Внимание в структуре познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях и т. д. Почему же наша психическая деятельность все же не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1……………………………………………………………..............4
Глава 2……………………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………15

Работа содержит 1 файл

общая психология.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
 

ТЕМА: «Внимание в структуре познавательных процессов» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТКИ 1-ГО КУРСА И-ТА СГНиТ (СФО)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050701

ПЕДАГОГИКА

ВОЛГАПКИНОЙ АЛЕКСАНДРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

0125-050701-10/008000

                                                                                                                                           
 
 
 
 
 
 

       Оглавление 
 

       Введение…………………………………………………………………..3

       Глава 1……………………………………………………………..............4

       Глава 2……………………………………………………………………..8

       Заключение………………………………………………………………14

       Список  использованной литературы…………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 
 

       Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях и т. д. Почему же наша психическая деятельность все же не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

       Внимание - это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность  психической деятельности на каком-либо объекте восприятии (А.В. Петровский).

       Предметом данной контрольной работы является внимание, как процесс направленности сознания на конкретные явления и  предметы.

       Целью данной работы является рассмотрение внимания, как познавательного психического процесса.

       За  вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение  отношения к объекту. 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Функции и виды внимания.
 
 

       Внимание  обычно не считают особым психическим  процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы “жертвует собой” ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.

       Н.Ф. Добрынин рассматривает внимание, как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью - углубление в данную деятельность. Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.

       Рассмотрим  свойства внимания. Одним из основных свойств внимания является направленность.

       Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. В педагогическом процессе, например, сравнительно легко направить внимание учащихся на тот или иной предмет или действие. Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени. Ярким примером направленности внимания является факт известный под названием “эффект вечеринки”, изученный в 1953г. Черри. Представьте, что вы находитесь на каком-нибудь празднестве и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в тоже время вы перестаете слышать, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым упуская нить прежнего разговора. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменение направления вашего внимания.

       Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором  она как в фокусе сосредоточена.

       Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

       Человек, к примеру, может сосредоточить  свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При  этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

       Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.

       Переключаемость внимания понимается как его перевод  с одного объекта на другой, с  одного вида деятельности на иной. Данная функция человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае мы невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что нас случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляем себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

       Таким образом, выделяют три вида внимания:

1) непроизвольное - пассивное, само собой возникающее внимание;

2) произвольное - активное, волевое, сознательно  регулируемое сосредоточение на  объекте. Быстро утомляет, требует  волевых усилий для поддержания;

3) послепроизвольное  - вызывается через вхождение  в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

       Различая  произвольное и непроизвольное внимание, не нужно отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Произвольное внимание развивается из непроизвольного. Произвольное внимание требуется тогда, когда нам нужно заинтересоваться определенным предметом, а заинтересованности нет, в этом случае мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим.

       Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо  восприняты в относительно короткий период времени.

       Устойчивость  внимания - это способность субъекта не отклоняться от направленности психической  активности и сохранять сосредоточенность  на объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания являются временные  параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий, интерес.

       Отвлекаемость - свойство, противоположное устойчивости, - колебания, периодическое ослабление внимания к конкретному объекту.

       Сосредоточение  на объекте обеспечивает углубленное  изучение познаваемых объектов и  явлений, вносит ясность в представления  человека о том или ином предмете.

       Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным  приемом. Наряду с ним в наши дни  все более развивается системный  подход к изучению внимания, который  предусматривает использование методик других наук, смежных с психологией. Примером такой междисциплинарной интеграции может служить исследование особенностей внимания в связи с общей активацией деятельности мозга.  
 
 
 
 
 

       
  1. Способы тренировки и развития внимания.
 
 

       Проблемой внимания занимались многие отечественные психологи: Л.И. Божович, М.В. Страхов, П.Я. Гальперин, особый вклад в теорию внимания внёс Николой Фёдорович Добрынин. Проблемой внимания в юношеском возрасте, занимались такие психологи как О.Ю. Ермолаев, Т.М. Матюрина, Т.А. Мешкова.

       Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался  проследить Л.С. Выгодский. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

       По  мнению Л.С. Выгодского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

       Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого  речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

       Внимание  играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Для этого человеку нужно соблюдать следующие условия:

       1. правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;

       2. своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.

       3. учет дневного ритма работоспособности;

       4. чередование умственных и физических занятий.

       5. создание благоприятной рабочей обстановки, т.е.:

       - отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины

        (легкий шум способствует сосредоточенности);

Информация о работе Внимание в структуре познавательных процессов