Внимание как основной компонент деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение внимания как основного компонента любой деятельности.
Основные задачи:
-Рассмотреть разновидности и формы внимания
-Рассмотреть типы высшей нервной деятельности человека
-Определить особенности внимания
-Охарактеризовать физиологические основы внимания

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1.Общая характеристика внимания и деятельности………….5
1.1.Понятие и строение человеческой деятельности………………...5
1.2. .Определение, виды и свойства внимания………………………11
Глава 2.Внимание как основной компонент деятельности…………19
2.1.Физиологическая основа внимания………………………………19
2.2.Внимание в структуре человеческой деятельности……………..22
Заключение…………………………………………………………….30
Библиография………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ внимаие и деятельность.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Переключаемость внимания очень важна в деятельности. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

Распределение внимания позволяет рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Пропускная способность органов чувств и нервной системы в целом ограничены, потенциально возможных сигналов в мире гораздо больше, чем реально возможных ощущений. Возможно, человек может распределить внимание между двумя сигналами разной модальности, для сигналов одной модальности сделать это гораздо труднее. Та часть сенсорного потока, на которое направляется внимание, поступает на дальнейшую переработку. (Психофизиологическая «судьба» остальной части точно пока не известна). На что конкретно будет направлено внимание в каждый данный момент, зависит от контроля человека над ситуацией и от его прошлого опыта.                   

Человек может произвольно и сознательно обращать, удерживать, направлять и концентрировать внимание.

           Внимание увеличивает продуктивность и качество деятельности. Для приобретений знаний и навыков необходима концентрация внимания на изучаемом содержании и на самом процессе учения. Мысли и образы, попавшие в сферу внимания, хорошо запоминаются, они господствуют в сознании. Во внимание могут попадать предметы, находящиеся как в центре, так и на периферии поля зрения или слуха. Это замечательное свойство внимания демонстрирует «коктейль-эффект», или «эффект дирижера» - способность в большой компании людей слышать не наиболее громкий разговор, а наиболее важный или тихую фальшивую ноту в большом оркестре и т.п.

           Объем внимания важен в познавательной деятельности. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

           На деятельность внимание может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние Вмешательство внимания в хорошо налаженные автоматические действия разрушает их. «Уход» произвольного внимания - обязательная составляющая формирования двигательного навыка. Неспособность отвлечься от несущественных деталей, излишняя концентрация внимания может быть помехой принятию решения и общению (неумение не замечать мелочей и чужих недостатков). Произвольное чрезмерное внимание к чувствам и переживаниям может ослаблять и разрушать их.

Со вниманием связанны как положительные, так и отрицательные особенности личности. К положительным можно отнести постоянное присутствие направленного внимания: наблюдательность, собранность, внимательность к другим людям и выполняемым действиям, чуткость, усердие и настойчивость, старательность и прилежание, терпение, аккуратность; к отрицательным – отсутствие внимания: рассеянность, халатность, равнодушие, ветреность, легкомысленность, неряшливость, тревожность и подозрительность. [13,c. 308]

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения, выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков.

От внимания зависит качество любого вида деятельности и сама возможность его протекания, адаптация людей к среде и друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.                  Большой психологический словарь Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко3-е изд.,

2.                  Выготский Л.С.Лекции по психологии,М.,Изд-во Моск.ун-та,1988

3.                  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. ,2002

4.                  Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 2005, 69 стр.

5.                  Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 2003, 564 стр.

6.                  Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2008 г., 78 стр.

7.                  Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004, 23 стр.

8.                  Иванов М. М. Техника эффективного запоминания. М., Смысл, 2002, 78 стр.

9.                  Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2007, 45 стр.

10.             Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., Смысл, 2005, 62 стр.

11.             Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001, 21 стр.

12.             Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл,2004, 25 стр.

13.             Маклаков А.Г.Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. — 592 стр

14.             Немов Р.С. Психология., М., Высшее образование, 2004, 325 стр.

15.             Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006, 87 стр.

16.             Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2008, изд. 2-е., 254 стр.

17.             Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1990, 185 стр.

    

18. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии.М.,2-е изд.М.,1972

          19.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Академия, 2001, 168 стр.

20.Столяренко Л.Д.  Основы психологии. «Феникс», 2000. -672 с.

21.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2, М., 2003, 45 стр

22.Христомания по вниманию. Под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузыря и В. Я. Романова. Издательство Московского университета, 1976 г.

 

 

 

 

 

33

 



Информация о работе Внимание как основной компонент деятельности