Влияние предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации на примере ЕГЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:18, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации на примере ЕГЭ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
‒ Определить понятие и сущность экзаменационного стресса;
‒ Рассмотреть возможные положительные и отрицательные последствия стресса, вызванного ожиданием экзамена;
‒ Изучить влияние предэкзаменационного стресса на процессы адаптации

Содержание

Введение ......................................................................................
1 Теоретические основы изучения воздействия стресса
на адаптационные процессы .....................................................
1.1 Экзаменационный стресс: понятие, психофизиологические
проявления и возможные последствия .....................................
1.2 Адаптация: понятие и проявления нарушений .......................
1.3 Принципы и направления психологической коррекции
нарушений адаптации и борьбы со стрессом ............................
2 Исследование влияния предэкзаменационного стресса на
процессы адаптации ..................................................................
2.1 Программа и организация исследования ..................................
2.2 Анализ результатов исследования и применения коррекционной
программы.....................................................................................
Заключение ...................................................................................
Литература ....................................................................................
Приложения ...................................................................................

Работа содержит 1 файл

Психофизиологические проявления нарушений процессов адаптации в ситуации ожидания эк%D.doc

— 985.50 Кб (Скачать)

Нарушение психофизиологической адаптации описывается в целом  в рамках астеноневротических и ипохондрических реакций. Т.А. Немчин считает, что именно астеноневротический синдром является наиболее универсальным проявлением любых состояний психической дезадаптации [48]. Он включает расстройства психической работоспособности при полной интелелектуальной сохранности (понижение психического тонуса, нарушение активного внимания, специфические изменения ассоциативной деятельности и т.д.), эмоциональные нарушения, развивающиеся на фоне измененного самочувствия (подавленность, беспредметное недомогание, сочетающееся с неудовольствием, раздражительностью, беспокойством), соматические и вегетативные дисфункции (головная боль, расстройства сна, приступы сердцебиения и другие физические симптомы с психосоциальными компонентами) [48]. Клинически подобные нарушения описываются как психовегетативный синдром, являющийся нарушением целостности психовегетативной организации и выражающийся в расстройстве координации психологических, особенно эмоциональных, и физиологических, в первую очередь вегетативных, функций.

Дальнейшее  ухудшение состояния психической  адаптации приводит к формированию физиологических сдвигов. В выраженных случаях нарушения психической адаптации проявляются расстройства психического и соматического здоровья.

Особенностью  нарушения психической адаптации в ситуациях, являющихся необратимыми, в которых действие завершено и событие невозможно изменить (как в ситуации ЕГЭ, пересдача которого для достижения более удовлетворительного результата не предусмотрена), по мнению А.О. Прохорова, возможно возникновение состояния безысходности, усталости, горя, подавленности и угнетенности, раздумья, тревоги, депрессии и неприязни. Подобные состояния характеризуются большой длительностью [53].

В качестве адаптивных психических процессов, противостоящих воздействию стрессоров и призванных предотвратить срыв психической адаптации, рассматриваются механизмы психической защиты. Нарушение психической адаптации при этом обусловлено использованием неэффективных психических защит, неадекватных ситуации (вытеснение, рационализация и др.) или патологических эквивалентов (невротических симптомов, психопатических форм поведения, психотических феноменов). Как указывает А.А. Нальчаджан, неадекватные адаптивные стратегии или патологические эквиваленты обладают определенной целесообразностью на внутрипсихическом уровне, так как уменьшают психическую напряженность, но в то же время на более высоких уровнях снижают психическую адаптированность [46].

На физиологическом  уровне фазы развития нарушений адаптации по мере накопления отрицательных эмоций, ухудшения состояния нервной системы и организма вследствие затяжного характера стрессорной ситуации и отсутствия выхода из нее, описаны В.А. Ананьевым:

    • Фаза ВМА - внимание, мобилизация, активность;
    • Фаза СОЭ - стенические отрицательные эмоции (гнев, агрессия);
    • Фаза астенических отрицательных эмоций (тоска, отчаяние, депрессия, связанные с невозможностью выхода из ситуации);
    • Фаза срыва адаптации (невроз). На этой фазе хроническая психическая напряженность, отрицательные эмоции приводят к формированию нового устойчивого состояния мозга, при котором происходит перестройка взаимоотношений коры и подкорковых образований, проявляющаяся в нарушением вегетативной регуляции внутренних органов (психосоматическая патология) и рассматриваемая в качестве динамического церебровисцерального синдрома эмоционального стресса. Нарушения адаптации проявляются также в форме эмоционально-волевых расстройств, развития неврозоподобных состояний, неадекватного поведения [.

Т.А. Немчин выделяет 4 степени (последовательные стадии) нервно- психического напряжения:

    • I степень - слабое нервно-психическое напряжение. Показатели высшей нервной деятельности и гемодинамические характеристики соответствуют нормальным;
    • II степень - умеренное нервно-психическое напряжение. Система адаптации целостного организма функционирует оптимально, происходит активация психической и психомоторной деятельности с повышением ее продуктивности за счет усиления регуляторной роли доминантного полушария. Одновременно происходит возрастание гемодинамических показателей - частоты сердечных сокращений, артериального давления, минутного объёма крови;
    • III степень - чрезмерное нервно-психическое напряжение, сопровождающееся снижением адаптированности, т.е. дезорганизацией психомоторной деятельности со снижением роли доминантного полушария, а также ухудшением гемодинамических показателей, признаками дистализации кровоснабжения;
    • IV степень - патологическое нервно-психическое напряжение - патологиче<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Влияние предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации на примере ЕГЭ