Внимание как основной компонент деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение внимания как основного компонента любой деятельности.
Основные задачи:
-Рассмотреть разновидности и формы внимания
-Рассмотреть типы высшей нервной деятельности человека
-Определить особенности внимания
-Охарактеризовать физиологические основы внимания

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1.Общая характеристика внимания и деятельности………….5
1.1.Понятие и строение человеческой деятельности………………...5
1.2. .Определение, виды и свойства внимания………………………11
Глава 2.Внимание как основной компонент деятельности…………19
2.1.Физиологическая основа внимания………………………………19
2.2.Внимание в структуре человеческой деятельности……………..22
Заключение…………………………………………………………….30
Библиография………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ внимаие и деятельность.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь-выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты [21,c. 5]

 

1.2.Определение, виды и свойства внимания

 

      Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы

чувств, и игнорирования другой. [14,c. 223]

       Внимание- это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активно. [1,c. 68]

        Внимание – это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях. [5, c.10]

      Проблемой внимания ученые стали изучать давно. Представители английской эмпирической психологии – ассоционисты - вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. Понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно служит для выражения активности сознания и используется как корректив к ассоциативной психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом внимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал. [8,c. 23]

Это идеалистическое понимание внимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делёвр и др.) отрицают вовсе правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческой психологии и гештальтпсихологии. [2,c. 154]

Первая механистическая попытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Рибо и развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторным установкам. Вторая, связанная с теорией гештальтпсихологии, сводит явление внимания к структурности сенсорного поля . [16,c. 78]

Попытка свести внимание к структурности восприятия не выдерживает критики по ряду оснований. Во-первых, для внимания существенна возможность выделения частей, сторон, моментов, - словом, анализа, а не одностороннее господство структурного целого; во-вторых, хотя внимание, бесспорно, сначала проявляется в отношении чувственного содержания и связано с его членением, однако существенная черта высших форм внимания заключается в отвлечении. Внимание связано с абстракцией, с возможностью расчленить структуру восприятия, кое от чего отвлечься и сознательно направить взор в определенную сторону. С мыслительной операцией абстракции внимание связано не менее тесно, чем со структурностью восприятия.

Сводить всю проблему внимания к структурности чувственного поля-значит в конечном счете отрицать существование субъекта.

Внимание, которое сплошь и рядом трактуется только как «функция» или механизм, есть по существу аспект большой основной проблемы о соотношении личности и мира. Наличие у человека высших форм внимания в конечном счете означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие предметного человеческого сознания.

Вместо раскрытия этого основного соотношения, связанного с общей направленностью личности, теория внимания по большей части сосредоточивалась на вопросе о том, к каким функциям его причислить. Сторонники волюнтаристической теории усматривают сущность внимания исключительно в воле, хотя непроизвольное внимание явно противоречит такому пониманию. Другие сводили внимание к фиксации представлений посредством чувства, хотя произвольное внимание часто регулируется вопреки чувству. Третьи, наконец, искали объяснения внимания исключительно в изменении самого содержания представлений, не учитывая значения общей направленности личности. Между тем специфическое ядро вопроса в другом: внимание существенно обусловлено взаимоотношением между направленностью деятельности, в которую включен человек, и направленностью его внутренних психических процессов. Внимание налицо там, где направление деятельности ориентирует направление мыслей, помыслов и т. д., где они совпадают. Отсутствие внимания означает их расхождение или разведение. Можно, пожалуй, сказать, что внимание выражает специфическую особенность процессов, направление которых регулируется деятельностью, в которую они включены.

Поскольку во внимании выражается отношение личности к объекту, на который направлено ее сознание, значимость этого объекта для личности имеет основное значение «для привлечения к нему внимания.

Не подлежит сомнению, что привлечение внимания к тому или иному объекту связано и с силой исходящих от него раздражении, как это обычно подчеркивается в традиционной механистической теории внимания. Сильный, резкий звук, яркий цвет, вообще интенсивное раздражение — при прочих равных условиях - скорее привлечет к себе внимание, чем более слабое раздражение. Однако решающее значение имеет, в конечном счете, не столько сама по себе сила или интенсивность раздражителя, сколько относительная значимость соответствующего объекта для данного субъекта. Сосредоточенные на каком-нибудь деле, мы сплошь и рядом не обращаем внимания на очень сильные раздражители, не имеющие отношения к тому, чем мы заняты,- на сильные посторонние шумы и т. п., между тем как малейшая деталь, имеющая отношение к тому, чем мы заняты, и представляющая для нас интерес, привлечет наше внимание. Ученый, заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратит внимание на, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользнет от внимания другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу подметит малейшие оттенки в поведении ее ребенка, которые ускользнут от внимания постороннего безразличного наблюдателя.

Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями личности, с ее устремлениями и желаниями, с общей ее направленностью, а также с целями, которые она себе ставит.

В интересах, обусловливающих внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальные моменты. То, что непосредственно связано с интересом, приобретает в силу этой связи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано с нашими эмоциями, с чувствами, может в силу этого приобрести интерес. Эмоциональные моменты оказывают значительное влияние на направление нашего внимания. Но интерес всегда включает не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты.

