Внимание: общая характеристика, свойства, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:33, реферат

Описание работы

Выполнение функции отражения как раз берут на себя ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. А вот что обеспечивает выполнение функции регуляции – так это внимание.
Действительно, в системе познавательных процессов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Ниже будет сделана попытка, рассмотреть феномен внимания, его характерные особенности, виды, функции и свойства.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика внимания 5
Свойства внимания 7
Виды внимания 11
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 48.90 Кб (Скачать)

         В описаниях других авторов также подчеркивается, что  воле­вое внимание является лишь промежуточной, переходной стадией на пути к более  продуктивной форме произвольного  внимания. «...Роль волевого усилия заключается в том, чтобы вызвать заинтересованное внимание и уступить ему место. Это похоже на то, как мы встряхиваем часы и повторяем это, пока не получится доста­точного толчка, и не установится самостоятельный ход механизма», - пишет Дж.Сёлли.

         Так, спонтанное внимание обладает характеристиками как произвольного, так и непроизвольного внимания. С вниманием произвольным его роднит чувство активности, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общие моменты с непроизвольным вниманием заключаются в отсутствии усилия, автоматичности и сильном эмоциональном сопровождении. Поэтому данную форму внимания относили либо к непроизвольному, либо к произвольному виду внимания. Иногда же ее выделяют и описывают как самостоятельную и возникающую в результате разрешения конфликта основных видов внимания. Сохраняя черты своих предшественников, спонтанное внимание приобретает качественно новые свойства и признаки. С объективной стороны оно выглядит как направленное не на предмет, а на процесс деятельности; со стороны субъективной оно кажется ведомым какой-то высшей силой и сопровождается переживанием всепоглощающего интереса и даже наслаждения.

         Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

         Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор  цели и усилием воли подавляет  один из интересов, направляя все  свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой вариант, когда  произвольное внимание сохраняется, а  усилий воли для его сохранения уже  не требуется. Это бывает, если человек  увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

         По своим психологическим  признакам оно близко непроизвольному, хотя между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание проистекает из интереса, стимулируется не особенностями предмета, а направленностью личности. При нем сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.

         Рассмотренные три  вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетаются и  опираются один на другой.

         Природное внимание дано человеку как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов, детекторов новизны.

         Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни как результат обучения и воспитания; оно связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

         Непосредственное  внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

         Опосредованное  внимание - не прямой, опосредованный способ привлечения внимания. Регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

         Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

         Интеллектуальное  внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре находится какое-либо чувственное впечатление, а при интеллектуальном — мысль.

         Особые виды внимания описаны в практиках медитации, «умной» молитвы и психотерапии. В отличие от вышеуказанных, стихийно складывающихся типов внимания, они требуют специальной личностной подготовки, системы изощренных и длительных упражнений и опираются на ряд строгих предписаний. Одна группа техник медитации предполагает развитие способности концентрации на одном, не важно каком, объекте мысли или восприятия. Другая же, напротив, требует полной открытости сознания. Последний вид внимания получил название «обнаженного» (bare), поскольку подразумевает непрерывное, бесстрастное и бездумное наблюдение любых содержаний сознания без каких-либо задержек и реакций. Отмечается сходство этой культивированной разновидности интеллектуального внимания с вниманием психоаналитика в процессе клинической беседы и с вниманием пациента в ситуации отчета свободных ассоциаций. В обычной жизни подобное состояние непреднамеренной констатации может возникнуть у усталого пассажира автобуса, когда он бездумным и неподвижным взором скользит по пролетающим мимо деревьям, домам, витринам и вывескам магазинов. 

 

         

  • Заключение
  •          Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который  в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность.

               Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов  всегда имеется какое-то отношение  личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение  находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия — воспринимания — и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление — единство мышления как деятельности и мысли, как содержания — понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

               Внимание – удивительный и важный процесс. Можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Кроме этого, важно совершенствовать и развивать свойства внимания.

               Не смотря на то, что  исследования внимания порождают многочисленные и зачастую неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку было бы весьма не лишним знать приемы и способы, позволяющие научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.  

     

             

  • Список  использованной литературы
    1. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. - Спб: Питер, 2005.
    2. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
    3. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001
     

     

             

    Информация о работе Внимание: общая характеристика, свойства, виды