Влияние восприятия индивида на организацию его поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:03, реферат

Описание работы

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Воспринимаемый мир – это субъективный мир, но это единственный мир, действительно доступный воспринимающему его человеку. Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных (познавательных) процессов, особенно процессов восприятия.

Процесс восприятия формирует уникальную интерпретацию (понимание) ситуации и ответное поведение человека.

Восприятие является важным и сложным опосредующим когнитивным процессом, с помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Восприятие можно рассматривать как своеобразным информационный экран или фильтр, через который личность динамично взаимодействует и воспринимает ощущаемые стимулы, существующие в воспринимаемом мире.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….…….3

Сущность, свойства и процесс восприятия …………………………………..…………5

Внешние факторы восприятия …………………………………..…………8

Внутренние факторы восприятия ……………………………….…………9

Формы и принципы организации восприятии ……………………………….………..10

Законы и эффекты восприятия ……………………………………….…………………12

Атрибуция ………………………………………………………………………………..16

Заключение ……………………………………………………………………………….19

Список источников ………………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Оргповедение.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

     

Институт                       ____________________ИЗО____________________ 

Кафедра   ______________________________________________________________ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине                          Организационное поведение

 на тему         Влияние восприятия индивида  на организацию его поведения 

 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы  обучения

специальности ___________________

специализации ___________________

____ курса ___ ___ группы

№ студенческого  билета

(зачетной  книжки) _____      _______________  ___ ____  
 
 

Руководитель  

_________________________                ________________   ___________________ 
 
 
 
 

Москва  – 2009

 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..…….…….3

Сущность, свойства и процесс восприятия …………………………………..…………5

                     Внешние факторы восприятия …………………………………..…………8

                     Внутренние факторы восприятия  ……………………………….…………9

Формы и принципы организации восприятии ……………………………….………..10

Законы и эффекты  восприятия ……………………………………….…………………12

Атрибуция ………………………………………………………………………………..16

Заключение ……………………………………………………………………………….19

Список источников ………………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Воспринимаемый мир – это субъективный мир, но это единственный мир, действительно доступный воспринимающему его человеку. Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных (познавательных) процессов, особенно процессов восприятия. 

  Процесс  восприятия формирует уникальную  интерпретацию (понимание) ситуации и ответное поведение человека.  

  Восприятие  является важным и сложным  опосредующим когнитивным процессом,  с помощью которого человек  придает значение элементам и  явлениям окружающей среды. Восприятие  можно рассматривать как своеобразным информационный экран или фильтр, через который личность динамично взаимодействует и воспринимает ощущаемые стимулы, существующие в воспринимаемом мире.  

  Восприятие  оказывает влияние на отношение  каждого менеджера к определенным  людям, а также на его ответную реакцию. В свою очередь эти люди также составляют свое впечатление о менеджере в соответствии со своим пониманием его поведения в тех или иных ситуациях.  

  Каждый менеджер  формирует свою модель поведения  в зависимости от характера  личного восприятия. Н. Глэсс отмечает: «Образ мышления и образ действий менеджеров достаточно различны: кто-то воспринимает мир как находящуюся в равновесии систему, другие считают, что им приходится упорядочивать вселенский хаос… Первые постоянно предпринимают усилия по возвращению в заранее запланированное состояние, вторые также имеют конкретные цели, но находятся в постоянном поиске положительного усиления, которое возможно принесет экстраординарные результаты». 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние восприятия индивида на организацию его поведения. 

Основные  термины 

  Человек – это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного….

 

  Индивид – человеческий индивид как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. 

  Личность – целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена социума. 

  Индивидуальность определяется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними, т. е. индивидуальность человека — это системное уникальное качество, отражающее неповторимость и уникальность данного человека, т. е. самобытность свойств человека, реализующихся в его творческом бытии. 

  Субъект - совокупность характеристик человека как распорядителя собственных душевных сил, собственных способностей и как активного пользователя разновидностей социальной среды, выражающаяся в социально-энергетических свойствах человека. 

  Работник - лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку организации, имеющее права (на условия труда; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд; на отдых; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по возрасту; на судебную защиту своих трудовых прав) и обязанности (добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу организации, выполнять установленные нормы труда). 

  Внешняя окружающая среда - совокупность политических, социокультурных, природно-климатических, правовых, научно-технических, коммуникационных и экономических условий, оказывающих прямое и косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, организации. 

