Влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Цель – определить влияния развивающих игр на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Объект – процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Предмет – игровые методы и приемы, способствующие развитию внимания младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников;
1.1. Изучение проблемы внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2. Характеристика внимания как важнейшего познавательного процесса
1.3.Особенности развития внимания младших школьников
1.4. Развивающие игры как средство развития внимания младших школьников
Глава 2. Опытно-практическая работа по выявлению влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников.
2.1. Комплекс диагностических методик с целью определения уровня развития внимания младших школьников.
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

глава 1 теоретическое обоснование проблемы влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

      Этот  союз позволил разрешить в игру сразу  несколько проблем, связанных с  развитием творческих способностей: во - первых, развивающие игры могут  дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во - вторых, их задания -ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в - третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; в - четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в - пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным , условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал.

      Игра - универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое  учащимися занятие. Игра позволяет вовлечь в учебный

      процесс даже «слабого» ученика, так как  в ней проявляется не только знания, но и сообразительность и находчивость. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность  оказывается здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания - все это дает возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке.

      Психологи рассматривают урок иностранного языка как социальное явление, где класс аудитория - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых и языковых (речевых) игр. Языковые игры способствуют активизации на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить все новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется и постоянно расширяется.

 

      Глава П. Опытно - практическая работа по выявлению развивающих игр на развитие внимания младших школьников.

2.1 Комплекс методик  с целью определения уровня  развития свойств внимания школьников.

1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

    Инструкция: Закодировать таблицу, расставив в ней знаки по образцу.

      Анализ  результатов: Фиксируется количество ошибок и время,

      затраченное на выполнение задания.

      Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100 % за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60 % за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания - 50 % за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20 % за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

      2. Методика исследования  объема внимания ( А.А. Фридман). Ход выполнения задания:

      Испытуемому на короткое время (1 сек) предъявляются  по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2 - 5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками - 15 секунд, 8-9 точками - 20 секунд.

      Обработка результатов.

      Экспериментатор подсчитывает количество правильно  отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого. Существуют следующие нормативы:

  1. -3 точки на двух карточках
  2. - 4 точки на двух карточках
  3. - 6 точек на двух карточках
  4. - 9 точек на двух карточках
  5. - 10 точек на двух карточках
  6. - 11 точек на двух карточках
  7. - 13 точек на двух карточках
  8. - 15 точек на двух карточках
  9. - 16 точек на двух карточках

      Ранговые  места I и II свидетельствуют о малом  объеме внимания, III - VII-о среднем, VIII и IX - о большом.

      3. Методика «Корректурная  проба» (буквенный  вариант).

      Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

      Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

      Время работы - 5 минут.

      Инструкция: на бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряду букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.

      Работать надо быстро и точно.

     Пример: ЕКРНСОАРНЕСВАРКВРЕ

     Стимульный  материал

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ  ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗС КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУ ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕСМВ НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩ РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРРКИ ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕ ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПООНАЫБ ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВИТБЕЗ СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСК КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧГШКАР ОВКРЕНРЕСОЛТИОНПСОЫОДЮИОЗСЧЯИЕ АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКНАИОТ НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСНБЮНВ ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЗЭВИС СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЫПСМТН ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВАМЕИНЕ

     4. Методика «Красно  - черная таблица».

     Методика  предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные  и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Ti фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Тг фиксируется). Затем ученика просят показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Тз фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Тз- (Ti + T2).

     
    Стимульный  материал 

1 5 11 8 2
10 7 4 1 9
12 8 10 2 4
3 11 6 9 5
6 7 3 12 10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      К сожалению, в современной школе пока не в полной мере обеспечивается развитие внимания младших школьников. Процесс развития внимания должен пронизывать все этапы развития личности ребенка.

      В результате проведенной работы нами:

  1. была проанализирована проблема внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых
  2. была определена характеристика внимания как важнейшего познавательного процесса
  3. были рассмотрены особенности развития внимания младших школьников
  4. изучены развивающие игры как средство развития внимания младших школьников

      Вся проделанная работа позволяет сделать  следующие основные выводы:

  • младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать внимание, им необходима помощь взрослых;
  • помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, а так же и игры;

      Коррекционная работа по развитию произвольного внимания младших школьников эффективна лишь в случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.

 

      Список  использованной литературы 

  1. Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М,: Просвещение. 1994,
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..1976. - С. 184-220,
  4. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974.
  5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
  6. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972.
  7. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.:ЦГЛ, 2002,
  8. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
  9. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского. - Минск: Университетское, 1988.
  10. Кладки Р. Память человека; структуры и процессы. - М.: Мир, 1978.
  11. КоломинскийЯ.Л. Человек: перташогая. -М.: Просвещение, 1980.
  12. Люблинская А.А. Детская психология. -М.: Просвещение, 1971.
  13. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития ребенка, -М.: Линка-Пресс, 1997.
  14. Нуркова В.В. Психология. - М.: Юрайт, 2004.
  15. И. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. - 1982. - №2. - С. 10-12.
  16. Преподавание в начальных классах. Психолого-педагогическая практика. - М.: ЦГЛ, 2003.
  17. Психология / Под ред. Б.Н. Рогова. - М.: МарТ, 2004.
  18. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, - М.; ЧеРо, 2000.
  19. Психологическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 223с.
  20. Рабочая книга школьного психолога, - М.; Просвещение, 1991.
  21. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олимп-Пресс, 2000.
  22. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1956.
  23. Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
  24. Хрестоматия по общей психологии / Под ред, Ю,Б. Гиппенрейтер. - М,: Изд-во МГУ, 1979.
  25. ЧистяковаМ.И. Психогимнастика, - М.: Просвещение, 1990.
  26. Шмаков С. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М.: Новая школа, 1993.

Информация о работе Влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников