Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 23:55, реферат

Описание работы

Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Понятие об обучаемости…………………………………………………………………...4
Развитие познавательной сферы дошкольников…………………………………………8
Исследование обучаемости детей старшей группы……………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………....15
Список литературы………………………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

айдару.docx

— 39.17 Кб (Скачать)

     Исследование  обучаемости детей  старшей группы. 

     Наблюдения  за работой детей при тестировании их интеллекта показали, что испытуемые с различным уровнем развития интеллекта воспринимают, перерабатывают и извлекают необходимую информацию по-разному и на разном уровне выполняют  задания. Это существенно зависит  от сформированности у детей внутренних когнитивных структур, от уровня анализа, синтеза, обобщения и дифференцирования.

     Так, испытуемые с относительно высоким  уровнем интеллекта стремились внимательно  изучить каждое задание, всесторонне  и целенаправленно проанализировать его, установить необходимые связи  между комплексами данных с точки  зрения проблемы. Дети этой группы достаточно легко дифференцировали признаки объектов на существенные и несущественные, формировали понятия по существенным признакам, высказывали суждения и  умозаключения, делали обобщения на основе обобщенно-абстрактных когнитивных  структур. Они длительное время сохраняли и легко воспроизводили ранее полученную информацию в обобщенно-абстрактной форме, относительно свободно оперировали понятиями, подчиняли свои действия поставленной задаче, проявляли усилие воли в выборе способов и точности выполнения задания, смекалку, предвидение хода решения, т.е. планирование в уме. Эти испытуемые стремились довести начатое дело до конца, ориентировались на лимит времени.

     Представители со средними показателями интеллекта осуществляли многосторонний, но недостаточно полный анализ и синтез при выполнении заданий, устанавливали не единичные, а несколько комплексов связей, между которыми не всегда были правильные отношения. Дети данной группы затруднялись в дифференцировании существенных и несущественных признаков при сравнении, установлении сходства, классификации, абстрагировании, формировании понятий. Ментальный опыт у них недостаточно развит, актуализация его затруднена в процессе решения проблемы. У них недостаточно развито волевое усилие и предвидение хода решения, т.е. планирование в уме. Воспроизведение ранее полученной информации затруднено и протекает в конкретной форме. Они не обращают достаточного внимания на лимит времени и качество выполнения задания.

     Дети  с относительно низким уровнем интеллекта при выполнении заданий не анализировали их полностью. Уровень анализа и синтеза характеризуется у них односторонним выделением отдельных элементов задания, установлением единичных или локальных связей между данными, все это не нацелено на решение проблемы в целом и делает невозможным планирование выполнения задания. Их обобщения или носят глобально-недифференцированный характер, или совершаются на основе изолированного, несущественного наглядного признака. У детей этого уровня интеллекта отсутствует умение дифференцировать и разграничивать признаки на существенные и несущественные. Они не умеют выделять существенные признаки объектов, по которым можно их сравнивать, дифференцировать, классифицировать, делать обобщения и умозаключения. У них слабо развиты наблюдательность, точность восприятия, логическое мышление, предвидение, оперативная память, концентрированность внимания. Дети с низким уровнем интеллекта не учитывают лимит времени, не проявляют усилия воли, чтобы выполнить задание быстро и хорошо, но с лучшим результатом выполняют конкретные практические задания.

     На  своеобразие выполнения заданий  оказывал влияние и характер соотношения  компонентов интеллекта.

     Так, дети с преобладанием невербального  интеллекта успешнее выполняли задания  невербальных субтестов. Стимульный материал лучше понимали в конкретной форме, анализировали и планировали  ход его выполнения. При выполнении заданий вербальных субтестов эти  дети стремились к конкретизации, испытывали потребность в наглядной опоре.

     Для испытуемых с относительным преобладанием вербального интеллекта характерно то, что вербальные субтесты они выполняли с большим успехом, не испытывая потребности в наглядной опоре. При выполнении субтестов они пытались отвлечься от конкретного содержания и выделить общий принцип решения задания.

     Для остальных детей характерно гармоническое  соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Они с  равным успехом выполняли как  вербальные, так и невербальные субтесты.

     Высокий уровень развития мыслительных процессов  характеризуется полнотой, всесторонностью  и целенаправленностью анализа  и синтеза, способностью к вычленению существенных признаков и комплексов данных, установлению между ними связи  с точки зрения проблемы, на основе не только прямой, но и обратной зависимости. Для этого уровня развития анализа  и синтеза характерны тесная связь  между ними, предвидение хода решения, т.е. планирование в уме. Это антиципирующий, или предвосхищающий анализ (Н.А. Менчинская).

     Средний уровень анализа и синтеза  проявился в многостороннем, но недостаточно полном анализе, вычленении существенных признаков и установлении не единичных, а нескольких комплексов связей, между  которыми не всегда устанавливаются  правильные отношения. Анализ и синтез тесно связаны. Однако умственное планирование, предвидение последующего хода решения  затруднено, так как нет единой системы связей между данными  относительно вопроса задачи.

     Низкий  уровень анализа и синтеза  характеризуется элементным или  односторонним анализом, выделением отдельных элементов задачи, установлением  единичных или локальных связей между данными, не подчиняющимися решению проблемы в целом. На этом уровне анализ и синтез в значительной степени оторваны друг от друга, что делает невозможным планирование процесса решения задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Анализируя  проделанную работу можно сделать вывод, что при выборе более эффективных путей обучения нужно учитывать не только уровень развития, но и тип соотношения компонентов интеллекта. Для осуществления индивидуального подхода к детям с низким уровнем интеллекта следует опираться на сильные стороны и постепенно формировать слабые стороны их интеллектуальной деятельности. В обучении детей с относительно высоким уровнем интеллекта надо отталкиваться от слабых сторон и для усиления их использовать сильные, т.е. сразу давать детям недостающее звено интеллектуальной деятельности. Работа над формированием навыков классификации дошкольников  дело  важное  и необходимое.  Поиск  новых   путей   активизации   умственной   деятельности дошкольников является одной из неотложных  задач  современной  психологии  и педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы. 

    1. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
    2. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: Столетие, 1995.
    3. http://www.neuch.ru/referat/45249.html
    4. http://www.zauchka.ru/shop/show_work/31918
    5. http://library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php

Информация о работе Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения