Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:56, контрольная работа
Целью данной работы является изучение природы и закономерностей внимания. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотрение внимания как проявления активности личности, определение значения внимания в жизни и деятельности человека, а также рассмотрение формирования непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения[1].
Введение………………………………………………………………………..3
1. Общее представление о внимании……………………. .....……………..4-5
2. Виды внимания и их характеристика...……………………………..........5-9
3. Основные свойства внимания и их характеристика……………………9-12
4. Основные психологические теории внимания……...…………………12-15
5. Развитие и формирование внимания…………………………………. .15-18
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..20
С точки зрения внимания как деятельности психического контроля вопрос о структуре произвольного внимания решается следующим образом: внимание произвольное есть внимание планомерное. Это - контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Наличие такого плана и критериев и способов действия позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить, а не на то, что "само бросается в глаза". Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке "само бросается в глаза".
Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать задание проверить (или проверять) ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность. Все это сначала нужно давать внешне, в материальной или материализованной форме - начинать следует не с внимания, а с организации контроля как определенного внешнего действия (которое лишь потом будет преобразовано в новый акт внимания). А дальше это действие контроля, путем поэтапной отработки, доводится до умственной, обобщенной, сокращенной и автоматизированной формы, когда оно, собственно, и превращается в акт внимания, отвечающий новому заданию.
Непроизвольное внимание ребенка тоже можно воспитывать таким, каким мы хотим его видеть. В этом случае мы не ставим ребенку специальной задачи контроля, но учим выполнять основную деятельность определенным способом: тщательно прослеживая ее отдельные звенья, сравнивая и различая их, их связи и отношения. Таким образом, не выделяя контроль в особую задачу, мы включаем его в основную деятельность как способ ее осуществления. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного внимания.
С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий. И произвольное и непроизвольное внимание должны быть созданы, воспитаны в индивидуальном опыте; у человека - всегда по общественно данным образцам. При планомерном воспитании внимания такие образцы должны заранее отбираться как самые успешные и перспективные - для каждой сферы деятельности, на каждом уровне развития [5].
Заключение
В качестве заключения хотелось
бы отметить, что внимание в жизни
и деятельности человека выполняет
много различных функций. Оно
активизирует нужные и тормозит ненужные
в данный момент психологические
и физиологические процессы, способствует
организованному и
С вниманием связаны
Для перцептивных процессов
внимание является своеобразным усилителем,
позволяющим различать детали изображений.
Для человеческой памяти внимание выступает
как фактор, способный удерживать
нужную информацию в кратковременной
и оперативной памяти, как обязательное
условие перевода запоминаемого
материала в хранилища
Список используемой литературы
1.Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие. -М.: Флинта: МПСИ, 2008.
2.Выготский Л.С. Развитие
высших форм внимания в
3.Гальперин П.Я. К проблеме
внимания // Хрестоматия по вниманию/
Под редакцией Ю. Б.
4.Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания -М.: Тривола, 1995.
5.Ланге Н.Н. Внимание // Хрестоматия по вниманию/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. c.18-22.
6.Немов С.Р. Кн. 1: Общие основы психологии - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство "Питер", 2000.
8.Титчепер Э.Б. Развитие
внимания// Хрестоматия по вниманию/
Под редакцией Ю. Б.