Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:57, реферат

Описание работы

Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. Пути преодоления внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения.

Содержание

1. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя
2. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Эссе.docx

— 34.47 Кб (Скачать)

     В некоторых обстоятельствах организация, преследуя свои цели, может побуждать профессионалов пренебречь сложившимися у него профессиональными критериями. Руководитель, как субъект технологической подсистемы организации, являясь носителем определенной профессиональной культуры, может предъявлять определенные требования не только к другим профессионалам, но и к себе.

     В тех же случаях, когда профессионализм  оказывается невостребованным, и, более  того, воспринимается вышестоящим руководством как угроза частным, узким групповым целям, руководитель ощущает дисгармонию внутренних и внешних требований, которая препятствует его самоактуализации как профессионала. В подобных ситуациях типичным выходом является разрыв с этой организацией либо стремление перейти под руководство конкретного лица с близкими профессиональными ценностями.

     Не менее травматичными оказываются внутриличностные конфликты, связанные с невозможностью руководителями полноценно реализовать основные функции управления, например, планирование. В их основе лежит фрустрация эго-мотивации. Чаще всего это бывает на фоне нерационального делегирования полномочий, когда либо отсутствует возможность самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции, либо вышестоящим уровнем ограничена их полноценная реализация, то есть отсутствует возможность распоряжаться собой, собственными внутренними ресурсами для полноценной профессиональной деятельности в системе значимых целей. В этой ситуации субъект деятельности не ощущает себя хозяином в отношении собственных намерений.

     Степень травматичности этой ситуации в полной мере может быть оценена, если мы вспомним, что принятое намерение рассматривается как « квазипотребность», а это значит, что в рамках описанной ситуации негативные последствия вызываются двумя факторами: фрустрацией квазипотребности и эго-мотивации. Возникает вполне закономерный вопрос: почему ситуацию фрустрации потребностей мы рассматриваем в контексте конфликта?

     Подобного рода ситуации, безусловно, могут породить конфликт между переживающим фрустрацию специалистом и субъектом, будь то человек или инстанция, действия которых и порождают невозможность удовлетворения высших потребностей личности. Имеется в виду тип конфликта, который является следствием переживания личностью несовместимости некоторых собственных тенденций, ожиданий и т.д. Подобное отнесение этого типа ситуаций к данному разделу, вместе с тем, представляется вполне адекватным, если в расчет будет принят феномен идентификации конкретного человека с организацией, к которой он принадлежит.

     Переживание профессионалом идентификации с организацией сопряжено с его ожиданиями определенных проявлений со стороны организации, в частности, поддержки ею сотрудников, демонстрирующих лояльность, активность, ответственность и профессионализм. Отсутствие организационных и информационных предпосылок для осуществления «вклада» профессионала в дела «его» организации часто воспринимается как отсутствие поддержки устремлений персонала к сотрудничеству, снижает субъективную значимость идентификации или, другими словами, ведет к кризису идентификации.

     Таким образом, внутреннее противоречие будет обусловлено осознанием отсутствия возможности удовлетворить собственные ожидания по отношению к организации. Фрустрация же указанных ранее потребностей выступает сигналом этого. Выходом из этого внутреннего конфликта часто бывает кризис идентификации, сопровождающийся снижением субъективной значимости активного, инициативного, ответственного исполнения управленческих функций.

     Своеобразной  оказывается ситуация, когда руководитель ощущает собственные несовместимые тенденции, одна из которых может быть связана с высокой субъективной значимостью организационных целей, а другая - со значимостью усвоенных ранее социальных норм.

     Например, руководитель, будучи законопослушным  гражданином, должен во имя благополучия своей организации или своего подразделения, исходя из интересов своего конкретного подчиненного, нарушить организационную или юридическую норму. Чувство гражданского долга и переживаемая ответственность за дела вверенного подразделения оказываются несовместимыми и вызывают тягостные переживания.

     Еще более дискомфортной является ситуация, когда вышестоящий уровень управления фактически побуждает к нарушению  юридической нормы, например, ожидая от руководителя выгодной, но далекой  от реальности отчетности перед государственными или вышестоящими - инстанциями. Здесь можно говорить о противоречии интериоризованных человеком нравственных норм и ожиданий в рамках формальной подсистемы организации.

     Еще один тип внутриличностных коллизий возникает из-за особенностей положения руководителей в организационной структуре и, соответственно, из-за особенностей его идентификации с различными группами.

     Руководители могут иметь различную направленность идентификации: с подчиненными, первичным коллективом; с управляющей системой организации; с более широкой, чем собственная организация, общностью.

     В ситуации столкновения групповых интересов представители конкретных общностей ожидают от коллеги проявлений соответствующей идентификации. Для того же, к кому подобные ожидания бывают адресованы, подчас нелегко ответить на вопрос «С кем я?», поскольку их субъективная значимость может быть равной.

     Многие  исследователи внутриличностного  конфликта у управленцев указывали  на то, что он может явиться следствием противоречивых требований, предъявляемых  к человеку в рамках какой-либо одной  из подсистем организации (например, противоречивые требования, исходящие от вышестоящего уровня управления).

     Не менее часто встречаются ситуации, когда в противоречие приходят профессиональные и более широкие жизненные ценности работника, что также становится предпосылкой внутриличностного конфликта. Например, женщине приходится для себя делать выбор: карьера или семья.

     Таким образом, мы видим, что сюжеты конфликта управленца могут быть весьма разнообразными, что обусловлено сложностью и многообразием организационных факторов, в структуре которых профессионал осуществляет свою деятельность.

     Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального  самоопределения возможно путем:

  1. развития психологической компетентности
  2. разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни
  3. повышения профессиональной активности
  4. создания оптимистической профессиональной перспективы усиления «авторства» своей профессиональной жизни
  5. определения новых смыслов профессиональной деятельности
  6. постоянного повышения своей квалификации
  7. снижения уровня притязаний
  8. самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь, вынужденного увольнения или смены профессии
  9. предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.

     Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих  внутриличностные конфликты профессионального  самоопределения:

    1. рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: « Я - реального», «Я - возможного» и «Я -деформированного»
    2. несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения
    3. неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности
    4. противоречия между осознаваемыми составляющими профессионального сознания.

 

      Список литературы: 

  1. Аксененко Ю.Н. Социология и психология управления / Ю.Н. Аксененко, В.Н. Каспарян, С.И. Самохин, О.И. Суханов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 512 с.
  2. Большаков А.Г. Конфликтология организаций / А.Г.Большаков, М.Ю. Несмелова. - М.: МЗ Пресс, 2001. – 150 с.
  3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе / В.Р.Веснин. – М.: Экзамен, 2003. - 350 с.
  4. Гагаринская Г. Конфликты и их предотвращение Г. Гагаринская Кадры. 2001. - №6. - С.34-39. – 120 с.
  5. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ, 2001. - 713 с.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. Уч. пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2006. – 240 с.
  7. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.
  8. Ковачик П. Предупреждение и разрешение конфликтов: Методические рекомендации для руководителей / П. Ковачик, Н. Малиева. – М.: ИП РАН, 1999. – 160 с.
  9. Коробкова С.Н. Этика делового общения: Сборник практических задач / С.Н. Коробкова. - СПб.: СПбГУАП, 2003. - 79 с.
  10. Резник С.Д. Персональный менеджмент / С.Д.Резник и др. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 558 с.

Информация о работе Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя