Влияние образа ребенка в культуре и общественном сознании на стратегию образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Одной из существенных особенностей современного периода жизни общества является резкое увеличение скорости информационных процессов, сопровождающее изменение социально-политических, социально-экономических, культурологических и психологических условий жизни людей. Другими словами, речь идет об изменении параметров среды обитания человека, в частности, информационной (информационно-ментально-эмоциональной, психоэмоциональной, аксеологической) среды - ИС.

Содержание

Введение 3
1. Современное образование как отражение состояния общества 4
2. Выбор способа оценки особенностей современных детей 6
3. Образ современного ребенка 7
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

контрольная по педагогической.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

     У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет  ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за единицу  времени. Эта способность дана современным  детям для того, чтобы они могли ориентироваться в информационном потоке в век высоких информационных и компьютерных технологий.

     Исследователи проводили занятия по коммуникативно-речевому развитию с детьми раннего и дошкольного возраста по специально разработанной методике. Уже к трем годам дети свободно общались, удерживая в памяти фразы из 12 слов. Когда эти же познавательно-развивающие игры были предложены детям младшего школьного возраста (8-10) лет, то они смогли оперировать фразами только из пяти-шести слов. 
В результате проведенных исследований было установлено, что эти способности надо развивать, иначе они блокируются.

     Мыслительные  операции у современных детей  развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, четырехлетний ребенок может  выполнить сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет ответить на вопрос: почему он так сделал? Если это комплексное задание разбить на элементы, то ребенок может не выполнить задание. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

     У некоторых детей в 2,5-3 года наблюдаются  признаки заикания, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается  ее воспроизвести в устной речи. Заикание может возникнуть из-за того, что ребенок не успевает во внутреннем плане осуществить этот перевод и торопится высказаться. Как выражаются многие специалисты – мысль опережает речь.

     3) У современных детей – повышенная  тревожность и агрессия. 
Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями, чувствами и эмоциями. Повышенная тревожность проявляется обычно во время ночного сна: ребенок резко кричит, просыпается, не желает ложиться в свою кроватку, прижимается к маме и не отпускает ее, пока не уснет. 
Агрессия проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок бьет, кусает, царапает своих близких, разбрасывает и ломает игрушки. Причем, приступы агрессии могут появляться внезапно.

     Ситуации, которые провоцируют агрессию, могут быть разными. Ребенок чувствует не только эмоциональные состояния каждого члена семьи, но и отношения между ними.

     Не  раз исследователи отмечали такие ситуации, когда мать находилась в тревожном состоянии и переживала за отца ребенка. Например, как проявил свое отношение мальчик 2,5месяца. Папа пришел поздно с работы и хотел пообщаться с малышом. Но ребенок отвернулся и не смотрел на отца. Отец взял его на руки, а ребенок опустил глаза вниз, а потом начал его бить ручонками, царапать и кричать. Все его поведение говорило о том, что он не желает с ним общаться. Только после того, как отец при ребенке попросил прощение у матери, что не позвонил и не предупредил о том, что задержится, ребенок посмотрел на него и заулыбался.

     Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он «видит» цветовую гамму души, словно радугу. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.

     Детская врожденная агрессия – это продукт  и результат развития и Природы, и Общества.

     В последние десятилетия Природа  находилась «во власти» Человека, стремящегося ее покорить. Долгое время  насилие над Природой осуществлялось в рамках научно-технической революции под девизом: «Нам незачем ждать милости от Природы, взять их у нее – наша задача». В настоящее время нарушен энергетический баланс в Природе, что приводит к изменениям климата, ураганам, землетрясениям. Эти явления свидетельствуют об угрозе экологической катастрофы. И если человек не научится жить по законам Природы, любить ее, понимать и чувствовать, то это может привести к гибели живой материи.

     Насилие над Природой порождает агрессию, которая на бессознательном уровне заполняет душу ребенка. Современный ребенок – проекция Природы, ее агрессивного состояния.

     С другой стороны, современный ребенок  – продукт развития Общества. 
Образовательная стратегия Общества десятилетиями, вернее, столетиями была ориентирована на реализацию репродуктивного образования, при котором из поколения в поколение передавались готовые знания, отрабатывались навыки и умения. Знаниецентрированная парадигма образования диктовала жесткие условия усвоения программы, превращая учащихся в «устройство» по переработке программного содержания.

     В таких условиях творческий потенциал, заложенный в человеке Природой, не получает своего развития через образование  и не воплощается в стремлении человека к самореализации. Отсутствие самореализации духовных потребностей порождает в человеке депрессию и как следствие – агрессию.

     Агрессия  – это мощный заряд отрицательных  эмоций, но в раннем возрасте, при  определенных условиях, ее можно преобразовать  в положительную, т.е. созидательную  энергию. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда «недополучают» человеческое тепло и необходимой «порции» информации, востребованной сферой разума. Недостаток тепла, неудовлетворенная потребность ребенка к восприятию и переработке информации провоцируют сферу души и вызывают агрессию.

     4) Современные дети – настойчивы  и требовательны, они не желают  слепо подчиняться указаниям  взрослых.

     Сфера духа современного ребенка наполнена  врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что современный ребенок очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Проявляя любопытство и настойчивость, ребенок тянется к любимой игрушке или криком заставляет родителей выполнить свои желания. Воспринимая ребенка как маленькое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все их прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то станет другим.

     От  воспитания и образования зависит: будет ли ребенок проявлять упрямство  или настойчивость и целеустремленность?

 

Заключение 

     Итак, современные дети обладают гиперактивностью, повышенной потребностью к восприятию информации, они агрессивны, настойчивы и требовательны.

     Вышеизложенные  особенности развития детей, обладающих новым типом сознания, свидетельствуют  о том, что они отличаются от своих  сверстников прошлого века и требуют  современного подхода в воспитании и обучении. Организуя образовательный процесс, необходимо помнить, что есть особенности, которые проявляются только в раннем возрасте, и если не обеспечить условия для гармоничного развития каждой сферы личности, то после трех лет может произойти их «блокировка», и компенсировать недостатки развития станет невозможно. Так, если в раннем возрасте не будет сформировано смысловое восприятие, то в дошкольный период у ребенка исчезнет данная предрасположенность, что может привести к задержке в развитии других познавательных процессов и сфер личности.

     Вывод – современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей современных детей, и процесс  обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития современных детей, их потенциала и возможностей.

 

Список  использованных источников

 
    1. «Дети нового типа сознания и современное образование», доклад на Международной научно-общественной конференции “Дети нового сознания”, Москва, 8-11 октября 2006 г. http://nhaved.ucoz.ua/news/deti_novogo_tipa_soznanija_i_sovremennoe_obrazovanie/2010-06-27-273.
    2. ОБРАЗОВАНИЕ И СИНЕРГЕТИКА Власова C.В. "Образование XXI века. Каким ему быть? http://spkurdyumov.narod.ru/Obrazo.htm#Ob958
    3. Харитонова В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В. "Образование: стратегия развития и синергетика" http://spkurdyumov.narod.ru/Obrazo.htm#Ob958
    4. Карлов Н.В. "Вселенная образования: давно осознанная необходимость и склонность к учению" http://spkurdyumov.narod.ru/Obrazo.htm#Ob958
    5. Буданов В.Г. "Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики" http://spkurdyumov.narod.ru/Obrazo.htm#Ob958

Информация о работе Влияние образа ребенка в культуре и общественном сознании на стратегию образования