  Внутренняя организационная среда - совокупность организационных условий трудовой совместной деятельности человека. Наиболее существенными и значимыми для восприятия являются: организационная политика, организационная структура, организационная культура, система поощрений и санкций, организация труда, роли работника, рабочая группа, организационный статус, лидерство, ресурсы организации. Огромно число видов поведения, которое встречается в организации. Разнообразие лиц, взаимодействующих с различными организационными средами, приводит к значительным вариациям их поведения при соответствующих обстоятельствах. Следовательно, чтобы понять поведение людей в организациях, всем сотрудникам необходимы обширные теоретические сведения об индивидуальных различиях (восприятия, способностей, установок, мотивации и т. д.) и знание механизмов их влияния на продуктивность выполнения функциональной роли в организации, на взаимоотношения с коллегами в процессах совместной деятельности и на многое другое. Другими словами, сотрудники современных организаций и особенно менеджеры должны обладать высокой социально-психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры. Социально-психологическая культура включает три необходимых элемента: познание себя, познание других людей и их объединений, умение общаться с людьми и регулировать свое поведение в совместной деятельности. 

  Поведение человека в организации, являясь результатам воздействия большого числа переменных как личностных, так и организационного окружения, в свою очередь является фактором, влияющим на поведение других людей в совместной трудовой деятельности. 

  Особая роль в этом процессе отводится восприятию личности, поскольку именно образ мира, Я-образ и образ социальной ситуации в организации, в их личностном смысле, являются главными факторами актуального поведения личности.

Чем сложнее, неопределеннее становится окружающая нас среда, тем  больше мы полагаемся на наши собственные  приемы поддержания адекватности нашего процесса восприятия. В настоящее время восприятие поведения в организациях в сложных, неопределенных и постоянно изменяющихся условиях (турбулентной среде) сильно искажается, что увеличивает риск принятия ошибочного решения. Недостаток ясности ведет к тому, что человек начинает воспринимать только вещи, относящиеся к нему. 

  Восприятие оказывает влияние на отношение каждого менеджера к определенным людям и событиям, а также на его ответную реакцию. В свою очередь эти люди также составляют свое впечатление о менеджере в соответствии со своим пониманием его поведения в тех или иных ситуациях. Поэтому менеджеру необходимо понять, каким образом реальные события могут быть искажены восприятием и каким образом это может повлиять на работу. 

Сущность, свойства и процесс восприятия 

  Сенсорные процессы (ощущение и восприятие) служат для отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов. Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т. д.  

  Восприятие отражает целостные образы объектов - человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т. п. Восприятие (перцепция) является важным и сложным опосредующим когнитивным процессом, с помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Восприятие можно рассматривать как своеобразный информационный экран или фильтр, через который личность динамично взаимодействует и воспринимает ощущаемые стимулы, существующие в воспринимаемом мире. Стимул (любое событие, любое происшествие, любое изменение в событии, в предмете, любой образ восприятия или понятие, внутреннее или внешнее) - нечто, возбуждающее организм или приводящее его в состояние готовности, т. е. воздействующее на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом. 

  Воспринимаемый мир - это фрагмент реального, воспринимаемый человеком с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, которые имеют существенные физические ограничения, предохраняющие от переизбытка информации и позволяющие, поэтому лучше воспринимать необходимую информацию.

 

  Сенсорные процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности, а уровень их сформированности у людей определяет важные профессиональные способности, как узнавания, так и различения объектов разнообразных модальностей, т. е. воздействующих на различные анализаторы. Например, опытный водитель на слух определяет неполадки в двигателе, а опытный сотрудник ДПС по визуальным и звуковым сигналам определяет аварийную ситуацию. Поэтому необходим профессиональный отбор людей для специфических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов (световых, звуковых и др.), а также к созданию объективных условий для надежности восприятия сигналов (например, важен учет законов контраста пороговых характеристик зрения и слуха человека) при определении уровня яркости, величины, окраски, громкости и других параметров сигналов, предъявляемых человеку в различных видах деятельности.  

  Особую роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной стимул, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, например, в восприятии реального мира задействованы внимание и направленность - в данном случае желание. 

  Восприятие  правильнее всего обозначать  как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом  этой деятельности является образ,  как целостное психологическое  представление о стимуле (предмете, событии и т. д.), с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. 

  К основным  свойствам восприятия как когнитивного (познавательного) социально-психологического  процесса следует отнести следующие:  предметность, структурность, активность, апперцептивность, контекстность, осмысленность. 

  Предметность (образность) восприятия - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений (отдельных характеристик стимулов), а в форме отдельных целостных (взаимосвязанных свойств стимулов) образов конкретных предметов. Эти образы обладают относительным постоянством некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия (изменение освещенности, величины, формы, интенсивности и т. д.). Это объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, что позволяет человеку ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. 

Информация о работе Влияние восприятия индивида на организацию его поведения