  Единство взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоционально привлекательно, может вызвать у нас просто склонность, желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам еще неизвестно. Интерес - это желание узнать еще что-то об объекте. Он поэтому возбуждается проблематичностью, неизвестностью, наличием каких-то задач. Интересно то, чего мы еще не знаем и что уже хотим узнать. Интересно то, что еще не исчерпано, не до конца изведано. Интересен человек, который для нас еще не исчерпан.

Интересен предмет, который требует движения мысли и дальнейшего углубления в него. Нам интересно то, о чем мы уже знаем, что мы этого еще не знаем.

Всякий опытный педагог знает, что заинтересовать учащихся можно, только давая им свежий, новый, еще неизвестный материал, связывая его при этом обязательно с уже известным, прежним, усвоенным. Это не просто внешний тактический прием. Он укоренен в самой природе интереса. Возбуждает интерес и привлекает внимание только то, что свежо, ново, и только при том условии, если оно как-то связано с прежним, знакомым. Эта связь с прежним опытом личности, так же как связь с чувствами, означает связь интересов и зависимость внимания от личности в целом, ее конкретной направленностью, обусловленной всем ходом развития личности.                    

Классификация видов внимания:

1.По происхождению в филои онтогенезе:

-Природное – врожденная способность к избирательному характеру

-Социально-обусловленное – связанно с сознательным реагированием, результат воспитания и обучения.

2. По способу привлечения внимания:

- непосредственное – управляется только свойствами объекта, на который направлено, прежде всего – изменением этих свойств, новизной; например внимание к неожиданно возникшему звуку или внезапно наступившей тишине;

-опосредованное – регулируется с помощью специальных средств: жестов, знаков, указателей, слов и т.п. (Например, для привлечения внимания служит дорожная разметка или фразы типа: «Обратите внимания на такое-то место в книге.»)

3. По участию сознания:

-  непроизвольное – не связанно с участием воли, управляется извне, физическими свойствами сигналов (возникает также, как непосредственное или при участии «сильного посредника», например, внимание к человеку может привлечь яркая одежда);

- произвольное – сознательный, связанный с усилием воли выбор одного из конкурирующих мотивов, целей, действий, объектов и удержание внимания на нем при подавлении внимания к остальным.

4. По объекту внимания:

  - чувственное – связанно с восприятием и эмоциями, а также с повышением чувствительности органов чувств

- интеллектуальное – внимание к мысли.

Основные свойства внимания:

1.Концентрация – степень сосредоточенности на объекте и его отвлечение от других. Концентрация и абсорбция внимания – это два состояния, которые характеризуются высокой степенью внимания, его одна направленностью и узким объемом. Но концентрация – это работа, сознательная интенсивная напряженная умственная деятельность, когнитивная переработка, анализ и размышление, нацеленные на получение результата. Концентрация внимания субъективно разделяет и противопоставляет организм и окружение, «мое» и внешнее. Абсорбция (поглощение) внимания – временное прекращение любой деятельности, глобальное, недифференцированное состояние тотального внимания, слияние с внешним объектом (произведением искусства, сексом и т.п.). Это состояние реактивное, внушаемое, оно снимает внутреннее напряжение и субъективный единый контроль над действиями, поэтому может сопровождаться отрывочными «странными» действиями и частичной амнезией.

         2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Равен 7 плюс-минус 2 оперативные единицы.

3. Переключаемость – перенос внимания с одного объекта (вида деятельности) на другой. Характеризуется скоростью. Непроизвольная переключаемость характеризует неустойчивость внимания.

4.Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте, противоположно переключаемости. (абсолютная устойчивость возможно не более 6-10 сек, затем происходят постоянные флуктуации внимания). Произвольное внимание может поддерживаться на приемлемом уровне приблизительно 15 минут. Затем его концентрация уменьшается или оно переключается, если не возникло непроизвольное внимание.

         5.Распределение – возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов, выполнять параллельно 2 или несколько действий .

Состояние отсутствия внимания называется рассеянностью. Рассеянность при выполнении деятельности указывает на то, что человек думает о чем-то другом. Возникают ошибки невнимания – сбои действий, замена одних действий или операций другими. В частности, может происходить разрыв между внешними действиями и внутренними, возникает «пустой взор» («смотрит в книгу, видит фигу»). Рассеянность может быть действительной, когда субъект «отключен» как от внешних, так и от внутренних сигналов (утомление, засыпание, медитации и т.п.), или мнимой, которая является следствием очень глубокой внутренней концентрации. Выделяют четыре вида рассеянности:

1.  Поэтическая – состояние мечтательности и грез наяву, погружение в поток мыслей и ярких образов.

2.При профессорской контролируемый и эмоционально нейтральный ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение отдаленной и идеальной цели или решение сложной задачи. (Всем известны анекдотические истории о нелепом поведении очень умных ученых).

3.Ученическая выражается в чрезвычайной переключаемости, неустойчивости внимания, помехонеустойчивости. Она встречается и при занятиях неинтересной монотонной деятельностью, и при психопатии и паранойе.

4. Старческая – это плохая переключаемость и концентрация, залипание внимания на предмете или мысли. Встречается также при депрессии, так называемая «умственная жвачка».

 

Наряду с избирательным вниманием существует избирательное невнимание, которое выражается в невосприятии повторяющихся событий: тиканья часов, давления одежды, биения сердца и т.д. Под его действие попадают так же банальные мысли, неинтересные тексты, нравоучения и т.д.[20, c. 157]

Информация о работе Внимание как основной компонент деятельности