Внимание как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение природы и закономерностей внимания. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотрение внимания как проявления активности личности, определение значения внимания в жизни и деятельности человека, а также рассмотрение формирования непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения[1].

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общее представление о внимании……………………. .....……………..4-5
2. Виды внимания и их характеристика...……………………………..........5-9
3. Основные свойства внимания и их характеристика……………………9-12
4. Основные психологические теории внимания……...…………………12-15
5. Развитие и формирование внимания…………………………………. .15-18
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 38.95 Кб (Скачать)

С точки зрения внимания как деятельности психического контроля вопрос о структуре произвольного  внимания решается следующим образом: внимание произвольное есть внимание планомерное. Это - контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Наличие такого плана и критериев и способов действия позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить, а не на то, что "само бросается в глаза". Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке "само бросается в глаза".

Чтобы сформировать новый  прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью  дать задание проверить (или проверять) ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность. Все это сначала нужно давать внешне, в материальной или материализованной форме - начинать следует не с внимания, а с организации контроля как определенного внешнего действия (которое лишь потом будет преобразовано в новый акт внимания). А дальше это действие контроля, путем поэтапной отработки, доводится до умственной, обобщенной, сокращенной и автоматизированной формы, когда оно, собственно, и превращается в акт внимания, отвечающий новому заданию.

Непроизвольное внимание ребенка тоже можно воспитывать  таким, каким мы хотим его видеть. В этом случае мы не ставим ребенку  специальной задачи контроля, но учим выполнять основную деятельность определенным способом: тщательно прослеживая  ее отдельные звенья, сравнивая и  различая их, их связи и отношения. Таким образом, не выделяя контроль в особую задачу, мы включаем его  в основную деятельность как способ ее осуществления. Тогда вместе с  основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного  внимания.

С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и  произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий. И произвольное и непроизвольное внимание должны быть созданы, воспитаны в индивидуальном опыте; у человека - всегда по общественно данным образцам. При планомерном воспитании внимания такие образцы должны заранее отбираться как самые успешные и перспективные - для каждой сферы деятельности, на каждом уровне развития [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В качестве заключения хотелось бы отметить, что внимание в жизни  и деятельности человека выполняет  много различных функций. Оно  активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными  потребностями, обеспечивает избирательную  и длительную сосредоточенность  психической активности на одном  и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно  зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность  памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов  внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает  как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной  и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого  материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает  как обязательный фактор правильного  понимания и решения задачи. В  системе межчеловеческих отношений  внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек  лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 

Список используемой литературы

1.Баданина Л.П. Психология  познавательных процессов: Учебное пособие. -М.: Флинта: МПСИ, 2008.

2.Выготский Л.С. Развитие  высших форм внимания в детском  возрасте // Хрестоматия по вниманию/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001.с.467-505.

3.Гальперин П.Я. К проблеме  внимания // Хрестоматия по вниманию/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001.с.533-541.

4.Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания -М.: Тривола, 1995.

5.Ланге Н.Н. Внимание // Хрестоматия по вниманию/ Под  редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. c.18-22.

6.Немов С.Р. Кн. 1: Общие основы психологии - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство "Питер", 2000.

8.Титчепер Э.Б. Развитие  внимания// Хрестоматия по вниманию/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001.с.184-192.

 

 


Информация о работе Внимание как психический процесс