Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:57, реферат
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. Пути преодоления внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения.
1. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя
2. Список литературы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ
ВПО «Вятская государственная
Эссе
по психологии менеджмента
на тему:
«Влияние жизненных кризисов
на эффективность профессиональной деятельности
руководителя»
Выполнила: Тихобаева А.А.
группа ЭУб-111
Руководитель:
Трусова Л.Н.
Киров 2011
Содержание
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы руководителя можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой.
Кризисы
протекают, как правило, без ярко
выраженных изменений профессионального
поведения. Однако происходящая перестройка
смысловых структур профессионального
сознания, переориентация на новые
цели, коррекция и ревизия социально-
Для
этого подробнее рассмотрим факторы,
детерминирующие кризисы
Личность
должна совершить профессиональный
поступок, проявить сверхнормативную
активность либо смириться. Сверхнормативная
профессиональная активность может выразиться
в переходе на новый образовательно-
Другим
фактором, инициирующим кризисы профессионального
становления, может стать возросшая
социально-профессиональная активность
личности вследствие ее неудовлетворенности
своим социальным и профессионально-
Социально-
В
качестве факторов, порождающих профессиональные
кризисы, могут выступать социально-
Факторами, обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д.
Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации и тарификации специалистов.
Наконец,
фактором длительного кризисного явления
может стать полная поглощенность
профессиональной деятельностью. Канадский
психолог Барбара Киллинджер в книге
«Трудоголики, респектабельные наркоманы»
отмечает, что специалисты, одержимые
работой как средством
Кризисы профессионального развития могут инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с уходом за малолетними детьми; «служебный роман» и т.п.).
Кризисные
явления нередко сопровождаются
нечетким осознанием недостаточного уровня
своей компетентности и профессиональной
беспомощностью. Иногда наблюдаются
кризисные явления при уровне
профессиональной компетентности, более
высоком, чем требуется для выполнения
нормативной работы. Как следствие
возникает состояние
Л.С.
Выготский при анализе
Основываясь
на этих положениях, можно анализировать
кризисы профессионального
1. Предкритическая фаза обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Эта неудовлетворенность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п.
1. Критическая фаза отличается осознанной неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются варианты ее изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. Противоречия усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.
Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности:
Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.
3. Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер.
Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития.
Профессионально-
Деструктивные последствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.
В
развиваемой концепции
Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений.
1.
Кризис профессиональных
2.
Кризис профессионального
3. Кризис карьеры (30-33 года). Неудовлетворенность профессиональным положением, ощущение прекращения собственного развития, переосмысление себя самого и своего места в мире («смысла жизни»), внезапное обнаружение новых мотивов и смыслов в привычном доселе труде. Рецепт – переход на новую работу или должность, повышение квалификации, приобретение и освоение новой специальности. Неконструктивны: самоизоляция, появление вредных привычек, уход в быт и досуг.
4.
Кризис профессиональной
5.
Угасание профессиональной
6.
Кризис психологической
Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности, вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер. Кризисы профессионального развития могут также стать следствием внедрения новой организации труда, новых технологий, аттестации, тарификации и т.п.
По
результатам бесед с