Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
В последние годы в России происходят фундаментальные преобразования в управленческой деятельности, в структуре и функциях управления, в процедурах разработки и принятия управленческих решений. В нашем современном обществе происходят глубинные трансформации, начиная с социально-политической жизни, и, заканчивая, личной жизнью отдельного человека, то есть идет пересмотр единообразия ценностных ориентаций и установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения.
Введение
1. Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в трудовом коллективе
1.1. Теоретические подходы к определению стиля руководства
1.2. Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики
1.3. Факторы развития социально-психологического климата в трудовом коллективе
1.4. Стиль руководства и личные качества руководителя как факторы развития социально-психологического климата в трудовом коллективе.
2. Эмпирическое изучение влияния стиля руководства на социально-психологический климат в трудовом коллективе консалтинговой компании
2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования
2.2. Организация эмпирического исследования и описание используемых методов и методик
2.3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
Заключение
Влияние
стиля руководства
на социально-психологический
климат в коллективе
Москва 2012.
Содержание
Введение 1. Взаимосвязь
стиля руководства и социально- 1.1.
Теоретические подходы к 1.2.
Понятие социально- 1.3.
Факторы развития социально- 1.4.
Стиль руководства и личные
качества руководителя как 2. Эмпирическое
изучение влияния стиля 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования 2.2.
Организация эмпирического 2.3.
Результаты эмпирического Заключение Литература Приложение Введение В
последние годы в России происходят
фундаментальные преобразования в
управленческой деятельности, в структуре
и функциях управления, в процедурах
разработки и принятия управленческих
решений. В нашем современном
обществе происходят глубинные трансформации,
начиная с социально- Благоприятный
климат в группе не только продуктивно
влияет на результаты ее деятельности,
но и перестраивает человека, формирует
его новые возможности и проявляет
потенциальные. В связи с этим возникает
необходимость в оптимизации стиля межличностного
взаимодействия. Одним
из важных факторов, влияющих на психологический
климат, является характер руководства
группой. Это проявляется в определенном
стиле взаимоотношений между
официальным руководителем и
подчиненными. Обычно руководитель в
коллективе – ключевая фигура. От того,
как он ведёт себя с людьми, каким
образом и во что вмешивается
(либо не вмешивается), что он делает
для своих подчинённых, зависит
очень многое. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле, который складывается под влиянием его профессиональной подготовленности, особенностей характера, коммуникативной компетентности, темперамента, уровня развития коллектива, сложившихся традиций и ведомственных норм. Стиль руководства и личные качества руководителя как факторы развития социально-психологического климата в коллективе, обсуждаются достаточно косвенно, что и определяет актуальность темы. Анализ
различных точек зрения на содержание
понятия стиля руководства (А.Л. Журавлев,
В.Ф. Рубахин, Р.Х. Шакуров, Н.В. Ревенко,
А.А. Русалинова, Е.С. Кузьмин, И.П. Волков,
Ю.Н. Емельянов и др.) позволяет сделать
вывод, что он является предпосылкой и
следствием уровня группового развития;
зависит также от содержания совместной
деятельности, которая лежит в основе
межличностных отношений в группе. Типичным
для групп высшего уровня развития является
стиль руководства, предполагающий ответственность
руководителя и сознательное подчинение,
полновластие и самодеятельность коллектива,
адекватное возложение ответственности,
максимальное доверие во взаимоотношениях
руководителя и подчиненных. Цель
исследования: анализ и выявление
индивидуально – Объект исследования: трудовой коллектив. Предмет исследования: социально-психологический климат в трудовом коллективе, психологические особенности личности руководителя и стиль руководства. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между личными характеристиками руководителя и стилем руководства. Задачи исследования: 1.
провести анализ основных 2.
выделить основные 3.
выделить факторы, влияющие на
развитие социально- 4.
подобрать 5. обосновать эффективность применения методик; 6.провести диагностику социально-психологического климата в коллективе; 7.
провести исследование 8.
провести исследование 9.
выделить личные 10.
провести количественный 11. сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: -
анализ психологической -наблюдение; - тестирование; -
статистическая обработка 1. Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в трудовом коллективе 1.1. Теоретические подходы к определению стиля руководства Самое
раннее исследование стилей руководства
было проведено К. Левиным и его коллегами
в 1939 году. В результате стили были разделены
на три вида: автократический, демократический
и либеральный (попустительский). В толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления -совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности». По Мескону, стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации [6, c.523]. В
современной литературе встречаются
множество определений стиля
управления. Есть в них что-нибудь
общее? Общим в определениях стиля
управления является трактовка его
как способа воздействия Здесь
методы - это способы и приёмы
управления, существующие объективно,
независимо от руководителя, обусловленные
достигнутым уровнем и Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу. К
субъективным факторам, определяющим
стиль в управлении можно отнести: Как
видно, субъективные факторы зависят
от личности руководителя, а объективные
факторы формируются под 3.
Специфика (функциональное 7.
Способы и приёмы управления,
используемые вышестоящим Указанные
слагаемые стиля предопределяют
особенности сочетания в В зависимости от личностных качеств руководителя стиль управления может быть позитивным и негативным. 1.Позитивный. Гибкий. Руководитель
в своей деятельности всегда исходит
из принципа «интересы дела превыше
всего», стремится достичь цели при
минимальных затратах времени и
средств, избавиться от лишних проволочек
и канцелярщины, никогда не влезает
(без особой надобности) в обсуждение
проблем, в которых его подчиненные
обладают достаточной компетенцией,
предоставляя им полное право решать
их. Такой руководитель постоянно
расширяет свой общий кругозор и
уровень профессиональной культуры
и того же требует от подчиненных. Характерные
черты: руководитель раз и навсегда избирает
и придерживается какого-либо одного «частичного»
стиля: он либо не допускает творческих
обсуждений и споров, либо, напротив, либеральничает
и резонерствует, часто доводя отношения
с подчиненными до взаимной фамильярности. Классификация стилей управления Обилие
классификаций стиля Ученые
применили три подхода к Поведенческий
подход - создал основу для классификации
стилей руководства. Согласно поведенческому
подходу к лидерству, эффективность определяется
не личными качествами руководителя, а
скорее его манерой поведения по отношению
к подчинённым. В поведенческом подходе
выявляются два основных направления
в стиле руководства: В
первом случае стиль находится в
пределах от авторитарного до либерального,
а во втором - от ориентированного на дело
до ориентированного на человека [2, c.425].
Изучение этого подхода связано с именем
выдающегося психолога К. Левина. В 30-е
годы власти с группой своих сотрудников
он провёл в США серию экспериментов, в
ходе которых выявил три ставших классическими
стиля руководства: авторитарный, демократический,
нейтральный (или либеральный). В чём же
различия между ними? 3. Больше всего люди хотят защищенности. 4.
Чтобы заставить людей На основе таких исходных предложений, автократ максимально централизует полномочия, не даёт работникам самостоятельно принимать решения, держит в руках всё управление, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать. Демократический стиль - в отличие от автократического, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважение к людям и забота об их потребностях, поощрение инициативы и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями и советами подчинённых [9, c.105]. Руководитель - демократ ориентируется на возможности подчинённого, на его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала. Дуглас
Мак Грегор назвал предпосылки демократического
стиля теорией «У»: 3.
Приобщение является Либеральный
стиль - невмешивающийся стиль руководства.
Отличается отсутствием размаха в деятельности,
безынициативность и постоянное ожидание
указаний сверху, нежелание принимать
на себя ответственность за решения и
за последствия, когда они неблагоприятны,
осторожность в делах, решениях, неуверенность
в соей компетентности и в своём положении,
непоследовательность в действиях, легко
поддаётся влиянию окружающих, склонен
уступать обстоятельствам и смиряться
с ними, во взаимоотношениях сподчинёнными
вежлив и доброжелателен, помогает в решении
их проблем. 1.2.
Понятие социально- Условия,
в которых происходит взаимодействие
членов рабочей группы, влияют на успешность
их совместной деятельности, на удовлетворенность
процессом и результатами труда.
В частности, к ним относят
санитарно-гигиенические • совокупность социально-психологических характеристик группы; • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива; • характер взаимоотношений в коллективе; • интегральная характеристика состояния коллектива. Благоприятный
СПК характеризуют оптимизм, радость
общения, доверие, чувство защищенности,
безопасности и комфорта, взаимная
поддержка, теплота и внимание в
отношениях, межличностные симпатии,
открытость коммуникации, уверенность,
бодрость, возможность свободно мыслить,
творить, интеллектуально и Ученые
отмечают двойственную природу социально- Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят: • уровень текучести кадров; • производительность труда; • качество продукции; • количество прогулов и опозданий; • количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов; • выполнение работы в срок или с опозданием; • аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием; • частота перерывов в работе. Руководитель
может целенаправленно Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д. Не
только в социологии, но и в психологии
утвердилась точка зрения, согласно
которой главной структурой образующей
СПК является настроение. Сошлемся,
в частности, на высказывание известного
советского психолога К.К. Платонова,
по мнению которого социально-психологический
климат (как свойство группы) является
одним (хотя и важнейшим) из компонентов
внутренней структуры группы, определяется
межличностными отношениями в ней,
создающими стойкие настроения группы,
от которых зависит степень Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Структура социально-психологического климата. Существенным
элементом в общей концепции
социально-психологического климата
является характеристика его структуры.
Это предполагает вычисление основных
компонентов в рамках рассматриваемого
явления по некоему единому основанию,
в частности по категории отношения.
Тогда в структуре СПК В
свою очередь отношения друг к
другу дифференцируются на отношения
между товарищами по работе и отношения
в системе руководства и В
конечном итоге всё многообразие
отношений рассматривается Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами. Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности. В
результате создается определенная
структура ближайших и То обстоятельство, что отношение к миру и отношение к самому себе попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных. Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида. Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него. На
самочувствие личности в коллективе
отражаются отношения личности к
определенной группе в целом, степень
удовлетворенности своей Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей. Самочувствие
личности в определенной мере может
служить и известным С этой точки зрения само самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК. Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности. Выделение моделей основывается на оценке трех сторон: А) уровень развернутости психологического потенциала коллектива; Б) степень реализации его в данный момент; В) тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива; Вариант А. Высокий
уровень развернутости Вариант Б. Высокий
уровень развернутости Вариант В. Невысокий
уровень развернутости Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива. Организация коллектива - мощный рычаг управления, потому что он создает энергичную, эффективную и ответственную группу людей с большим потенциалом. Удачливые руководители вкладывают много сил и умений в попытки создать в коллективе такой климат, который благоприятствовал бы достижению результатов, позволял бы наступать на проблемы и осуществлять перемены. Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинарной, пока еще очень молодой, быстро и неравномерно развивающейся области научного и практического значения, занимает прочное место в современной цивилизации. Для должной эффективности мер по созданию благоприятного социально-психологического климата руководитель должен знать важнейшие педагогические принципы объединения работников в коллектив. Во-первых, это совмещение личных и общественных интересов людей, находящихся в одной производственной группе. Во-вторых, «закон движения коллектива», который предполагает разработку систем и задач, позволяющих людям постоянно видеть перспективу движения. В-третьих, принцип «параллельного движения», смысл которого состоит в том, что воздействие руководителя на личность должно быть одновременно и воздействием на коллектив. И, наоборот, прикосновение к коллективу должно быть и воспитанием отдельных личностей. Первый принцип позволяет руководителю уяснить внутреннюю логику, психологию развития коллективных отношений. Второй показывает, в каком направлении должна строиться работа по сплочению людей. Третий - определяет механизм воспитательного воздействия руководителя, как на отдельную личность, так и на весь коллектив. От того, в какой мере руководитель соблюдает эти принципы, зависит состояние социально-психологического климата коллектива, и, безусловно, его авторитет. [3] Авторитет руководителя формируется в процессе совместной деятельности, общения с другими людьми, являясь следствием объективных взаимоотношений и личных качеств людей. В нем всегда выражено уважение к человеку, доверие к его силам и возможностям. Авторитет
обладает силой внушения. Авторитетный
человек оказывает большое Жизнь
показывает, что завоевание авторитета
руководителем - дело длительное и кропотливое,
требующее большого труда и напряжения,
всестороннего Основными составляющими элементами управленческой структуры является подчиненный и руководитель, в также весь комплекс отношений, в которые они вступают и которые образуют социально - психологический климат коллектива. Выделяют следующие признаки благоприятного климата в коллективе: 1.
