Влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Цель – определить влияния развивающих игр на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Объект – процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Предмет – игровые методы и приемы, способствующие развитию внимания младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников;
1.1. Изучение проблемы внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2. Характеристика внимания как важнейшего познавательного процесса
1.3.Особенности развития внимания младших школьников
1.4. Развивающие игры как средство развития внимания младших школьников
Глава 2. Опытно-практическая работа по выявлению влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников.
2.1. Комплекс диагностических методик с целью определения уровня развития внимания младших школьников.
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

глава 1 теоретическое обоснование проблемы влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

     Оглавление 

     Введение 

     Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников;

     1.1. Изучение проблемы внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых

     1.2. Характеристика внимания как важнейшего познавательного процесса

     1.3.Особенности развития внимания младших школьников

     1.4. Развивающие игры как средство развития внимания младших школьников

     Глава 2. Опытно-практическая работа по выявлению  влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников.

     2.1. Комплекс диагностических методик  с целью определения уровня  развития внимания младших школьников.

     Выводы

     Список  литературы

 

      Введение 

      По  мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его  мыслительных действий. Расширяются  возможности познавательных процессов: восприятия,, воображения, памяти, мышления.

      Развитие  личности тесно связано с ее мыслительными  способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые  обеспечивают высокие достижения в  деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.

     Развитие  мыслительных способностей, в том  числе внимания, определяется единством  внешних и внутренних условий  в их взаимодействии. В развитии внимания большую роль играет общение, воспитание, обучение.

      Природной биологической основой мыслительных способностей являются задатки, врожденные анатомо-физиологические особенности  строения мозга, органов чувств и  движения. К таким особенностям относят  уровень развития и соотношения  первой и второй сигнальной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.

      Возрастные  особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные  условия для становления внимания.

      Развитие  мыслительных процессов - долгий процесс, В процессе развития происходит качественная перестройка внимания. Как подчеркивала С.Л. Рубинштейн, развитие способностей совершается по спирали: реализующие  возможности, которые представляют способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

      Большую роль в развитии внимания детей младшего школьного возраста играют взрослые - родители, педагоги.

     Главная цель работы взрослых заключается в том, чтобы активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Внимание формируется разными средствами. Одним из них является развивающая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

     Развивающая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как  самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных  сторон личности. Ее систематическое  применение способствует повышению  эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

     Из  всего выше изложенного следует, что через развивающую игру учитель  может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и  действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой. Это доказывает актуальность темы работы “ Влияние развивающих игр на развитие внимания младших школьников”. Данной проблемой занимались Л.С. Выготский, А.Л Венгер, Б.С Волкова, И.А. Зимняя, С.И. Игнатьева, Е.И Кикоина, Н.Н. Ланге, Н.А. Менчинская, Р.С Немова, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

     В связи с актуальностью данного  вопроса, нами определен научный  аппарат:

     Проблема: в какой мере развивающие игры влияют на развитие внимания младших школьников.

     Цель – определить влияния развивающих игр на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

     Объект  – процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста.

     Предмет – игровые методы и приемы, способствующие развитию внимания младших школьников.

  • Гипотеза: можно предположить, что на развитие внимания младших школьников большое влияние оказывают развивающие игры.

Задачи:

    1. проанализировать состояния проблемы влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников;
    2. рассмотреть характеристику внимания как важнейшего познавательного процесса;
    3. выявить особенности развития внимания младших школьников; 
    4. познакомиться с опытом работы педагогов школ по использованию развивающих игр с целью повышения уровня развития внимания младших школьников;
    5. подобрать комплекс диагностических методик с целью определения уровня развития внимания младших школьников.
 
 
 
 

 

глава 1 Теоретическое обоснование проблемы влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников; 

1.1. Изучение проблемы внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых 

      На  нервную систему человека ежеминутно воздействует множество различных раздражителей: свет, шум, звуки человеческой речи, прикосновение одежды. Действуют и внутренние раздражители, которые вызывают ощущения голода, боли, жажды, утомления.

      Из  всех разнообразных воздействий  человек выделяет в каждый данный момент какое-то одно воздействие или  их небольшую группу, например, речь собеседника, которая и воспринимается особенно ясно. Все остальные раздражители в это время не замечаются, действие их тормозится. Значит, человек в данный момент внимателен к речи собеседника, речь собеседника в центре его внимания. Но проходит время, и какой-то другой раздражитель занимает положение главного.

      Различие  в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении. Под направленностью подразумевается определённый выбор (вольный или невольный) предмета или явления среди других. Сосредоточенность это отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или данной деятельности.

      Внимание, таким образом, - «направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость» [11, С. 138)].

      Ф.Н. Гоноболин [6, С. 5] указывает, что внимание можно образно сравнить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, обозначающую центр двух концентрических кругов, то меньший круг видим

значительно яснее, чем окружающую его часть большого круга. Малый круг наглядно изображает зону внимания.

      Внимание  нельзя считать самостоятельным  психическим процессом, подобно  ощущению, восприятию, памяти, эмоциям, мышлению. Оно не существует вне  каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно воспринимать, внимательно думать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления -невозможно. Внимание - одна из сторон психической деятельности личности.

      Значение  внимания в жизни человека огромно. Оно делает психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее.

      Без внимания нет сознательного отношения  человека к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой  деятельности, особенно для обучения.

      Профессор Н.Д. Левитов [6, С. 7] собрал отзывы студентов о главной причине их трудности в учёбе. В качестве этой причины 84% опрошенных указали на недостаток сосредоточенности во время занятий.

      Внимание, указывает Ф.И. Гоноболин, [6, С.7-9] обеспечивает:

      во-первых, чёткое и яркое восприятие учебного материала;

      во-вторых, более быстрое и прочное запоминание  учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок.

      Особенно  велико значение внимания при творческой работе, требующей исключительной ясности сознания. «Творчество, - писал К.С. Станиславский, - есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы человека» [22, С. 38 8]

      Многие  великие люди успехи в своей деятельности в значительной степени объясняли вниманием. Ведь недаром французский биолог Ж. Кювье сказал: «Гений - это, прежде всего, внимание».

      В исследованиях физиологических  основ внимания большая заслуга принадлежит отечественным физиологам И.М. Сеченову, И.П. Павлову, А.А. Ухтомскому.

      И.М. Сеченов, проводя ряд исследований, сделал вывод, что внимание человека имеет рефлекторный характер. Всякий рефлекс, по Сеченову, вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. Сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию.

      Устойчивое, концентрированное внимание - результат  того, что ребёнок научился управлять  своими движениями.

      Положения И.М. Сеченова о «рефлексах головного мозга» развил и экспериментально обосновал И.П. Павлов. Его учение об условных рефлексах, о возбуждении и торможении и их концентрации в коре больших полушарий раскрыло физическую основу психических процессов, происходящих в мозгу человека. Павловское учение указывает, что сознание непрерывно связано с сосредоточенностью внимания и представляет собою непрерывную деятельность определённого участка полушарий, обладающего в данный момент оптимальной возбудимостью остальная часть головного мозга находиться в это время в состоянии более или менее пониженной возбудимости. Очаг с оптимальными условиями возбуждения не остаётся неподвижным. «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку, -пишет Павлов, - и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине... светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Изменения направления внимания человека и говорят о передвижении по коре полушарий очага возбуждения.

      И.П. Павлов установил, что наиболее простые, первичные формы внимания имеют физиологической основой безусловные ориентировочные рефлексы.

      На  основе безусловных ориентировочных  рефлексов у человека появляются условные ориентировочные рефлексы, которые вырабатываются благодаря  сочетанию раздражителей, дающих непосредственную ориентировку, с раздражителями, вначале  безразличными, но в дальнейшем становящимися сигналами, имеющими значение.

      Условные  раздражители чрезвычайно расширяют  число предметов и явлений, к  которым привлекается внимание человека. Но особенно расширяется этот круг предметов, когда условным раздражителем  становиться слово. Наличие сложных систем временных связей между словесными раздражителями чрезвычайно расширяет у человека границы проявления ориентировочного рефлекса и круг объектов, вызывающих внимание.

Информация о работе Влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников