Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:07, реферат
Для того чтобы выявить специфику негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка, необходимо рассмотреть различные виды современных молодежных неформальных движений. Ведь каждое из направлений подростковых группировок проявляет свои, отличные от других особенности поведения. Принадлежность к некоторым из групп, которые описываются далее, создает повышенный риск формирования девиантного по ведения, хотя само по себе приобщение к определенной субкультуре об этом еще не свидетельствует.
Введение………………………………………………………………………..1
1.Понятие подростковой субкультуры и ее виды……………………… …..2
2.Субкультура «ЭМО»………………………………………………………...4
3.Влияние субкультуры на развитие подростка……………………………..7
Заключение…………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………….…9
Реферат
по
социальной педагогике на тему: « Влияние
подростковой субкультуры на развитие
подростка»
Студентки 305 группы,
специальность социология.
Орловой Анастасии.
Введение…………………………………………………………
1.Понятие подростковой субкультуры и ее виды……………………… …..2
2.Субкультура «ЭМО»………………………………………………………...4
3.Влияние
субкультуры на развитие
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Изучение молодежных субкультур – одно из важных направлений социальной, возрастной и педагогической психологии. В последние десятилетия эта проблема становится наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения, обновления и трансформации современного общества в постсовременное.
Под
субкультурой понимается система
ценностей, установок, способов поведения
и жизненных стилей, которая присуща
относительно небольшой социальной
общности, пространственно и
социально в большей или
Изучением субкультуры подростков занимаются в последнее время специалисты различных областей науки: психологии, педагогики, социологии, криминологии, культурологии (С. И. Плаксий,Т. Б. Щепанская, С. И. Левикова, Ю. Г. Волков,В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, Л. Г. Ионин,Б. С. Ерасов, Ю. К. Александров, И. П. Башкатов,В. Ф. Пирожков). Проблемой влияния субкультуры на подростков занимались Ю. К. Александров, Ю. М. Антонян, И. П. Башкатов, В. Ф. Пирожков,В. Л. Васильев и др.
Для
того чтобы выявить специфику
негативного влияния
1.Понятие подростковой субкультуры.
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Субкультура– система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Подростковые
субкультуры часто также рассматриваются
как девиантные, выражающие некую степень
оппозиции господствующей культуре. Молодежные
субкультуры развиваются чаще всего на
основе своеобразных стилей в одежде и
музыке и связаны с развитием общества
потребления , создающего все новые и новые
рынки продукции, нацеленные прежде всего
на молодежь. Подростковые субкультуры
– это культуры демонстративного потребления.
Возникновение молодежных субкультур
связано также с повышением доли и значения
свободного времени, досуга, вокруг которого
и формируются все отношения; они сосредотачиваются
также в большей степени на дружбе и группе
сверстников, а не на семье. Кроме того,
рост жизненного уровня позволяет осуществлять
масштабные эксперименты с образом жизни,
поиск иных, отличных от культуры взрослых,
культурных оснований своего существования.
Также предлагается следующая типология субкультур:
1.
«Романтико-эскапистские
2.
Анархо-нигилистические группы
3.
Развлекательно-
Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (скинхеды, банды, гопники, люберы)».
Таким
образом можно сделать вывод
о том, что существует большое
множество различных субкультур
которые могут возникнуть на почве
любых культурных предпочтений будь
то особая философия жизни, нигилизм
или любовь к определенному стилю
музыки и даже преступник может найти
субкультуру себе по душе, такое
многообразие не всегда положительных
субкультур дает большое поле для
влияния на неокрепшую психику,
несформированные взгляды подростка.
2.Субкульура «ЭМО».