Доверие и высокая 2.
Демократический стиль 3.
Отношения взаимной 4.
Сплоченность первичного 5.
Высокая степень включенности
в совместной деятельности 6.
Отсутствие конфликтов и Климат коллектива - это не просто сумма личных качеств работников. Он образуется из взаимоотношений людей, что далеко не одно и то же. Между самыми положительными личностями могут сложиться отрицательные взаимоотношения, приводящие к «климатическим возмущениям», даже к конфликтам. Такие ситуации обязывают руководителя знать знаки конфликта, причины, конструктивные способы разрешения. Каждый руководитель в какой-то мере вынужден быть знаком с основами психотерапии. Если преобладающие настроения - неприязнь, вражда, непонимание, то в коллективе идут бесконечные и бесполезные споры, появляется стремление сводить счеты, подсиживать, клеветать. Ум работающих занят раздражением, ревностью, страхом, беспокойством. Чтобы понять причины раздоров, следует выявить источники, обнаружить наиболее агрессивных людей и направить на них всю мощь воспитательно-психологического воздействия. Формируя
сознательно и целенаправленно
морально-психологический Формирование
благоприятного климата составляет
центральный аспект управления. Любые
проблемы должны решаться с учетом
социальных и психологических последствий,
с учетом реально существующих в
данном коллективе людей, их психологии,
т.е. стремлений, взглядов, представлений.
[5] 1.3. Факторы развития социально-психологического климата в трудовом коллективе Важнейшей проблемой в изучении социально- психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров, а также личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива. Рассмотрим более подробно факторы, которые влияют на формирование определенного социально-психологического климата в коллективе: 1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу. Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая. Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ. Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов - к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам. 2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия. 3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса. 4. Применяемая шкала поощрений и наказаний. 5. Условия труда. 6.
Обстановка в семье, вне В зависимости от характера социально - психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям [2]. Кроме того, социально - психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры. Можно
с уверенностью утверждать, что от
стиля деятельности руководителя, его
поведения, внешнего вида и самочувствия
зависит настроение всего коллектива,
его трудоспособность и достижение
успеха. Нельзя рассчитывать на то, что
необходимые отношения в Факторы, определяющие социально-психологический климат Существует
целый ряд факторов, определяющих
социально-психологический Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп. Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного СПК. Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:
Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе. Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов. Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций. На
степень психологической Выделяют
три уровня совместимости: психофизиологический,
психологический и социально-
Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах. Характер
коммуникаций в организации выступает
в качестве фактора СПК. Отсутствие полной
и точной информации по важному для сотрудников
вопросу создает благодатную почву для
возникновения и распространения слухов
и сплетен, плетения интриг и закулисных
игр. Руководителю стоит внимательно следить
за удовлетворительным информационным
обеспечением деятельности организации.
Низкая коммуникативная компетентность
сотрудников также ведет к коммуникативным
барьерам, росту напряженности в межличностных
отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.
Умение ясно и точно излагать свою точку
зрения, владение приемами конструктивной
критики, навыками активного слушания
и т.д. создают условия для удовлетворительной
коммуникации в организации. 1.4. Стиль руководства и личные качества руководителя как факторы развития социально-психологического климата в трудовом коллективе. Социально-психологический климат коллектива может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на самочувствие, настроение, мотивацию и продуктивность деятельности его членов. Любой коллектив – это группа людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждое лицо в ней влияет на другое (других) и испытывает на себе влияние со стороны других. К
внутренним условиям создания психологического
микроклимата в коллективе, благотворно
влияющего на состояние работающих,
относят авторитет и В
работах западных психологов большое
внимание уделяется вопросам тактики
воздействий руководителя с целью
регуляции и оптимизации Стиль
взаимодействия руководителей верхнего
звена с руководителями среднего
звена воспроизводится Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции. Страх
наказания порождает стремление
избежать ответственности за совершенные
ошибки, перекладывание вины на других,
поиск «козла отпущения». На эту
роль, как правило, выбирается человек
(группа лиц), который не виновен
в случившемся, но отличается от большинства
сотрудников, не похож на них, слаб и
не способен постоять за себя. Он становится
объектом нападок, враждебного отношения,
необоснованных обвинений. Наличие
«козла отпущения» позволяет членам
группы осуществлять разрядку напряжения
и неудовлетворенности, которые
легко накапливаются в Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными. Таким
образом, руководитель может существенно
повлиять на характер межличностных отношений
в рабочем коллективе, на отношение к совместной
деятельности, удовлетворенность условиями
и результатами работы, т.е. социально-психологический
климат, от которого во многом зависит
эффективность деятельности организации
в целом. Диагностический опросник социально-психологического климата группы Социально-психологический
климат – наиболее целостная психологическая
характеристика группы, которая связана
с особенностями отражения Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата: 1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа, 2) содержание, организация и условия трудовой деятельности, 3) особенности работы органов управления и самоуправления организации, 4) характер руководства, 5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы, 6) социально-демографические и психологические особенности членов группы, 7) численность группы и др. Данная
методика позволяет определить уровень
развития психологического климата
группы относительно других групп в
рамках одной организации, дать общую
оценку психологического климата, а
также выявить те факторы его
формирования, которые могут быть
использованы для коррекции и
совершенствования Опросник предлагается для заполнения участникам той группы, в которой необходимо диагностировать социально-психологический климат. Каждый член группы заполняет анкету индивидуально. Опросник Инструкция: Уважаемый товарищ! Просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов, связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь. Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте крестик против того ответа, который соответствует вашему мнению. Заполняйте анкету самостоятельно.
Обработка и анализ полученных результатов
проводятся следующим образом. На основании
ответов на вопросы 17-23 дается краткая
социально-демографическая Вопросы 6-13 направлены
на выявление особенностей отражения
членами коллектива сложившихся
межличностных отношений и Протокол
Для целостной
характеристики отдельного компонента
сочетания ответов каждого
где количество
положительных ответов Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до + 1. Этот континуум подразделяется на три части: от -1 до -0,33 – отрицательные оценки; от -0,33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки и от +0,33 до + 1 – пoлoжительныe оценки. Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый). При обработке данных; полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: + 1, 0 или -1. Например, для 14-го вопроса: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как + 1, ответ «трудно сказать» – 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» – -1. Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, pавнoмеpнocть обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с нeпоcpeдcтвeнным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции. Анализ ответов
на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить
группы с положительной, неопределенной
и отрицательной Тест "Ваш стиль руководства"В теории управления выделяют два стиля руководства: - ориентированный на решение поставленной задачи; - ориентированный на взаимоотношения с подчиненными. Для руководителей, ориентированных на решение задачи, главным является высокое качество и результативность труда, исполнительность, дисциплина. При этом желание выполнить работу любой ценой, без оглядки на интересы подчиненных, может привести к плачевным результатам. Второй стиль руководства направлен на человека: необходимо, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям. Хорошее самочувствие и удовлетворение работой - вот цель руководителя, ориентированного на взаимоотношения с подчиненными. Предлагаемый тест поможет руководителю оценить стиль своего руководства. Перед вами 40 утверждений. Постарайтесь выразить свое отношение к ним в соответствии с тем, как вы обычно действуете и мыслите как руководитель коллектива. Определив отношение к тому или иному утверждению, поставьте рядом с порядковым номером одну из следующих букв: с - явление наблюдается систематически (в 80-100% случаев) ч - явление наблюдается часто (в 60-80% случаев) и - явление наблюдается иногда (в 40-60%) р - явление наблюдается редко ( в 20-40%) н - явление не наблюдается никогда (в 0-20%). 1. В коллективе, которым я руковожу, проводятся (силами собственных специалистов или внешних консультантов) обследования социально-психологического климата, мнений, настроений людей. 2. В работе с персоналом используются, где это необходимо, стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы. 3. Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива (если убежден в его справедливости) перед вышестоящим руководством. 4. Тщательно планирую работу своих заместителей. 5. Прилагаю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения планов, задач текущего и перспективного планирования. 6. Мои подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед коллективом. 7. Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для успешного решения стоящих задач, а за подчиненными оставляю исполнительские функции. 8. Допускаю в работе подчиненных проявления высокого уровня инициативы и самостоятельности в выборе способов достижения поставленных перед ним целей. 9. Позволяю проявлять инициативу подчиненным не только в выборе способов, но и в самом процессе выработки целей при условии, что подчиненные обосновывают их важность и необходимость. 10. Мне как руководителю приходится в отступление от установленных норм идти на привлечение подчиненных к работам по выходным дням и сверхурочно. 11. Для обеспечения контроля за решением служебных вопросов и исполнительской дисциплиной требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной ими работе. 12. Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой темп, режим и порядок выполнения работ, если это не отражается отрицательно на конечных результатах. 13. Осуществляю руководство, консультируясь и советуясь в разумной мере с подчиненными. 14. Стараюсь поддерживать в подчиненном коллективе определенный служебный этикет, стиль отношений и поведения. Слежу, чтобы подчиненные придерживались их. 15. Планирую служебный рост подчиненных так, чтобы люди знали перспективы своего продвижения и условия, требуемые для этого. 16. Считаю, что в нынешних условиях лучшие результаты в работе и управленческой деятельности достигаются, когда человек (или коллектив) работает в принудительном режиме, задаваемом извне жестким ритмом, распорядком дня, всем укладом учреждения. 17. В работе коллектива, которым я руковожу, существуют свои авралы. 18. Информирую подчиненный коллектив о событиях, происходящих в нем, и общем положении дел в учреждении. 19. Поддерживаю на должном уровне свой внешний вид, порядок в кабинете, манеру поведения. 20. Поощрение труда в коллективе осуществляется в соответствии с реальным вкладом в общий результат. 21. Как руководитель, я провожу в жизнь четкую кадровую политику (придерживаюсь на практике определенных, известных коллективу принципов подготовки, воспитания и выдвижения кадров). 22. Анализируя работу своих подчиненных, прихожу к выводу, что они – недостаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы, деловитости и других необходимых качеств. 23. В руководстве использую личный положительный пример как средство повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе. 24. В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты. 25. Создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятные возможности выражать свое мнение и оказывать практическое влияние на управленческий процесс. 26. В руководстве использую делегирование полномочий (оставляю за собой решение лишь наиболее важных вопросов, а второстепенные передаю на низовые уровни). 27. Читаю книги и другие публикации о руководстве коллективом. 28. Как руководитель придерживаюсь известных мне теоретических и прикладных рекомендаций при работе с людьми. 29. Считаю, что для повышения отдачи от людей в управленческой деятельности ведущую роль должны играть организационно-технические факторы (технические средства, приказы, распоряжения, инструкции и т.п.), а на втором плане должны находиться социально-психологические (доверие, морально-психологический климат, сознательность и др.). 30. Результаты работы учреждения, которым я руковожу, бывают высокими. 31. Как руководитель я создаю условия для обеспечения физического здоровья подчиненных на работе и в быту, побуждаю их укреплять свое здоровье. 32. Для обеспечения высоких служебных результатов создаю в коллективе условия для проявления творчества, состязательности, инициативы. 33. Требую от подчиненных точных обоснований при разработке планов и подготовке мероприятий по совершенствованию трудовой деятельности. 34. Ради трудовой необходимости приходится отодвигать на второй план решение таких вопросов развития коллектива, как анализ и улучшение социально-психологического климата, анализ и регулирование системы взаимоотношений, формирование традиций и т.д. 35. Прилагаю усилия, чтобы добиваться от подчиненных обеспечения высокой дисциплины и выполнения установленного порядка и правил. 36. Вся трудовая деятельность коллектива осуществляется на основе четкого баланса прав, обязанностей, функций, ответственности и их справедливого распределения между подразделениями и членами коллектива. 37. Для достижения высоких трудовых результатов в коллективе осуществляется профессиональная учеба и поощряется самостоятельная работа по повышению квалификации. 38. Большое внимание как руководитель я уделяю контролю действий подчиненных, поддержанию правильного ритма и высокого качества их работы. 39. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное влияние на поведение членов коллектива, их отношение к работе и общий социально-психологический климат. 40. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности учреждения. Проанализируйте результаты тестирования. 1. В вашем опросном листе должны быть представлены ответы на все 40 вопросов. 2. Обведите кружком порядковые номера следующих позиций вашего опросного листа: 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34. 3. Проставьте по единице рядом с теми обведенными порядковыми номерами утверждений, на которые Вы ответили «редко» - р, или «никогда» - н. 4. Проставьте также по единице рядом с теми необведенными кружками порядковых номеров утверждений, на которые Вы ответили «систематически» - с или «часто» - ч. 5. Теперь обведите кружками уже не порядковые номера, а те единицы, которые Вы проставили рядом со следующими порядковыми номерами опросного листа: 1, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 39. Если рядом с какими-то номерами единицы не окажется, то ничего не обводите. 6. Подсчитайте количество обведенных единиц и запишите в таблицу Л=… 7. Подсчитайте количество необведенных единиц и также запишите в таблицу П=… Количественные результаты оценки:
8. Нанесите полученные значения Л и П на соответствующие оси графика; проведите из этих точек перпендикуляры к осям и найдите точку пересечения этих перпендикуляров между собой на графике. Вычислите затем значения Сл=Л*5=… и Сп=П*5=… Значения Сл и Сп внесите в таблицу. Значение Л отражает ориентацию в процессе руководства на формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Значение П – ориентацию на достижение производственных целей, опору на формальную организацию и власть руководителя. Та или
иная точка пересечения Интерпретация результатов самооценки. Стиль 0,0. Руководитель проявляет слишком мало заботы как о достижении целей производственного процесса, так и о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Фактически руководитель устранился от работы, пустив все на самотек, и просто проводит время, передавая информацию от своих руководителей подчиненным и наоборот. Стиль 20,20. Это идеальный стиль руководства. Здесь в равной, и притом максимальной, степени проявляется стремление к высоким производственным результатам и забота о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Это позволяет добиться успешного решения производственных задач и наиболее полно раскрыть творческий потенциал членов коллектива. Стиль 20,0. Присущ чаще всего руководителям-автократам, которые заботятся только о выполнении служебных задач, игнорируют человеческий фактор, личность подчиненного, мнение коллектива. Нередко такой руководитель превращается в погонялу и действует по принципу «результат любой ценой». Со временем этот принцип изживает себя настолько, что перестает приносить успех. Стиль 0,20. Руководитель очень мало заботится о производственных вопросах. Все его внимание направлено на поддержание и сохранение хороших отношений с подчиненными. В коллективе создается уютный социально-психологический климат, где все дружны и несколько расслаблены. Этот психологический комфорт обволакивает подчиненных, отодвигая на второй план решение производственных задач. В конечном счете такая ориентация затрудняет достижение высоких результатов в труде и приводит к подрыву изнутри сложившегося уютного социально-психологического климата, к утрате руководителем авторитета лидера. Стиль 10,10. Присущ руководителям, которым почти нет дела ни до производственных результатов, ни до человека. Они добиваются некоторых средних достижений – средних, но не выдающихся. Если
Л и П отражают ориентированность
Вашего стиля в абсолютных единицах, то
относительные значения представлены
величинами Сл и Сп, показывающими, какой
процент от идеала представляет Ваш стиль
руководства. Идеальный стиль (20,20) равен
100%. |
Информация о работе Влияние стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе