Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:14, контрольная работа
На человека непрерывно воздействует много предметов и явлений, обладающих различными свойствами. Из всего этого в каждый момент ясно воспринимается им только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая, человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является объектом представлений, мыслей, чувств, отвлекаясь от всего остального.
Очевидно
и то громадное значение, которое
имеет послепроизвольное
Этот вид внимания - совершенно особая, высшая форма активности личности. За ней стоит не только целенаправленность деятельность, но и интерес к ней.
Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.
Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его, затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором - естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания.
При всем
очень существенном различии непроизвольного
и произвольного внимания разрывать и
внешне противопоставлять их может лишь
формалистическая абстракция; в реальном
трудовом процессе обычно заключено их
единство и взаимопереход. Используя это,
нужно в педагогическом процессе, с одной
стороны, опираясь на непроизвольное внимание,
воспитывать произвольное и, с другой,
формируя интересы учащихся, а также делая
интересной самую учебную работу, переводить
произвольное внимание учащихся снова
в непроизвольное. Первое должно опираться
на сознание значимости задач обучения,
на чувство долга, на дисциплину, второе
на непосредственный интерес учебного
материала. И одно и другое необходимо.
Заключение.
Рассмотрев основы внимания, можно утверждать, что оно является продуктом сложнейшего развития. Особое значение имеет произвольность внимания человека, формирование которого открывает пути понимания внутренних механизмов сложной формы организации сознательной деятельности человека, открывающей решающую роль во всей его психической деятельности.
Развитие внимания с целью совершенствования жизненных функций так же важно, как и тренировка любых других физиологических параметров организма. Внимание направлено на более чёткое восприятие картины мира, решение умственных задач, а также на выбор наиболее важных факторов человеческой деятельности. Поэтому необходимо знать, как именно тренировать внимание, чтобы поддержать своё психологическое состояние.
В данной работе были рассмотрены основные тенденции, свойства и виды внимания, влияющие на его формирование. Определены физиологические механизмы, которые определяют избирательное протекание процессов возбуждения и лежат в основе внимания.
Также внимание
активизирует нужные и тормозит ненужные
в данный момент психологические
и физиологические процессы, способствует
организованному и
Список литературы: