Внушение и заражение как способы психологического влияния: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

В данной работе поставлена цель - выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов психологического воздействия внушения и заражения, сравнить их. В работе поставлены следующие задачи: дать определение понятиям психологического влияния и воздействия, дать классификацию методам психологического влияния, подробно рассмотреть методы психологического влияния «внушение» и «заражение», дать сравнительную характеристику этих методов.

Содержание

Введение
Понятие психологического влияния:
классификация методов психологического влияния на личность
Метод внушения:
Общая характеристика понятия внушения
Виды внушения
Приемы внушения
Метод заражения
Общая характеристика понятия заражения
Виды внушения
Сравнительный анализ методов:
5.1. Внушение как следствие заражения
5.2 Заражение как следствие внушения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Соц.Психология.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

     Министерство  науки и образования Украины

     Днепропетровский  национальный университет им. О. Гончара

     Факультет общественных наук и международных  отношений

     Кафедра социологии 
 
 
 

     Реферат на тему:

     «Внушение и заражение как способы психологического влияния: сравнительный анализ» 
 
 
 

     Выполнила

     студентка I курса СЦ-11-1

     Ветрова Алина Евеньевна

       
 
 
 
 
 
 
 

2011

Днепропетровск

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие психологического влияния:
    1. классификация методов психологического влияния на личность
  3. Метод  внушения:
    1. Общая характеристика понятия внушения
    2. Виды внушения
    3. Приемы внушения
  4. Метод   заражения
    1. Общая характеристика понятия заражения
    2. Виды внушения
  5. Сравнительный анализ методов:

    5.1. Внушение  как следствие заражения

    5.2 Заражение  как следствие внушения 

  1. Заключение
  2. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Если  исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей.

     Одними  из важных механизмов общения и взаимодействия людей являются процессы психического внушения и заражения.

     Тему  данной работы считаю актуальной, так  как проблемы и механизмы человеческого  взаимодействия неразрывно связаны  как профессиональной, так и в  общественной жизни индивида.

      Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

      Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

     Простота  психологического влияния с помощью  общения заключается в том, что  каждый человек уже умеет это  делать. У всех есть свои способы  воздействия на других. Сложность  в том, что нужно научиться  понимать разнообразные аспекты  общения, научится использовать его  законы. Кроме того, необходимо ясно представлять свои собственные цели, интересы и возможности. Это тоже не самая простая задача.

     В данной работе поставлена цель - выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов психологического воздействия внушения и заражения, сравнить их. В работе поставлены следующие задачи: дать определение понятиям психологического влияния и воздействия, дать классификацию методам психологического влияния, подробно рассмотреть методы психологического влияния «внушение» и «заражение», дать сравнительную характеристику этих методов. 
 
 
 

  1. Понятие психологического влияния

      Прежде  чем, рассмотреть методы психологического влияния необходимо сразу ввести понятие влияния.

      Влияние – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок и установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение, механизмом ненаправленного влияния – подражание и заражение. Влияние может быть прямым и косвенным. Критерий его полезности – реализуемые в нём социальные ценности.

      Психологическое влияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных

      Психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие [10].

     Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов [10].

     Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния[10]. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, — адресатом[10].

     Методы  влияния – совокупность способов, приёмов и процедур воздействия на личность для изменения личностных позиций, оценок и установок [12].

      Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается  влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено  право, ответить и время для этого  ответа.

      Классификация методов психологического влияния на личность

Метод влияния Определение
1.Убеждение Сознательное  аргументированное воздействие  на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение  их суждения, отношения, намерения или  решения.
2. Внушение Сознательное  неаргументированное воздействие  на человека или группу людей, имеющее  своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности  к определенным действиям.
3. Самопродвижение Объявление  своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным  по достоинству и благодаря этому  получить преимущества на выборах, при  назначении на должность и др.
4. Заражение Передача своего состояния или отношения другому  человеку или группе людей, которые  каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или  отношение. Передаваться состояние  может как непроизвольно, так  и произвольно, усваиваться —  также непроизвольно или произвольно. По другим источникам: процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного  социального сплочения. Однако при  выходе из-под контроля психическое  заражение (индукция) приводит к распаду  нормативно-ролевого поведения, возникает  деструктивный "эффект толпы" [2].
5.Пробуждение  импульса к подражанию Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта  способность может как непроизвольно  проявляться, так и произвольно  использоваться. Стремление подражать  и подражание (копирование чужого повеления и образа мыслей) также  может быть как произвольным, так  и непроизвольным.
6.Формирование благосклонности Привлечение к  себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной  незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или  оказания ему услуги.
7. Просьба Обращение к  адресату с призывом удовлетворить  потребности или желания инициатора воздействия
8. Принуждение Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его  жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно  принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное  давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств".
9.Деструктивная  критика Высказывание  пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или  грубое агрессивное осуждение, поношение  или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики  — в том. что она не позволяет  человеку "сохранить лицо", отвлекает  его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у  него веру в себя.
10. Манипуляция Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или  выполнению действий, необходимых для  достижения инициатором своих собственных  целей.

По другим источникам: система средств идеологического  и социально-психического воздействия  с целью изменения позиций  и поведения людей вопреки  их интересам. Манипуляция массовым сознанием и поведением – характерная  особенность административно-командной системы [2].

 
 
 
 
 
 
 
  1. Метод внушения
    1. Общая характеристика понятия внушения

     Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации [2]. Внушение – один из механизмов воздействия на массовое и индивидуальное сознание, широко используемое в массовой коммуникации, рекламе, распространении моды и в политическом манипулировании; аутосуггестия (саомвнушение) является средством психической саморегуляции [2].

     Внушение – воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации [1]. Внушение осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Общаясь, люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая друг другу свои мнения, оценки, настроения [1]. Сила внушения увеличивается во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений), а также под влиянием целенаправленной рекламы, значимости передаваемой информации, авторитета говорящего [1].

     Особенностью  внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, не к её готовности мыслить и рассуждать, а к готовности внутренне принять  передаваемые сведения, указываемые сведения [5]. Внушение, отмечал Бехтерев, действует путём непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике [5].

     По  В. М. Бехтереву, внушение есть не что  иное, как вторжение в сознание (или прививание к нему идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего  лица и нередко без ясного с  его стороны сознания (религия, гипноз) [5].

     Согласно  концепции А. М. Сводяща, объясняющей  механизм внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации  информации, т.е. определение ее достоверности [5]. Из значительного количества обрушивающейся информации, более сложная подвергается логической переработке и оценке [5]. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значимости. Благодаря этому, организм не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему либо не имеют отношения, либо несут несущественную или ложную информацию [5].

     Воздействие внушением заключается в организации  и доведении до объекта информации в таком виде, чтобы она не вызывала сомнения в ее ценности, значимости и усваивалась без анализа [4].

     При внушении у личности, подвергающейся внушению, могут возникать определённые барьеры. Болгарский психотерапевт  Г. Лозанов утверждает, что с возрастом  у человека формируются три барьера: критическо-логический, интуитивно-эффектный и этический [5]. Все, что не содержит впечатления добронамеренной логической выдержанности, доверия и чувства уверенности, все, что противоречит этическим принципам личности, как правило, отбрасывается. 

     3.2 Виды внушения

     Внушение  подразделяется на непосредственное и опосредованное [9]. Непосредственное – прямое воздействие на людей [9].

     Прямое  внушение - достигается путем непосредственного словесного воздействия эмоционально насыщенным, повелительным тоном [9]. Словесная формула при этом имеет вид прямой речи, обращенной к объекту воздействия. В ней выражается требуемое поведение либо состояние, которое должно наступить сразу же после высказанных слов [9]. Фразы должны быть резкими (но не оскорбительными), которые легко запоминаются [9]. Наиболее важные фразы следует повторять несколько раз [9]. Речь внушающего может сопровождаться средствами, усиливающими эффект воздействия (жесты, мимика, интонация и ритм) [9]. Громкость речи варьируется в зависимости от индивидуальных состояний и важности той или иной фразы в формуле [9].

     Опосредованное  внушение осуществляется вне личных контактов, через систему средств информации, кино, радио, телевидение, прессу, наглядные средства. В этом случае эффект внушения зависит от авторитетности источника и жизненной значимости информации, которые могут вызвать доверие и снизить сопротивление внушаемому воздействию [9]. Внушение этого вида довольно эффективно используется в практике. В отличие от прямого, при косвенном внушении всегда прибегают к помощи добавочного раздражителя [9]. Словесной формулы может не быть совсем.

     Подавляющее внушение способствует формированию навыков, привычек, которые могут стать в последствии мотивами для соответствующего поведения, осознаваемыми или неосознанными [4]. Когда внушение ценности, отношения, формы поведения осознаются и принимаются личностью, они принимают форму убежденности, т. е. защищаются, обосновываются и реализуются по внутренним побуждениям, потребностям людей, бывших объектом внушающего воздействия. В таком случае сама убежденность ограничена и обусловлена характером, содержанием, направленностью внушения, степенью самостоятельности мышления, ориентации и выбора типа поведения, отношения, установки [4]. 
 
 
 

Информация о работе Внушение и заражение как способы психологического влияния: сравнительный анализ