Влияние предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации на примере ЕГЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:18, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации на примере ЕГЭ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
‒ Определить понятие и сущность экзаменационного стресса;
‒ Рассмотреть возможные положительные и отрицательные последствия стресса, вызванного ожиданием экзамена;
‒ Изучить влияние предэкзаменационного стресса на процессы адаптации

Содержание

Введение ......................................................................................
1 Теоретические основы изучения воздействия стресса
на адаптационные процессы .....................................................
1.1 Экзаменационный стресс: понятие, психофизиологические
проявления и возможные последствия .....................................
1.2 Адаптация: понятие и проявления нарушений .......................
1.3 Принципы и направления психологической коррекции
нарушений адаптации и борьбы со стрессом ............................
2 Исследование влияния предэкзаменационного стресса на
процессы адаптации ..................................................................
2.1 Программа и организация исследования ..................................
2.2 Анализ результатов исследования и применения коррекционной
программы.....................................................................................
Заключение ...................................................................................
Литература ....................................................................................
Приложения ...................................................................................

Работа содержит 1 файл

Психофизиологические проявления нарушений процессов адаптации в ситуации ожидания эк%D.doc

— 985.50 Кб (Скачать)

Влияние предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации на примере ЕГЭ (диплом, АлГУ, 2012)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ......................................................................................

1 Теоретические основы изучения воздействия стресса

  на адаптационные процессы .....................................................

1.1 Экзаменационный стресс: понятие, психофизиологические

    проявления и возможные последствия ..................................... 

1.2 Адаптация:  понятие и проявления нарушений .......................

1.3 Принципы и направления психологической коррекции

    нарушений адаптации и борьбы со стрессом ............................

2 Исследование влияния  предэкзаменационного стресса на

   процессы адаптации ..................................................................

2.1 Программа и организация исследования ..................................

2.2 Анализ результатов исследования и применения коррекционной

   программы.....................................................................................

Заключение ...................................................................................

Литература ....................................................................................

Приложения ...................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная жизнь  отличается выраженной нестабильностью  и большим разнообразием раздражающих факторов, многие из которых являются стрессогенными и вызывают различные психофизиологические отклонения в процессах адаптации.

Распространение стресса  в жизни человечества способствует тому, что собственные стрессовые переживания становятся важным компонентом личного опыта любого человека. В юности же опыт серьезных жизненных испытаний еще невелик. Поэтому пора выпускных экзаменов, от которых во многом зависит будущее учеников, - это серьезная проверка не только их знаний, но и их психологической устойчивости, способности приспосабливаться и преодолевать трудную жизненную ситуацию. Кроме того, экзаменационные испытания характеризуются строгими условиями проведения, высокой ценой возможной ошибки, большим влиянием на дальнейший социальный статус и жизненную успешность личности, что также повышает ее стрессогенность и экстремальность.

Сегодня стресс и социально-психологическая адаптация относятся к базовым научным категориям, ставшими предметами изучения целого комплекса научных дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и политологии. Такое повышенное внимание к данным проблемам говорит об их важности и значимости в жизни современного человека.

Согласно многочисленным наблюдениям исследователей одним из самых распространенных видов стресса в настоящее время является экзаменационный стресс. Причем для большинства выпускников преддверие экзамена и сам экзамен, независимо от уровня подготовленности, становятся тяжелой стрессовой ситуацией, преодолеть которую без чрезмерного психического и физического напряжения, страхов, волнения, нарушения сна, повышенной возбудимости, возникновения чувства тревоги и других негативных проявлений удается не всегда и не всем.

Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который  учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии [60]. Исследования последних десятилетий убедительно доказали, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы учащихся и студентов. По данным российских авторов (О.М. Боканова, В.В. Плотников, Г.М Покалев, А.В. Доскин, Е.А. Умрюхин, Е.В. Быкова, Н.В. Климина, А.С. Фаустов, Ю.В. Щербатых, А.Д. Ноздрачеви др.), в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения [70]

Характер реакции юношеского организма на экзаменационный стресс зависит не только от самого стрессового фактора, но и от личностных особенностей учащихся – типа темперамента, уровня тревожности, поведенческих установок, самооценки, уровня стрессоустойчивости и т.д. По мнению М.Е. Сандомирского, двух-трех недель периода сдачи экзаменов бывает достаточно для возникновения синдрома экзаменационного стресса и стойкого нарушения процессов адаптации [57].

Проблема экзаменационного стресса и его последствий ежегодно затрагивает сотни тысяч студентов и школьников нашей страны. В связи с этим изучение психофизиологических проявлений нарушений процессов адаптации выпускников общеобразовательных учебных заведений в ситуации ожидания Единых государственных экзаменов представляется важным и актуальным. Учитывая широкое внедрение в процесс обучения такой формы контроля и проверки знаний школьников и студентов как экзамен, а также то, что число выпускников, у которых симптомы экзаменационного стресса и нарушение процессов адаптации достигают значительной интенсивности и приобретают длительный характер в настоящее время по оценкам специалистов достигают 20 – 25%, то работа по своевременному выявлению этой группы риска необходима. При этом особую значимость приобретает разработка рекомендаций и методики преодоления негативного влияния экзаменационной ситуации на учеников и проведение необходимых коррекционных мероприятий. Актуальным является также вопрос о возможности прогнозирования подобных реакций с целью своевременного принятия соответствующих профилактических мер, препятствующих нарушению здоровья выпускников.

О важности и актуальности изучения различных аспектов проблем теории стресса и адаптации говорит постоянный интерес к ним со стороны исследователей и практиков. Со времен первой научной теории стресса, разработанной Г. Селье, свой вклад в ее развитие и изучение внесли многие отечественные исследователи, такие как Ю.А. Александровский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.А. Китаев-Смык, К.К. Платонов, М.Е. Сандомирский,         Г. И. Косицкий, Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас, Ю. В Щербатых, Ц.П. Короленко и многие другие.

Актуальность  и значимость данной темы определили цели и задачи работы, ее объект, предмет и гипотезу.

Объектом данной работы являются психофизиологические особенности учебной деятельности старших школьников.

Предметом выбрано влияние предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации выпускников.

Целью данной работы является изучение влияния предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации на примере ЕГЭ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  

‒   Определить понятие и сущность экзаменационного стресса;

‒ Рассмотреть возможные положительные и отрицательные последствия стресса, вызванного ожиданием экзамена;

‒ Изучить влияние предэкзаменационного стресса на процессы адаптации;

‒ Разработать методику снижения уровня негативного влияния стресса в преддверии экзаменационных испытаний.

Гипотеза исследования – выявленные нарушения адаптации вследствие  предэкзаменционного стресса поддаются корректировке и уменьшению негативного влияния с помощью специально разработанной методики психологической подготовки к выпускным экзаменам.

Теоретической основой написания дипломной  работы стали труды отечественных  и зарубежных ученых в области системной концепции адаптации человека (П.К. Анохин, Р.М. Баевский, В.И. Медведев, А. Б. Георгиевский, М.А. Дмитриева, Л.М. Митина, А.А. Реан и др.); современные представления о феноменологии и патогенезе социально-стрессовых расстройств (Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, Ю.В. Щербатых, Ц.П. Короленко и др.);

В работе использовались следующие методы исследования:

    • Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии, педагогике, медицине по проблемам исследования;
    • Анкетирование и тестирование: опросник «Эмоциональное реагирование в ситуации экзамена», опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН, разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем, М.П. Мирошниковым);
    • Физиологические пробы (частота сердечных сокращений, показатели артериального давления, вегетативный индекс Кердо);
    • Статистические, математические и графические методы обработки и анализа полученных данных.

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что разработанная коррекционная программа может быть применена в учебном процессе общеобразовательных учебных заведений в качестве мероприятий по сохранению здоровья учащихся, а также для повышения эффективности их учебной деятельности и показателей успешности сдачи ЕГЭ.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении рассмотрена актуальность темы исследования, степень изученности, сформулированы объект, предмет и гипотеза исследования, определены цель, задачи и методы исследования, указана его практическая значимость, представлена структура работы. В первой главе «Теоретические основы изучения воздействия стресса на адаптационные процессы» представлены понятие, психофизиологические проявления и возможные последствия экзаменационного стресса, рассмотрены  понятие и проявления нарушений адаптации, определены принципы и направления психологической коррекции нарушений адаптации и борьбы со стрессом у выпускников в преддверии экзаменов. Во второй главе «Исследование влияния предэкзаменационного стресса на процессы адаптации» на основе анализа данных, полученных в ходе проведенного исследования, разработана программа психологической коррекции предэкзаменационного состояния выпускников средней общеобразовательной школы. В заключении сделаны выводы по теме исследования.

Работа выполнена на .... листах, список использованных источников включает .... печатных изданий. 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы изучения воздействия  стресса на адаптационные процессы

 

1.1 Экзаменационный стресс: понятие, психофизиологические проявления и возможные последствия 

 

По оценкам  исследователей в настоящее время экзаменационный стресс стал самым распространённым видом стресса. Изучение этого явления и его последствий ведется уже давно, но до сих пор современно и своевременно и будет оставаться актуальным до тех пор, пока существуют экзамены.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел У. Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Автором первой научно обоснованной теории стресса  стал знаменитый канадский физиолог Г. Селье, который в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому. С 1946 года термин «стресс» стал общеприменимым для описания общего адаптационного напряжения. В реализации адаптационных реакций организма, направленных на противодействие повреждающему агенту, участвуют различные механизмы, объединенные под термином «стресс» или «общий адаптационный синдром», которые в последнее время называют так же «стресс-реализующими системами». Механизмы, препятствующие развитию стресс-реакции, называются «стресс-лимитирующими системами» или «системами естественной профилактики стресса».

С современной точки зрения, стресс - это способ достижения резистентности (устойчивости) организма при действии на него повреждающего фактора (стрессора), т.е. в нормальном здоровом организме существует механизм, направленный на борьбу с неблагоприятным фактором, воздействие которого может привести к гибели организма.

Стрессор - фактор, интерпретация которого в мозге вызывает эмоциональную реакцию. Механизм действия стрессора заключается в передаче информации по следующей цепочке. Раздражение, которое вызывает стресс, вначале обрабатывается в мозге: информация от рецепторов поступает в кору мозга, ретикулярную формацию, лимбическую систему и гипоталамус. Кора, с учетом опыта, памяти и обстановочных стимулов формирует биологическую потребность, ретикулярная формация активирует центральную нервную систему в целом, лимбические структуры обуславливают эмоциональную окраску, а гипоталамус становится связующим звеном между внешней и внутренней средами, является первоначальным исполнителем, запускающим все последующие изменения в организме. В коре мозга два информационных потока (нейтральный и эмоционально окрашенный) сходятся, на основании чего происходит оценка значимости информации для организма. Если раздражитель воспринимается как угроза, вызов или что-то крайне неприятное, то в ответ возникает сильное эмоциональное возбуждение, которое запускает дальнейшую цепь событий [8].

Сильное эмоциональное  возбуждение вызывает активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы. Это повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечение скелетных мышц энергией. Одновременно происходит активация парасимпатического отдела, что обеспечивает высокие возможности восстановительных процессов, направленных на сохранение гомеостаза в организме и своевременное поступление расходуемых в процессе деятельности веществ. Активация симпатической и парасимпатической системы – это первый этап в стресс-реакции.

Если стрессор продолжает действовать, то возможности  симпатической системы из-за ограниченности запасов медиаторов, не позволяют  противодействовать ему. Тогда включается второй механизм, или начинается второй этап стресс-реакции.

Этот этап рассматривается как мобилизация организма, подготавливающая к активности в ответ на действие стрессора. Предполагается, что начинается эта реакция возбуждением одного из центральных образований лимбической системы - миндалевидного ядра, откуда поток импульсов идет к гипоталамусу, затем к грудному отделу спинного мозга и к мозговому слою надпочечников. В ответ надпочечниками выбрасываются адреналин (обуславливает реакцию страха, бегства) и норадреналин (вызывает реакцию агрессии, гнева), в результате чего возрастает артериальное давление, увеличивается сердечный выброс, снижается кровоток в неработающих органах, возрастает уровень свободных жирных кислот, триглицеридов, холестерина, глюкозы [12].

Информация о работе Влияние предэкзаменационного стресса на психофизиологические процессы адаптации на примере ЕГЭ