекты гармоничного функционирования личности

Многие религиозные и общественные идеалы имеют очень жесткий, максималистский характер. Они выдвигают крайние требования к личности в отношении преобладания в ней культурных ориентаций, в связи с тем, что внутривидовая борьба между людьми, их “греховные” помыслы и поступки, возможное применение ядерного оружия  могут привести к тотальному самоуничтожению большей части человечества.. Эти идеалы, однако, не соответствуют закону мировой гармонии - они чересчур резко ограничивают поведенческое выражение акультурных импульсов и являются на самом деле предписаниями, в конечном итоге дисгармонизирующими жизненный процесс. Ведь не случаен фундаментальный природный факт, что большинство людей не следуют им на сто процентов, так как они просто нереальны и недостижимы.

Большой проблемой  является отыскание оптимального баланса, меры соотношения культурных и акультурных  склонностей. Известно, что золотое сечение - гармоническая пропорция частей целого в архитектуре, искусстве, росте листьев, строении морских раковин и т.п. выражается  пропорцией 1,62 : 1. Если рассматривать как необходимые части целостного культурологического облика человека его культурные и акультурные тенденции, то при таком их соотношении доля акультурных склонностей, хоть и меньшая, оказывается с точки зрения общественных идеалов слишком большой и взрывоопасной. Видимо, в сообществе людей  гармоническая пропорция сдвигается в сторону большего преобладания культурных тенденций и поведения. По моим данным, оптимальным соотношением культурного и акультурного начал в личности  является пропорция .3 : 1. Религиозные же идеалы требуют абсолютного преобладания положительных моментов, например, в христианстве выполнения всех десяти заповедей - 10 : 0. Эти контрастные по сравнению с природными требования нереальны как с биологической, так и с психологической точек зрения. Наблюдения показывают, что некоторая доля не очень грозных акультурных тенденций (“грехов”) необходима для создания дополнительной мотивации к культурному развитию ребенка и взрослого, динамизирует и поддерживает это развитие.

          Кроме того, следование всем культурным  заповедям требует от личности  постоянного самоконтроля, осознания каждого своего шага, так как нравственные и иные культурные императивы мало автоматизируются, с трудом превращаются в привычку. Тенденция, возможно,  может в своем развитии превратиться в устойчивую доминирующую черту по типу черт характера, но это потребует от человека длительных закрепляющих усилий. Сверхсамоконтроль убивает элемент таинственности, интересности жизни, ее игровой характер, чувство непринужденности и легкости, спонтанности, которые являются неотъемлемыми признаками гармоничной жизни. Он превращает жизнь в тяжелую ношу. В стрессовых ситуациях такая личность с очень сильным Сверх-Я, “цензурой” может впадать в депрессию или становиться еще нетерпимей и фанатичней , что нередко встречается у религиозных лиц и у педагогов традиционной школы. Перенапряжение контролирующих механизмов в конце концов срывает адаптацию, человек болеет. Это, естественно, не соответствует природной стратегии установления оптимальных соотношений между плюсами и минусами в личности, которые бы обеспечивали ее устойчивое, длительное, продуктивное и гармоничное развитие.

Информация о работе Внутриличностный конфликт и гармония личности