Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:06, курсовая работа
Актуальность предоставленной темы заключается в том, что в настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.
Целью данной работы является разработка теоретико-методологических и прикладных основ исследования влияния среды на личность и поведение и организационной культуры как важнейших элементов системы управления персоналом.
Введение
I. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение:
1.Предпосылки развития организационного поведения
1.1.Организационное поведение в системе менеджмента
2. Понятие личности в организации
2.1. Внутренняя и внешняя среда предприятия
3. Взаимодействие человека и организации
3.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения
II. Адаптация человека к организационному окружению:
4. Научение поведению в организации
4.1. Процесс сознательного научения поведению в организации
4.2. Научение поведению и модификация поведения
человека в организации
III. Исследование организационного поведения:
5. Использование социологических исследований на предприятии
5.1. Итоги исследования
Заключение
Список используемой литературы
Впоследствии,
когда обстановка на предприятии
стабилизировалась, перед социологами
встали новые задачи. В частности,
проведение целого ряда преобразований
на комбинате и внедрение новых
программ невозможно без активной поддержки
их работниками. Отсюда вытекает необходимость
социологических исследований, позволяющих
оценить уровень
По
сути дела, сейчас специалисты-социологи
включены во все более или менее
серьезные проекты на «Северстали»
— от программы реструктуризации
ремонтного комплекса предприятия
и оптимизации системы
На первом этапе «сопровождения» проектов социологические опросы позволяют оценить исходную ситуацию, определить изначальные позиции работников по отношению к предлагаемым инновациям, выявить их опасения и ожидания в связи с переменами. На основе полученных данных строится информационное продвижение проектов, в известной степени корректируются сами программы. В последствии социологи могут подключаться к работе на промежуточных стадиях преобразований, отслеживая изменение организационного поведения в ходе их проведения, оценивая эффект реформ и прогнозируя дальнейшее развитие событий.
Следует отметить и еще две функции, которые осуществляются социологами в ходе работы, и которые определенным образом завязаны на состояние организационного поведения. Во-первых, регулярные исследования представляют собой отлаженную и достаточно эффективную обратную связь между трудовыми коллективами подразделений и администрацией предприятия. Это, кстати, позволяет проводить на предприятии взвешенную информационную политику. (Ведь известно, что недостаток информации — одна из наиболее значимых причин конфликтов, а предоставление необходимых сведений в нужное время позволяет избегать подобных проблем или разрешать их без серьезных потерь.) Во-вторых, они позволяют хотя бы частично канализировать негативные настроения, присутствующие в производственной сфере данной компании.
Интерес к данным социологических исследований, к изучению тенденций в организационной культуры говорит не только о возникновении потребности в подобных изысканиях, но и, если можно так выразиться, о смене управленческих парадигм. Уходит в прошлое технократический подход к производственной деятельности, когда затраты на работника — заработную плату, адаптацию, обучение и т.п. — воспринимались исключительно как издержки. И, следовательно, чем меньше эти издержки, тем лучше для компании. На смену технократизму пришло иное понимание: люди — это ценный ресурс, и вложение денег в изучение этого ресурса, в его развитие может принести компании гораздо больше пользы, нежели максимальное сокращение «издержек» на него.
Во
многом именно знание настроений сотрудников,
мотивов их трудовой деятельности,
их ценностей, установок позволяет
руководителю грамотно и эффективно
управлять работой коллектива. И
такое знание вполне можно получить
с помощью социологических
В этом году силами социологической службы было проведено большое исследование «Социальный портрет работника «Северстали». В его задачи входило выяснение степени адаптации металлургов к изменившимся условиям (как в стране в целом, так на комбинате, в частности, то есть влияние внешней и внутренней среды предприятия) и выявление связей этого показателя с присущими разным группам работников системами жизненных ценностей, установок и мотивов трудовой деятельности.
Исследование показало, что участников опроса на «Северстали» можно разбить на три категории: удачно адаптировавшихся к новым условиям; работников со средним уровнем адаптации и не адаптировавшихся.
Доля первых, т.е. не только приспособившихся к ситуации, но и оказавшихся способными использовать открывшиеся возможности, среди работников предприятия невелика (около 8%). К средне адаптированным можно отнести респондентов, в принципе сумевших приспособиться к новым условиям жизни, но отнюдь не приветствующих эти перемены. Эта категория — самая многочисленная (в нее входят до 80% опрошенных) и самая неоднородная. Здесь и те, кто готов к активным действиям для достижения своих целей и действует, пусть пока и не слишком удачно (.25%); и те, кто предпочитает не замечать перемен, избегать их (.42%); считающие себя бедными и обеспеченными; молодые и пожилые; рабочие и руководители…
Доля не адаптировавшихся составляет примерно 15%. Прослеживается явная связь между самооценкой адаптированности респондентов к переменам и их социально-демографическими характеристиками. В частности, мужчины гораздо активнее и успешнее действуют в изменившейся обстановке, чем женщины. Так, доля тех, кто «вертится» и «добивается большего в жизни», среди представителей сильного пола вдвое выше, чем среди женщин. И, наоборот, доля опрошенных, которые не смогли «приспособиться к нынешним переменам», в мужской подгруппе в два раза ниже, чем в женской.
Чем
старше респонденты, чем ниже уровень
их образования, тем труднее они
приспосабливаются к
Далее,
чем выше уровень адаптации
Для
сравнения: представители средне адаптированных
и не адаптировавшихся в числе
факторов, определяющих успешность человека,
выделяют, в первую очередь, «связи
с нужными людьми» (38% и 45% соответственно).
Кроме того, они придают большое
значение «возможности устроиться на
хорошую должность» (23% и 22% соответственно).
Наконец, довольно весомая доля участников
опроса этих двух категорий отмечает,
что сейчас добиться успеха в жизни
невозможно без «подключения» социально
неодобряемых личностных качеств —
ловкости и умения обмануть (14% и 18% для
средне адаптированных и не адаптировавшихся
соответственно).
Итоги
исследования
Данные
исследования не только позволили количественно
оценить «соотношение сил» в коллективе
предприятия и описать
Таким
образом, социологические исследования
на «Северстали» перестают быть просто
неким «термометром»
И,
конечно, хочется верить, что они
будут интересны научному сообществу.
Ведь накоплен богатейший эмпирический
материал, и постепенно мы поднимаемся
до серьезных обобщений и выводов,
на более высокий уровень
Заключение.
Человек
составляет основу организации, ее сущность
и ее основное богатство. Однако с
позиций управления нельзя говорить
о человеке вообще, так как все
люди разные. Люди ведут себя по—разному,
у них различные способности,
различное отношение к своему
делу, к организации, к своим обязанностям;
люди имеют различные потребности,
их мотивы к деятельности могут существенно
отличаться. Наконец, люди по-разному
воспринимают действительность окружающих
их людей и самих себя в этом
окружении. Все это говорит о
том, что управление человеком в
организации исключительно
С точки зрения практики представляет значительный интерес состав элементов механизма для четкой работы производственной культуры, и вследствие эффективной работы предприятия. В связи с этим предлагается следующий состав данных элементов.
1.
Потребность приверженности
2.
Потребность хозяйского
— разработка состава ценностей предприятия, образцов нормативного поведения;
— пропаганда нормативного отношения к собственности предприятия, к организации производственного процесса.
3. Потребность в ответственности и инициативности
4.
Потребность в комфортности
5.
Потребность участия в
То
есть создать все условия для
обеспечения благоприятного производственного
климата в различных
Список используемой
литературы: