Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 23:55, реферат

Описание работы

Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Понятие об обучаемости…………………………………………………………………...4
Развитие познавательной сферы дошкольников…………………………………………8
Исследование обучаемости детей старшей группы……………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………....15
Список литературы………………………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

айдару.docx

— 39.17 Кб (Скачать)

     Содержание.

     Введение……………………………………………………………………………………3

     Понятие об обучаемости…………………………………………………………………...4

     Развитие  познавательной сферы дошкольников…………………………………………8

     Исследование  обучаемости детей старшей группы……………………………………..12

     Заключение………………………………………………………………………………....15

     Список  литературы………………………………………………………………………...16

 

     Введение. 

     Всестороннее  развитие личности человека, всех его  способностей и дарований - важнейшая  социально-педагогическая задача развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного  подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития.

       Поиск условий формирования новых  приемов познавательной деятельности  диктуется задачами перестройки  и совершенствования системы  образования. Разработка программ  и методик такого формирования  актуальная задача психолого-педагогической  науки и практики обучения  детей. Изучение познавательной  сферы детей необходимо для  выявления резервов ее развития  и внедрения более современных  способов обучения.

     Поэтому в настоящее время актуальной проблемой является изучение эффективности  обучения детей в зависимости  от особенностей их интеллекта.

     В зарубежной и отечественной психологической  литературе существует много теорий, подходов и определений интеллекта. В ряде исследований интеллект характеризуется  как способность к решению  проблем в уме и как способность  к обобщению поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам  и целям. Другие рассматривают интеллект  как общую "умственную энергию", уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Дж. Гилфорд  выдвинул теорию мультифакторной структуры  интеллекта, выделив три группы факторов: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, и полученный интеллектуальный продукт. Развитие детского интеллекта выступает как процесс  становления логических операций. Р. Кеттелл  сформулировал концепцию  о двух видах интеллекта: "текучем", который зависит от действия фактора  наследственности, и "кристаллизованном", требующем использования прошлого опыта и зависящем главным  образом от влияния среды.

     В исследовании М.А. Холодной подробно анализируется  несколько подходов в определении  интеллекта и умственного развития, в то же время отмечается, что  все они не позволяют судить об интеллекте как о целостной психологической  реальности. Наиболее перспективным  М.А. Холодная считает структурно-интегративный  подход в изучении интеллекта и умственного  развития, при котором носителем  свойств интеллекта является индивидуальный ментальный (умственный) опыт, включающий ментальные структуры (системы психических  образований), ментальное пространство (динамическая форма состояния ментального  опыта, которая актуализируется  в соответствии с решением проблемы). Ментальная репрезентация - это актуальный умственный образ конкретного события.

     Структурно-интегративного подхода в изучении интеллекта и  умственного развития придерживается и Н.И. Чуприкова. В ее исследованиях  в качестве основы интеллектуального  развития рассматривается процесс  становления репрезентативных когнитивных  структур (внутренних, психологических  абстрактно-обобщенных когнитивных  схем), которые складываются в процессе жизни и обучения у человека и  являются не только системами хранения информации в виде обобщенно-абстрактных  продуктов, но и средством познания и умственной переработки воспринятого. Основой интеллектуального развития, по мнению Н.И. Чуприковой, является становление  когнитивных структур по принципу системной  дифференциации от общего к частному, от форм целостных к более расчлененным, что развивает глубокие процессы анализа и синтеза, обобщения  и абстрагирования объектов действительности, которые составляют ядро умственных способностей.

     Поэтому при изучении интеллекта и умственного  развития детей в процессе обучения целесообразно использовать два  взаимосвязанных подхода: структурно-интегративный, позволяющий получить данные об уровне дифференцированности познавательных структур как носителя интеллекта, и образовательный в контексте  проблемы обучаемости как восприимчивости  к обучению и самостоятельному открытию новых знаний и их применению. 

  Понятие об обучаемости 

     Как   сказано   в   психологическом   словаре,   обучаемость   –   это индивидуальные показатели скорости и  качества  усвоения  человеком  знаний, умений и навыков в процессе обучения.

