Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:16, реферат
В современных условиях происходит изменение мировоззрения, переоценка и переосмысление сложившейся системы взглядов и ценностей, стремительный рост новых технологий, появляются новые способы получения информации. В этих условиях очень важно становление личности молодого человека (девушки), обладающего адекватным уровнем отношения и оценки себя, стремлением к самосовершенствованию. В связи с этим, актуальным является изучение влияния уровня самооценки на мотив достижения (успеха/избегания неудач).
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретически основы влияния уровня самооценки на ведущий мотив достижения (успеха/избегание неудач)………………………………………………………5
§1.1. Особенности формирования самооценки………………………………………………...5
§1.2. Мотив достижения (успеха/избегание неудач) в структуре личности………………....9
§1.3. Взаимосвязь между самооценкой и мотивом достижения (успеха/избегания неудач)…………………………………………………………………………………………..11
Глава 2. Изучение влияния уровня самооценки на ведущий мотив достижения (успеха/избегания неудач) у обучающихся раннего юношеского возраста…………………………………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………………...23
Приложения
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне
приходится выполнять
30. Когда
мне приходится принимать
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои
успехи в какой-то мере
33. Бессмысленно
противодействовать воле
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда
что-то не ладится, я
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда
я работаю вместе с другими,
моя работа дает большие
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я
завидую людям, которые не
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
Обработка выполненного задания.
По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39. Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются. Далее подсчитывается сумма набранных баллов.
Анализ результата
Результат: от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху;
от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов -повышенный уровень мотивации;
свыше
21 балла - высокий уровень мотивации к
успеху.
Приложение 4
Уровни мотивации достижения успеха у обучающихся раннего юношеского возраста
№ п/п |
Код испытуемого |
Уровень мотивации к успеху |
№ п/п |
Код испытуемого |
Уровень мотивации к успеху |
1. |
Об. №1 |
Пов |
26. |
Об. №26 |
С |
2. |
Об. №2 |
С |
27. |
Об. №27 |
С |
3. |
Об. №3 |
Пов |
28. |
Об. №28 |
С |
4. |
Об. №4 |
Н |
29. |
Об. №29 |
Пов |
5. |
Об. №5 |
Пов |
30. |
Об. №30 |
Пов |
6. |
Об. №6 |
С |
31. |
Об. №31 |
Пов |
7. |
Об. №7 |
В |
32. |
Об. №32 |
С |
8. |
Об. №8 |
Пов |
33. |
Об. №33 |
С |
9. |
Об. №9 |
Пов |
34. |
Об. №34 |
Пов |
10. |
Об. №10 |
Н |
35. |
Об. №35 |
С |
11. |
Об. №11 |
С |
36. |
Об. №36 |
С |
12. |
Об. №12 |
Н |
37. |
Об. №37 |
С |
13. |
Об. №13 |
С |
38. |
Об. №38 |
Н |
14. |
Об. №14 |
С |
39. |
Об. №39 |
С |
15. |
Об. №15 |
С |
40. |
Об. №40 |
Пов |
16. |
Об. №16 |
Пов |
41. |
Об. №41 |
С |
17. |
Об. №17 |
С |
42. |
Об. №42 |
С |
18. |
Об. №18 |
Пов |
43. |
Об. №43 |
Н |
19. |
Об. №19 |
Пов |
44. |
Об. №44 |
В |
20. |
Об. №20 |
Пов |
45. |
Об. №45 |
Пов |
21. |
Об. №21 |
С |
46. |
Об. №46 |
С |
22. |
Об. №22 |
С |
47. |
Об. №47 |
С |
23. |
Об. №23 |
С |
48. |
Об. №48 |
Пов |
24. |
Об. №24 |
Пов |
49. |
Об. №49 |
Пов |
25. |
Об. №25 |
С |
50. |
Об. №50 |
С |
Примечания:
Уровень мотивации к успеху:
В – высокий уровень
С – средний уровень
Пов. – повышенный уровень
Н – низкий уровень
Приложение 5
«Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс)
Цель: выявить уровень мотивации избегания неудач.
Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.
БЛАНК МЕТОДИКИ
1 |
2 |
3 |
1.Смелый |
бдительный |
предприимчивый |
2. Кроткий |
робкий |
упрямый |
3. Осторожный |
решительный |
пессимистичный |
4. Непостоянный |
бесцеремонный |
внимательный |
5. Неумный |
трусливый |
недумающий |
6. Ловкий |
бойкий |
предусмотрительный |
7. Хладнокровный |
колеблющийся |
удалой |
8. Стремительный |
легкомысленный |
боязливый |
9. Незадумывающийся |
жеманный |
непредусмотрительный |
10. Оптимистичный |
добросовестный |
чуткий |
11. Меланхоличный |
сомневающийся |
неустойчивый |
12. Трусливый |
небрежный |
взволнованный |
13. Опрометчивый |
тихий |
боязливый |
14. Внимательный |
неблагоразумный |
смелый |
15. Рассудительный |
быстрый |
мужественный |
16. Предприимчивый |
осторожный |
предусмотрительный |
17. Взволнованный |
рассеянный |
робкий |
18. Малодушный |
неосторожный |
бесцеремонный |
19. Пугливый |
нерешительный |
нервный |
20. Исполнительный |
преданный |
авантюрный |
21. Предусмотрительный |
бойкий |
отчаянный |
22. Укрощенный |
безразличный |
небрежный |
23. Осторожный |
беззаботный |
терпеливый |
24. Разумный |
заботливый |
храбрый |
25. Предвидящий |
неустрашимый |
добросовестный |
26. Поспешный |
пугливый |
беззаботный |
27. Рассеянный |
опрометчивый |
пессимистичный |
28. Осмотрительный |
рассудительный |
предприимчивый |
29. Тихий |
неорганизованный |
боязливый |
30. Оптимистичный |
бдительный |
беззаботный |
Обработка выполненного задания
Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный». Другие варианты ответов испытуемого баллов не получают.
