Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:56, контрольная работа
Целью данной работы является изучение природы и закономерностей внимания. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотрение внимания как проявления активности личности, определение значения внимания в жизни и деятельности человека, а также рассмотрение формирования непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения[1].
Введение………………………………………………………………………..3
1. Общее представление о внимании……………………. .....……………..4-5
2. Виды внимания и их характеристика...……………………………..........5-9
3. Основные свойства внимания и их характеристика……………………9-12
4. Основные психологические теории внимания……...…………………12-15
5. Развитие и формирование внимания…………………………………. .15-18
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..20
Объем внимания - количество однородных предметов (как правило, 7 плюс/минус 2), которые внимание охватывает одномоментно. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является, поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.
При определении
Распределение внимания - это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упражняема.
Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания - весьма важное и часто очень нужное качество. Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она - сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае, очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.
Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Также на переключаемость влияете физическое состояние субъекта: у утомленного человека переключаемость внимания замедленна.
Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Она зависит от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта - степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна, прежде всего, способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Как только объект внимания теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны. Важным условием поддержания устойчивости внимания являются чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия напряжения. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.
Различные свойства внимания - его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью[5,6].
4. Основные психологические теории внимания
Интересные и противоречивые
свойства внимания привлекали к нему
взгляды многих ученых, которые по-разному
объясняли происхождение и
1) Двигательная теория
активного внимания (Рибо, Ланге)
находит здесь особые движения
организма, которыми мы (и животные)
целесообразно приспособляемся
для наилучшего восприятия, например
движения направления глаз ("смотреть"),
движения поворота головы для
наилучшего слушания, особые неподвижные
позы всего тела и задержания
дыхания, позволяющие лучше
2) Внимание как особая
душевная сила ко всему
3) Бихевиористы и рефлексологи,
сводят внимание к
4) Внимание сводится к
структурности восприятия. Эта трактовка
не выдерживает критики по
ряду оснований. Во-первых, для
внимания существенна
5) Внимание как результат
эмоции. Эта теория, особенно развитая
в английской ассоциационной
психологии, указывает на зависимость
внимания от интересности
6) Сторонники волюнтаристической теории усматривают сущность внимания исключительно в воле.
7) Механистическая теория
внимания сводит привлечение
внимания к тому или иному
объекту непосредственно с
8) Принцип доминанты процессов
нервной системы Ухтомского
9) Внимание является в
большей мере функцией
Все эти теории опираются на различные основания, но абсолютизируя их, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств[7,8].
5. Развитие и формирование внимания
Развитие внимания идет по направлению от более простого - непроизвольного, к более сложному - произвольному вниманию.
"В истории внимания
можно отчетливо наметить две
основные линии развития: линию
натурального развития
всякое культурное развитие,
оно является развитием социальным
и состоит в том, что ребенок
по мере врастания в окружающую его
социальную среду, в процессе приспособления
к этой среде развивает и формирует
ту основную операцию социального поведения
личности, которую называли в старой
психологии произвольным вниманием. Ключ
к генетическому пониманию
Само по себе органическое, или натуральное, развитие внимания никогда не привело бы и не приводит на деле к возникновению произвольного внимания. Оно возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим внимании. Так взрослый учит ребенка тем средствам, с помощью которых он будет в последствии сам управлять своим вниманием. Закономерность развития внимания в онтогенезе заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
С возрастом произвольное внимание ребенка улучшается, однако развитие непроизвольного внимания идет гораздо быстрее. В школьном возрасте наступает перелом в развитии внимания - ребенок научится сам, усилием воли управлять своим вниманием. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания усиливаются от дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем снова уравниваются. Эта тенденция как раз связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Л.С. Выготский писал, что
с самых первых дней жизни ребенка
развитие его внимания происходит под
влиянием двойного ряда стимулов, вызывающих
внимание. Первый ряд - это сами окружающие
предметы, которые своими яркими, необычными
свойствами приковывают внимание ребенка.
Второй ряд - это речь взрослого человека,
слова, которые первоначально
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок учится управлять сам своим вниманием. Сначала он управляет вниманием других людей, направляя их сознание словом в нужную сторону, а затем - в отношении самого себя.
Развитие внимания у детей
совершается в процессе обучения
и воспитания. Решающее значение для
его развития имеет формирование
интересов и приучение к
Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.
"Рассматривая жизнь
в целом, мы можем сказать,
что период учения и
По мнению П.Я. Гальперина, внутренне внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия Процесс поэтапного формирования умственных действий начинается с этапа внешних, развернутых и осознанных действий. Затем, когда эти действия стереотипно повторяются, некоторые их звенья пропадают из сознания. В конце концов, действие становится полностью свернутым, автоматизированным. Процесс в данном случае не осознаваем, он проходит очень быстро, субъекту доступен только результат. Выполнение любого умственного действия - это его исполнительная часть, но умственное действие включает также и ориентировочную часть, т.е. контроль. Такой контроль сначала следует за действием, потом выполняется одновременно с ним и, наконец, начинает предшествовать действию. На этой стадии контроль становится автоматическим. Когда контроль становится таким свернутым, автоматизированным, он достигает стадии внимания.