Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:17, реферат
В данной работе поставлена цель - выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов психологического воздействия внушения и заражения, сравнить их. В работе поставлены следующие задачи: дать определение понятиям психологического влияния и воздействия, дать классификацию методам психологического влияния, подробно рассмотреть методы психологического влияния «внушение» и «заражение», дать сравнительную характеристику этих методов.
Введение
Понятие психологического влияния:
классификация методов психологического влияния на личность
Метод внушения:
Общая характеристика понятия внушения
Виды внушения
Приемы внушения
Метод заражения
Общая характеристика понятия заражения
Виды внушения
Сравнительный анализ методов:
5.1. Внушение как следствие заражения
5.2 Заражение как следствие внушения
Заключение
Список литературы
Важно отметить, что рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильности общества, например в условиях радикальных социальных преобразований.
Г. Лебон, анализируя такой психический механизм социального влияния как заражение, писал о том, что психическое заражение или, как он называл его "психическая зараза", наиболее характерен для толпы и способствует образованию у нее специальных свойств. «Зараза представляет собой такое явление, – пишет Г. Лебон, – которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно – пишет автор, – и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и поэтому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы»4.
5. Внушение как следствие заражения
В отличие от как бы само собой происходящего заражения жестами, движениями и другими невербальными формами поведения, «внушение осуществляется почти только через посредство речи, т. е. его механизмом является слово». Внушение, таким образом, специфично только для человека. Соответственно, на основе этого Б. Ф. Поршнев и рассматривал феномен внушения как «словесное заражение» — естественно, основанное на более сложных психологических механизмах.
«Суть внушения состоит в том, что если налицо полное и безоговорочное доверие... то человеческие слова у слушающего вызывают с полной необходимостью те самые представления, образы и ощущения, какие имеет в виду говорящий; а полная ясность и безоговорочность этих вызванных представлений с той же необходимостью требует действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением и познанием, а не посредством другого лица» (Поршнев, 1966). Из сказанного очевидно, что для успешного внушения нужен высокий уровень контакта между внушающим и внушаемым. Всякий говорящий внушает, но далеко не всякое словесное внушение воспринимается как таковое — в подавляющем большинстве случаев присутствует встречная психическая активность, т. е. критическое отношение к самому говорящему или к его словам, сопоставление их с чем-то еще. Как правило, это сопоставление с собственным опытом или, что еще важнее, с актуальным собственным состоянием, со своей готовностью или неготовностью поддаться внушению. Эффективность внушения значительно усиливается в массе, когда человек не предоставлен самому себе, своему опыту или способности к размышлению.
В современной психологии под внушением понимаются «различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения... В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации... Эффект внушения может возникать как следствие эмоционального заражения (например, массовые внушения в ходе паники) или в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т. п.» («Психологический словарь», 1983).
Внушение, как разновидность заражения, вызывает подражание — только не самим действиям, а вербальным образам этих действий, словам.
Успешность внушения
связана с внушаемостью, как и
успешность заражения связана с готовностью
к подражанию. Более того, совпадают практически
все факторы, как лежащие в основе внушения,
так и определяющие эффективность некритического
внушения.
Подводя итог о проделанной работе, можем сделать вывод о том, что мы справились с поставленными задачами, а именно: дали определение понятию психологического влияния, которое говорит о том, что влияние – это процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок и установок. Подробно рассмотрели методы внушения и заражения, их виды и приёмы. На основе проделанной работы мы привели сравнительную характеристику методов психологического воздействия внушения и заражения.
Внушение –
это внедрение каких-либо идей, чувств,
эмоций без возможности критической
оценки и логической переработки, т.е.
в обход сознания. При внушении
все передаваемые идеи воспринимаются
и исполняются «слепо». Внушение
используют, чтобы блокировать
Заражение - Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно и так же усваиваться (непроизвольно или произвольно).
Внушение отличается
от заражения тем, что в первом
случае инициатор влияния сам
находится в одном состоянии,
а у адресата влияния производит
другое. Заражение подразумевает, что
инициатор сам находится в
том состоянии, которое он воспроизводит
в других людях.
Информация о работе Внушение и заражение как способы психологического влияния: сравнительный анализ