Анализ результата
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Результат: От 2 до 10 баллов - низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов - повышенный уровень мотивации;
свыше 20 баллов - высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Приложение 6
Уровни мотивации избегания неудач у обучающихся раннего юношеского возраста
№ п/п |
Код испытуемого |
Уровень мотивации к избеганию неудач |
№ п/п |
Код испытуемого |
Уровень мотивации к избеганию неудач | |
1. |
Об. №1 |
С |
26. |
Об. №26 |
Н | |
2. |
Об. №2 |
С |
27. |
Об. №27 |
С | |
3. |
Об. №3 |
В |
28. |
Об. №28 |
Пов | |
4. |
Об. №4 |
С |
29. |
Об. №29 |
Н | |
5. |
Об. №5 |
Пов |
30. |
Об. №30 |
С | |
6. |
Об. №6 |
В |
31. |
Об. №31 |
С | |
7. |
Об. №7 |
С |
32. |
Об. №32 |
Н | |
8. |
Об. №8 |
Н |
33. |
Об. №33 |
Пов | |
9. |
Об. №9 |
С |
34. |
Об. №34 |
Н | |
10. |
Об. №10 |
С |
35. |
Об. №35 |
Пов | |
11. |
Об. №11 |
Пов |
36. |
Об. №36 |
С | |
12. |
Об. №12 |
Пов |
37. |
Об. №37 |
Н | |
13. |
Об. №13 |
С |
38. |
Об. №38 |
С | |
14. |
Об. №14 |
Н |
39. |
Об. №39 |
С | |
15. |
Об. №15 |
С |
40. |
Об. №40 |
Пов | |
16. |
Об. №16 |
С |
41. |
Об. №41 |
Н | |
17. |
Об. №17 |
С |
42. |
Об. №42 |
Н | |
18. |
Об. №18 |
С |
43. |
Об. №43 |
Пов | |
19. |
Об. №19 |
С |
44. |
Об. №44 |
С | |
20. |
Об. №20 |
Н |
45. |
Об. №45 |
С | |
21. |
Об. №21 |
С |
46. |
Об. №46 |
Пов | |
22. |
Об. №22 |
Н |
47. |
Об. №47 |
С | |
23. |
Об. №23 |
Пов |
48. |
Об. №48 |
С | |
24. |
Об. №24 |
С |
49. |
Об. №49 |
С | |
25. |
Об. №25 |
С |
50. |
Об. №50 |
С |
Примечания: Уровень мотивации избегания неудач: В – высокий уровень; С – средний уровень; Пов. – повышенный уровень; Н – низкий уровень
Приложение 7
Влияние уровня самооценки на ведущий мотив достижения (успеха/избегание неудачи) у обучающихся раннего юношеского возраста
№ п/п |
Ф.И. |
Тип самооценки |
Уровень мотивации к успеху |
Уровень мотивации к избеганию неудач |
1. |
Об. №7 |
В |
В |
С |
2. |
Об. №8 |
В |
Пов |
Н |
3. |
Об. №13 |
В |
С |
С |
4. |
Об. №17 |
В |
С |
С |
5. |
Об. №19 |
В |
Пов |
С |
6. |
Об. №23 |
В |
С |
Пов |
7 |
Об. №26 |
В |
С |
Н |
8. |
Об. №27 |
В |
С |
С |
9. |
Об. №28 |
В |
С |
Пов |
10. |
Об. №29 |
В |
Пов |
Н |
11. |
Об. №30 |
В |
Пов |
С |
12. |
Об. №31 |
В |
Пов |
С |
13. |
Об. №33 |
В |
С |
Пов |
14. |
Об. №36 |
В |
С |
С |
15. |
Об. №37 |
В |
С |
Н |
16. |
Об. №40 |
В |
Пов |
Пов |
17. |
Об. №41 |
В |
С |
Н |
18. |
Об. №42 |
В |
С |
Н |
19. |
Об. №43 |
В |
Н |
Пов |
20. |
Об. №45 |
В |
Пов |
С |
21. |
Об. №48 |
В |
Пов |
С |
22. |
Об. №49 |
В |
Пов |
С |
23. |
Об. №50 |
В |
С |
С |
Примечания: Уровень
самооценки: В –
высокий; С – средний; Н – низкий. Уровень
мотивации к успеху: В – высокий уровень;
С – средний уровень; Пов. – повышенный
уровень; Н – низкий уровень. Уровень
мотивации избегания неудач: В – высокий
уровень; С – средний уровень; Пов. – повышенный
уровень; Н – низкий уровень.
Приложение 8
Рекомендации по повышению мотивации достижения мотивации успеха
Рекомендации для педагогов по повышению мотивации достижения успеха у обучающихся раннего юношеского возраста
РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация"
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Информация о работе Влияние уровня самооценки на ведущий мотив достижения