Среди молодежи России сейчас широкое распространение получила субкультура эмо. Движение Emo – сокращение от англ. emotion (душевное волнение, возбуждение, эмоция– зародилось в 80-х гг . прошлого столетия на Западе и выражается в проявлении крайней эмоциональности. В последние годы в России эмо стало популярным культурным явлением, выражающимся в субкультуре, моде на одежду и образе жизни [4]. Носители культуры эмо называют себя emo-kids (эмо-киды), подчеркивая непосредственность и чувственность в восприятии мира. В данной субкультуре размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи
на девочек, девочки – на мальчиков. В. Козлов, написавший первую в России книгу об эмо, пришел к выводу, что эмо-культура идеально подходит для людей депрессивных, пассивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически: «Ясно, что таким быть можно и без всякой субкультуры, но одно дело – быть обычным «лузером» (неудачником), а совсем другое – сделать свое «лузерство» частью жизненной позиции, своей идеологией. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. Быть счастливым в эмо-культуре – это на-стоящий грех, потому что эмо как люди чувствительные должны все воспринимать гораздо более сильно, чем обычные люди, и их жизнь должна состоять из постоянной боли и страданий»
Для эмо-культуры характерна эстетизация смерти и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг может присутствовать и в языке, губах, ушах, носу, переносице. Часто эмо-киды делают в ушах «тоннели» – большие отверстия до 12–16 мм, в которые вставляют плаги (от англ. plug – пробка, затычка круглые серьги с отверстием или без отверстия внутри. На эмо-кидах, как и на представителях других музыкальных субкультур, можно наблюдать и разноцветные татуировки, пример здесь показывают сами музыканты, многие из которых растатуированы. Часто эмо-кидов путают с готами: сходство между готами и эмо, кроме внешнего вида, в негативном и пессимистическом отношении к жизни. И те и другие не находят в окружающем мире понимания. Но если для готов этот окружающий мир – «зло», то для эмо – агрессивная и чуждая их тонкой чувствительной натуре среда. Пропаганда эмоциональности в субкультуре эмо упростилась до плаксивости, считается, что культура эмо воспитывает в подростках абсолютную пассивность, равнодушие и нерешительность, эмо-человек не способен дать отпор врагу в реальной борьбе, не может участвовать в политической деятельности, идеологически «бесхребетен», физически слаб .Нельзя оставить без внимания и реакцию общественности на представителей субкультуры эмо. Все насмешки, издевательства над эмо и карикатурные образы эмо-кидов появились в последние несколько лет, когда количество подростков эмо на улицах и в школах стало таким, что их больше нельзя было не замечать. Парней в эмо-культуре стали обвинять в гомосексуализме – из-за их андрогинного стиля одежды и открытого выражения эмоций, которые, как считает большинство людей, должны быть свойственны только девочкам. Также эмо-кидов обвиняют в театральности, чрезмерной жалости к себе, считая просто обычными подростками, которые пишут плохие стихи. Насмешкам подвергаются и псевдосуицидальные настроения некоторых эмо-кидов, которые царапают себе запястья, чтобы выглядело как суицидальная попытка (по свидетельству одного из эмо-кидов: «…это внутренние понты, игры, рассчитанные не на окружающих, а только на своих».В США подростков эмо обвиняют в позерстве и фальши, где большинство представителей этой субкультуры происходят из благополучных семей и никаких особых трудностей не испытывали, но при этом постоянно говорят о «боли» и «невыносимости жизни». В Интернете появляются сайты, объединяющие противников эмо-культуры, авторы сайтов призывают «бороться с засильем столь жалких людей, которые не способны даже воспринять мир таким, какой он есть, и что-либо изменить в своей жизни; не быть теми, кому проще плакать, чем действовать». В последнее время стало модно «накрывать» (срывать) эмо-концерты – избивать зрителей, закидывать их пустыми бутылками. Все чаще на улицах эмо-киды подвергаются нападениям гопников и бритоголовых, которым просто не нравится внешний вид чувствительных подростков.
Таким
образом данная субкультура представляет
собой объединение эмоционально
открытых, ранимых и достаточно
неокрепших личностей, на которых сама
субкультура может повлиять достаточно
негативно, в следующей главе
я попытаюсь рассмотреть последствия
нахождения в данной субкультуре
и то, как она влияет на развитие
подростка.
3.Влияние субкультуры «Эмо» на подростка.
Это прежде всего романтизация саморазрушения, «раскраска» обыденности, поддержка и одобрение всех действий, разрывающих связи человека с нормальным социальным окружением, т. е. фактически отрицание реальности. Отметим и отсутствие временной перспективы, обращенной в будущее. Смысл существования – не ради будущего, а ради того, что происходит сейчас, в данный конкретный момент, что, по мнению авторов, значительно затрудняет возможности адаптации к социальной жизни, так как у подростка нет опоры в будущем, ради чего нужно совершать усилия и преодолевать препятствия. Следует сказать об обесценивании ценности жизни как таковой: от ироничного отношения до одобрения суицидального поведения. Это деструктивно влияет на развитее ребенка, так как в момент его реальной социализации в обществе, подросток погрязает в идеях своей субкультуры, не всегда правильных, отрывающих его от реальной жизни, портящей отношения с некогда бывшей референтной группой, друзьями и родственниками, что вызывает внутренние и внешние конфликты отражающиеся на психике подростка.
В
качестве негативного влияния
Таким образом, определив себя как члена какой-либо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинает приводить себя в «соответствие с группой». Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, т. е. стереотипного группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает интериоризацию системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум.