Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:06, курсовая работа
Актуальность предоставленной темы заключается в том, что в настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.
Целью данной работы является разработка теоретико-методологических и прикладных основ исследования влияния среды на личность и поведение и организационной культуры как важнейших элементов системы управления персоналом.
Введение
I. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение:
1.Предпосылки развития организационного поведения
1.1.Организационное поведение в системе менеджмента
2. Понятие личности в организации
2.1. Внутренняя и внешняя среда предприятия
3. Взаимодействие человека и организации
3.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения
II. Адаптация человека к организационному окружению:
4. Научение поведению в организации
4.1. Процесс сознательного научения поведению в организации
4.2. Научение поведению и модификация поведения
человека в организации
III. Исследование организационного поведения:
5. Использование социологических исследований на предприятии
5.1. Итоги исследования
Заключение
Список используемой литературы
В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом (рис. 2).
Рис.
2. Модель включения
человека в организационное
окружение.
В
данной модели организационное окружение
включает те элементы организационной
среды, которые взаимодействую с
человеком. Стимулирующие воздействия
охватывают весь спектр возможных стимулов,
которые могут включать в себя
речевые и письменные сигналы, действия
других людей, световые сигналы и
т.п. В модели человек представляет
как биологическое и социальное
существо с определенными
С
позиции организации работник рассматривается
как компонент человеческих ресурсов,
представляющих главную ценность организации
и формирующих ее ключевые конкурентные
преимущества.
Адаптация
человека к организационному
окружению.
Одним
из основных результатов взаимодействия
человека и организации является
то, что человек, анализируя и оценивая
результаты своего труда в организации,
вскрывая причины успехов и неуспехов
во взаимодействии с организационным
окружением, анализируя опыт и поведение
своих коллег, задумываясь над
советами и рекомендациями начальства
и сослуживцев, делает для себя определенные
выводы, которые в той или иной
мере сказываются на его поведении,
приводят к изменению его поведения
с целью адаптации к
Научение
поведению в организации.
Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения, во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой — он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации.
Первый тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации.
Второй тип: человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке для того, чтобы добиться повышения зарплаты.
Третий тип: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом. Однако если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и создать состояние свободы выбора форм поведения для таких ее членов, они могут найти свое место в организации и приносить ей пользу.
Четвертый
тип: индивид не приемлет ни норм поведения,
ни ценностей организации. Это открытый
бунтарь, который все время входит в противоречие
с организационным окружением и создает
конфликтные ситуации. Было бы неверно
считать, что такой тип поведения абсолютно
неприемлем в организации и люди, ведущие
себя, таким образом, не нужны организации.
Однако в большинстве случаев «бунтари»
порождают множество проблем, которые
существенно усложняют жизнь организации
и даже наносят ей большой ущерб
(рис. 3).
Рис.3.
Матрица типов
включения человека
в организацию.
Естественно, организация заинтересована в том, чтобы ее члены пели себя определенным образом. Возможный подход к решению данной проблемы — это подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов. Однако следует признать, что данный подход имеет ограниченное применение, так как, во-первых, не всегда можно найти людей с необходимыми характеристиками, во-вторых, нет абсолютной гарантии, что они будут вести себя обязательно, таким образом, как этого ожидает организация, и, в-третьих, требования к поведению членов организации со стороны организационного окружения могут меняться во времени, входя в противоречие с теми критериями, по которым люди отбирались в организацию.
Второй подход, в принципе не исключающий первого, состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Данный подход возможен и базируется на том, что человек обладает способностью обучаться поведению, менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны окружения.
Научение поведению можно определить как достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека и реакцию окружения на эти действия.
Для научения поведению характерно наличие нескольких моментов. Во-первых, научение может идти как на собственном опыте, так и на опыте других людей. Во-вторых, научение поведению не обязательно касается только собственно реального поведения. Оно может касаться потенциального поведения, т.е. такого поведения, которое может быть осуществлено человеком, но которое не осуществляется им в его практике поведения. В-третьих, научение поведению всегда выражается в изменении человека. Даже в том случае, когда непосредственное поведение не претерпело изменений, человек уже становится другим, так как изменяется его поведенческий потенциал.
Выделяется три типа научения поведению. Первый тип связан с рефлекторным поведением человека, с тем, что названо в учении И. Павлова условным и безусловным рефлексом. Если, например, начальник приходит к подчиненным тогда, когда он чем-то недоволен, раздражен и намерен сделать им выговор, то всякое появление начальника может вызывать страх у подчиненных, желание избежать этой встречи независимо от того, зачем он к ним пришел. То есть появление начальника вырабатывает условный рефлекс желания скрыться с его глаз.
Второй тип научения поведению базируется на том, что человек делает выводы из последствий своего предыдущего опыта, осознанно корректирует и меняет свое поведение. Теоретическое описание данного типа научения в первую очередь опирается на исследования
Б.
Скиннера, который создал основы теории
закрепления осуществленного
Третий
тип научения поведению — это
обучение на основе наблюдения поведения.
Обычно это наблюдение чужого поведения.
Человек, регулярно наблюдая, как
ведут себя окружающие его люди,
автоматически начинает подстраивать
к их поведению свое собственное
поведение. Он перенимает их стиль и
манеры, навыки выполнения операций и
т.п. Часто проводится целенаправленное
наблюдение чужого поведения с целью
перенять для себя что-то полезное.
С развитием средств
Очевидно, что все три типа научения поведению должны учитываться руководством организации в его попытках корректировать и формировать поведение членов организации. Не умаляя важности каждого из этих типов научения, тем не менее, следует констатировать, что исключительно важную роль в процессе целенаправленного формирования поведения человека в организации играет второй тип научения.
Чему
же учится человек в организации,
какие стороны его поведения
корректируются или меняются в процессе
научения? Во-первых, придя в организацию
и далее осуществляя свою деятельность
в ней, человек изучает свою функциональную
роль: что он должен делать для лучшего
выполнения работы, как осуществлять более
эффективно работу, как и с кем коммуницировать
в процессе работы. При этом он учится
расставлять акценты в выполняемой им
работе с точки зрения того, что считается
в организации более важным, а что менее
важным в его деятельности, за что идет
вознаграждение, что входит в оценку качества
его работы. Во-вторых, в организации человек
учится выполнению формально-процедурных
действий, таких, как заполнение различных
анкет и форм, оформление заявок, назначение
и проведение встреч, передача, получение
и осуществление ответа на полученную
информацию, временное оставление рабочего
места, приход и уход с работы, парковка
автомобиля, ношение одежды определенного
типа и т.п. В-третьих, человек учится правильно
понимать и занимать свое место в организации.
Он узнает существующие в организации
нормы, ценности и сложившиеся на их базе
неформальные группы и отношения, учится
правильно вести себя с коллегами и руководством,
определяет для себя с кем иметь тесные
отношения и от кого держаться подальше,
кому доверять, на кого полагаться и кого
опасаться. В-четвертых, человек учится
тому, как решать свои собственные задачи
в организации, как добиваться своих целей.
Так, например, он учится тому, как делать
карьеру в организации. Либо тому, как
добиваться определенных поощрений и
вознаграждений. Может человек учиться
и тому, как использовать возможности
организации либо возможности ее отдельных
членов для того, чтобы решать свои личные
задачи, не связанные с деятельностью
организации. Работник может учиться тому,
как избегать сложных и рискованных заданий,
и даже тому, как, ничего не делая, создавать
видимость, что он напряженно работает.
Процесс сознательного
научения поведению
в организации.
Для
того чтобы описать процесс
Деятельность человека всегда связана и инициируется наличием у него определенных побуждающих начал. Они заставляют его начинать что-то делать, предпринимать какие-то усилия, т.е. осуществлять действия. Стимулы, являющиеся внешними воздействиями на человека, направляют его деятельность в определенное русло, придают этой деятельности определенную ориентацию и границы. Поведенческая реакция человека проявляется в том, что он выбирает, что и как ему делать, и осуществляет конкретные действия, приводящие к конкретному результату. Его реакция сильно связана со стимулами. Однако она имеет индивидуальный характер, так как отражает различную степень влияния стимулов на поведение различных людей. Реакция человека может проявляться как в виде его определенных действий, так и в виде выработки им определенного расположения. В зависимости от последствий для человека его поведенческая реакция закрепляется с целью ее усиления и придания ей устойчивости либо же происходит отказ от нее. Закрепление осуществленного поведения или отказ от него играют очень важную роль в формировании поведения человека, так как именно через это происходит осознанная корректировка или даже изменение поведения человека в желательном для организации направлении.