     Обучаемость есть совокупность интеллектуальных  свойств  человека,  откоторых - при  наличии и  относительном  равенстве  других  исходных  условий (исходного  минимума знаний, положительного  отношения  к  учению  и  т.  д.) зависит  продуктивность  учебной  деятельности. Такими   свойствами являются:

1)  обобщенность  мыслительной  деятельности  ее   направленность   на абстрагирование  и обобщение существенного в  учебном материале;

2) осознанность  мышления, определяемая соотношением  его практической и словесно-логической  сторон;

3) гибкость  мыслительной деятельности;

4) устойчивость  мыслительной деятельности;

5) самостоятельность  мышления, восприимчивость к помощи.

     Характер  сочетания  указанных   свойств   определяет   индивидуальные различия  в  обучаемости,  является  ее  качественным  показателем.  Уровень  развития этих свойств мышления есть показатель,  заключающийся  в  легкости, краткости  пути  к  достижению   высокого   уровня   усвоения   знаний;   он обозначается  как  «экономичность  мышления»   и   является   количественным показателем обучаемости.                                          

     В целом обучаемость - это восприимчивость  к усвоению знаний и способов учебной  деятельности. Обучаемость тесно  связана с умственным развитием, однако  эти  понятия не  тождественны.  Высокая  обучаемость  способствует   более   интенсивному умственному  развитию,   однако  с  высоким   умственным   развитием   может  сочетаться относительно более  низкая  обучаемость,  которая  компенсируется большой  трудоспособностью.  Уровень  умственного  развития   повышается   с возрастом,  в  то  время  как  обучаемость  может  сохраняться  относительно постоянной на протяжении длительного периода,  а  в  каких-то  случаях,  что особенно ярко проявляется при овладении  речью,  в  более  ранние  возрастные периоды  она  может  быть  даже  более  высокой.  Для   определения   уровня обучаемости  имеет  значение  не   столько   результативная   сторона   (что характерно для  умственного развития),  сколько  самый  процесс  формирования знаний  и  приемов  -  степень  легкости  и  быстроты  приобретения  знаний, организации их в системы, овладения  приемами  умственной  деятельности.  Не случайно поэтому для выявления  обучаемости необходим обучающий  эксперимент, вскрывающий потенциальные  возможности развития ученика, а  не  наличное  его состояние.

     Обучаемость - интегральное (обобщенное) психическое  свойство индивида, выражающееся в  большей или меньшей скорости усвоения новых знаний, умений  и  навыков.

       В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп  прироста эффективности интеллектуальной деятельности  под  влиянием  тех  или  других обучающих воздействий.

     В   качестве    показателей    обучаемости    учитываются    следующие характеристики интеллектуальной деятельности ребенка:

     1. Потребность в подсказке.

     2. Затрата времени на нахождение  принципа аналогии фигур.

     3. Виды ошибок с анализом их  источников.

     4. Количество необходимых ребенку упражнений (А. Я.Иванова).

       Обучаемость - способность к овладению  нового, в  том  числе   учебного, материала (новых знаний, действий, новых  форм  деятельности).  Обучаемость, основываясь  на  способностях  (в   частности,   особенности   сенсорных   и  перцептивных   процессов,   памяти,   внимания,   мышления   и   речи),    и познавательной  активности  субъекта,  по  разному   проявляются   в   разных деятельностях и в разных учебных предметах. 

     Особенное значение для повышения уровня обучаемости  имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности  при  переходе  от дошкольного детства к систематическому  обучению  в  школе,  метакогнитивных навыков,  к  которым   относится   управление   познавательными   процессами (планирование  и самоконтроль,  проявляющиеся,  например,  в   произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности  к  пониманию  и использованию различных видов знаковых систем  (символической,  графической,образной).

     Рассматривая  понятие «обучаемость»,  мы  ставили  перед  собой  задачу выделить  те  его особенности,  от  которых  зависит   легкость   овладения однородными знаниями,  темп  продвижения  в  них,  т.  е.  связывали  его  с понятием  общих  способностей.  У  дошкольников  эти  свойства  их   психики обуславливают быстроту и легкость в овладении  новыми  знаниями,  широту  их переноса, т. е.  выступают  как  их  общие  способности  к  учению.  Для  их

обозначения в психологии широко используют термин «обучаемость».

     Чем выше обучаемость, тем быстрей и  легче  приобретает  человек  новые знания, тем свободнее оперирует  ими  в  относительно  новых  условиях,  тем выше,  следовательно,  и  темп  его  умственного  развития.  Вот  почему  мы полагаем, что обучаемость, наряду с фондом действенных знаний,  т.  е.  тех, которые человек  применяет  на  практике,  входит  в  структуру  умственного развития.

     Об  умственных способностях человека судят  не  потому,  что  он  может сделать на основе подражания, усвоить в результате подробного,  развернутого объяснения.  Ум  человека   проявляется   в   относительно   самостоятельном приобретении, «открытии» новых для  себя  знаний,  в  широте  переноса  этих знаний в новые ситуации, при решении нестандартных, новых для него задач.  В этой стороне психики  находит  свое  выражение  продуктивное  мышление,  его особенности проявляются в формирующихся у человека качествах ума,  определяя уровень  и  специфику  обучаемости  личности.  Эти   особенности,   свойства мыслительной деятельности  учащихся,  качества  их  ума  и  есть  компоненты обучаемости,  они  входят  в  ее  структуру,  а  своеобразие  их   сочетаний определяет многообразие индивидуальных различий в обучаемости учащихся.

      Одно из важнейших качеств  ума - его глубина. Это качество  проявляется в степени существенности признаков,  которые  человек  может  абстрагировать при  овладении  новым  материалом,  при  решении  проблем,  и  в  уровне  их обобщенности. Противоположное качество - поверхностность ума. Оно  видно  по выделению  внешних,  лежащих  как  бы  на  поверхности  наблюдаемых  явлений признаков, по установлению случайных связей между ними, что отражает  низкий уровень их обобщенности.

     Продуктивное  мышление предполагает  не  только  широкое  использование усвоенных знаний,  но  и  преодоление  барьера  прошлого  опыта,  отхода  от привычных ходов  мысли,  разрешение  противоречий  между  актуализированными знаниями и требованиями  проблемной  ситуации,  оригинальность  решений,  их своеобразие. Эту сторону мышления чаще всего обозначают  как  гибкость  ума, динамичность, подвижность и т. д. При  гибком  уме человек легко переходит от  прямых  связей  к  обратным,  от  одной  системы действий к другой, если этого требует решаемая задача, он  может  отказаться от привычных действий и т. д. Инертность ума проявляется в  противоположном: в склонности к  шаблону,  в  трудности  переключения  от  одних  действий  к другим, в длительной  задержке  на  уже  известных  действиях,  несмотря  на наличие отрицательного подкрепления и т. д.  Г. П. Антонова, исследуя гибкость мышления при  решении  разнообразных задач, отмечает устойчивость этого качества и  наличие  весьма  существенных различий по суммарному «показателю гибкости» мышления дошкольников одного  и того же возраста: для  крайних  групп  -  наиболее  и  наименее  развитых  и исследованных ею дошкольников этот показатель равен соответственно  12,5%  и 89%, т. е. один показатель превышает второй более чем в 6 раз!                                                          Для творческого решения проблем важно  не  только  выделить  требуемые ситуацией существенные признаки, но и, удерживая в уме всю их  совокупность, действовать  в  соответствии  с  ними  не  поддаваясь  на  влияние  внешних, случайных  признаков  анализируемых  ситуаций.  Эту   сторону   мыслительной деятельности обозначали как устойчивость ума. Она проявляется в ориентации на  совокупность  выделенных   ранее   значимых   признаков,   несмотря   на провоцирующее  действие  случайных  признаков  новых задач того  же  типа. Трудности в ориентации  на  ряд  признаков,  входящих  в  содержание  нового понятия или закономерности,  необоснованная  смена  ориентации,  переход  от одних действий к другим  под  влиянием  случайных  ассоциаций  -  показатель неустойчивости ума.Открытие   принципиально   новых   знаний,   столь   характерное   для  продуктивного  мышления,  представляет  собой  скачкообразный,   циклический процесс, в котором в диалектически  противоречивом  единстве  выступают  как хорошо  осознанные,  словесно-логические  компоненты,  так  и  не  находящие адекватного  отражения  в  слове,  подсознательные,  интуитивно-практические компоненты. Включение интуиции в процесс поиска нового закономерно.  Однако, чтобы найденные таким образом  знания  приобрели  действенную  силу,  т.  е. могли быть переданы другим, использованы для решения широкого  круга  задач, должны быть хорошо осознаны как их  существенные  признаки,  так  и  способы оперирования этими знаниями. Вот  почему  одним  из  основных  качеств  ума, входящих  в  обучаемость,  мы  считаем   осознанность   своей   мыслительной деятельности,  возможность  сделать  ее  предметом  мысли  самого  решающего проблему субъекта.  В  близком  значении  употребляется  термин  «рефлексия».

Информация о работе Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения