Внимание в структуре познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях и т. д. Почему же наша психическая деятельность все же не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1……………………………………………………………..............4
Глава 2……………………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………15

Работа содержит 1 файл

общая психология.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

       - обеспечение гигиенических условий работы;

       - оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

       - привычные условия работы.

       Воспитание  критического отношения к себе и  работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.

       Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости  и наблюдательности, а также повышение  интеллектуального уровня имеют  большое значение для развития внимания.

       Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:

       - медитация (один из терминов, употребляющихся  для обозначения способа переключения  внимания с внешнего мира на  мир внутренний). Существуют разные  техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи,  на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.

       - пальминг (происходит от слова  palm, что в переводе на русский  язык означает “ладонь”). Ладони  человека представляют собой  превосходный инструмент для  защиты глаз. Когда человек закрывает  глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.

       Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы.

       Оказывается, что не каждый человек может в  точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.

       - активизация слухового центра. Известный  российский физиолог академик

         П. Анохин в своих исследованиях  установил, что в деятельности  человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр:

       1. проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.

       2. Нужно стараться различать голоса  часто встречающихся людей и  припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его. Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.

        3. стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.

       4. можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.

       5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем  записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.

       Судя  по проявлениям внимания, подростковый возраст - период парадоксов в достижениях возможностей и в потерях.

       В течение школьного обучения происходит прогрессивное развитие внимания в  целом. Наибольшие изменения выявляются в развитии объема и избирательности, наименьшие - устойчивости. К концу подросткового возраста формируется зрелый тип функционирования организации зрительного восприятия.

       В старшем школьном возрасте ведущими свойствами внимания являются переключение и избирательность. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с предмета на предмет находятся на ступени развития.

       Избирательное внимание в юношеском возрасте определяется, прежде всего направленностью интересов. Интерес к учебной деятельности нередко падает за счет повышения интереса к другим сторонам окружающей действительности - к другим людям и своему Я. Присутствуя на уроке, юноша, нередко “витает в облаках”, грезит, мечтает о чем-то сокровенном, пишет записки и т.п. Кроме того, поскольку юноши устремлены в будущее, они могут с трудом концентрироваться на настоящем, в том числе на конкретной учебной задаче и учебном процессе в целом.

       С другой стороны, 15-16-летние школьники  отличаются максимализмом самостоятельности, жаждой освобождения от внешнего контроля. При этом развивается самоконтроль и способность к сознательному самовоспитанию. Поэтому в юношеском возрасте можно вызвать у учащихся стремление к самостоятельному развитию (самовоспитанию) внимания.

       В 16 - 17 лет подросток энергичен, общителен, уверен в себе. У него растет интерес к другим людям, склонность сравнивать себя с другими, потребность нравиться. Ведущим мотивом деятельности у многих старшеклассников выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать уважение товарищей. У многих старших подростков возможны колебания внимания в течение учебного дня или даже урока в силу повышенной возбудимости или утомляемости, то есть особенностями нервной системы и темперамента. Внимание снижается после перенесенных тяжелых соматических заболеваний, наличии нервно-психических заболеваний, переутомлении, психологических проблемах и конфликтах.

       Одной из особенностей учебной работы в  старших классах является необходимость  частого переключения внимания учащихся с одного содержания на другое. Урок математики сменяется историей, затем физикой, биологией. Такое частое и резкое переключение внимания представляет для людей инертного типа нервной системы огромный труд.

       Однако  следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 16 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и, в некоторых случаях, приводят к снижению характеристик внимания.

       У старшеклассников, по сравнению с  подростками, интерес к учению повышается.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 
 

       Процесс обучения в школе включает не только усваивание сложной системы знаний, становление многих учебных и  интеллектуальных процессов. Часто главная причина больших затруднений в усвоении и использовании нового учебного материала учащимися состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости познавательных процессов.

       Изучение  психики и личности человека, познавательных процессов и способов их тренировки и развития становится все более совершенным. Психологи изобретают более новые, более современные модели для изучения этих процессов. Человек, используя эти модели, глубже познает свой внутренний мир, что позволяет открыть новые способности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы. 
 

       1. Береснева Л.М. Развитие внимания у детей с трудностями в обучении.-//Воспитание и обучение детям с нарушениями развития.-2005.-№6.-С.31-40.

       2. Джемс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

       3. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника./ О.Ю.Ермолаев, Т.М.Марютина, Т.А.Мешкова.:М, Знание,207-80с.

       4. Крайг Г. Псмхология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 120с.

       5. Московкина А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания // Дефектология. - 2000. - №2.- С.45-26

       6. Пасяева К.З. Развитие внимания и логического мышления: Уроки обучения грамоте.-//Начальная школа.-2005.-№7.-С.38-40.

       7. Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -2004. - №1- С.45-52

       8. Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособ. Для пед. вузов.-/Под общ. ред. В.Г. Шур.-М.:Школьная пресса, 2000.-416с.

Информация о работе Внимание в структуре познавательных процессов