Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа
Одной из существенных особенностей современного периода жизни общества является резкое увеличение скорости информационных процессов, сопровождающее изменение социально-политических, социально-экономических, культурологических и психологических условий жизни людей. Другими словами, речь идет об изменении параметров среды обитания человека, в частности, информационной (информационно-ментально-эмоциональной, психоэмоциональной, аксеологической) среды - ИС.
Введение 3
1. Современное образование как отражение состояния общества 4
2. Выбор способа оценки особенностей современных детей 6
3. Образ современного ребенка 7
Заключение 13
Список использованных источников 14
У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за единицу времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы они могли ориентироваться в информационном потоке в век высоких информационных и компьютерных технологий.
Исследователи
проводили занятия по коммуникативно-речевому
развитию с детьми раннего и дошкольного
возраста по специально разработанной
методике. Уже к трем годам дети свободно
общались, удерживая в памяти фразы из
12 слов. Когда эти же познавательно-развивающие
игры были предложены детям младшего школьного
возраста (8-10) лет, то они смогли оперировать
фразами только из пяти-шести слов.
В результате проведенных исследований
было установлено, что эти способности
надо развивать, иначе они блокируются.
Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, четырехлетний ребенок может выполнить сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет ответить на вопрос: почему он так сделал? Если это комплексное задание разбить на элементы, то ребенок может не выполнить задание. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.
У некоторых детей в 2,5-3 года наблюдаются признаки заикания, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание может возникнуть из-за того, что ребенок не успевает во внутреннем плане осуществить этот перевод и торопится высказаться. Как выражаются многие специалисты – мысль опережает речь.
3)
У современных детей –
Сфера души ребенка – это «сосуд», который
наполняется желаниями, чувствами и эмоциями.
Повышенная тревожность проявляется обычно
во время ночного сна: ребенок резко кричит,
просыпается, не желает ложиться в свою
кроватку, прижимается к маме и не отпускает
ее, пока не уснет.
Агрессия проявляется уже в раннем возрасте,
когда ребенок бьет, кусает, царапает своих
близких, разбрасывает и ломает игрушки.
Причем, приступы агрессии могут появляться
внезапно.
Ситуации, которые провоцируют агрессию, могут быть разными. Ребенок чувствует не только эмоциональные состояния каждого члена семьи, но и отношения между ними.
Не раз исследователи отмечали такие ситуации, когда мать находилась в тревожном состоянии и переживала за отца ребенка. Например, как проявил свое отношение мальчик 2,5месяца. Папа пришел поздно с работы и хотел пообщаться с малышом. Но ребенок отвернулся и не смотрел на отца. Отец взял его на руки, а ребенок опустил глаза вниз, а потом начал его бить ручонками, царапать и кричать. Все его поведение говорило о том, что он не желает с ним общаться. Только после того, как отец при ребенке попросил прощение у матери, что не позвонил и не предупредил о том, что задержится, ребенок посмотрел на него и заулыбался.
Ребенок
чувствует эмоциональное
Детская врожденная агрессия – это продукт и результат развития и Природы, и Общества.
В последние десятилетия Природа находилась «во власти» Человека, стремящегося ее покорить. Долгое время насилие над Природой осуществлялось в рамках научно-технической революции под девизом: «Нам незачем ждать милости от Природы, взять их у нее – наша задача». В настоящее время нарушен энергетический баланс в Природе, что приводит к изменениям климата, ураганам, землетрясениям. Эти явления свидетельствуют об угрозе экологической катастрофы. И если человек не научится жить по законам Природы, любить ее, понимать и чувствовать, то это может привести к гибели живой материи.
Насилие над Природой порождает агрессию, которая на бессознательном уровне заполняет душу ребенка. Современный ребенок – проекция Природы, ее агрессивного состояния.
С
другой стороны, современный ребенок
– продукт развития Общества.
Образовательная стратегия Общества десятилетиями,
вернее, столетиями была ориентирована
на реализацию репродуктивного образования,
при котором из поколения в поколение
передавались готовые знания, отрабатывались
навыки и умения. Знаниецентрированная
парадигма образования диктовала жесткие
условия усвоения программы, превращая
учащихся в «устройство» по переработке
программного содержания.
В таких условиях творческий потенциал, заложенный в человеке Природой, не получает своего развития через образование и не воплощается в стремлении человека к самореализации. Отсутствие самореализации духовных потребностей порождает в человеке депрессию и как следствие – агрессию.
Агрессия – это мощный заряд отрицательных эмоций, но в раннем возрасте, при определенных условиях, ее можно преобразовать в положительную, т.е. созидательную энергию. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда «недополучают» человеческое тепло и необходимой «порции» информации, востребованной сферой разума. Недостаток тепла, неудовлетворенная потребность ребенка к восприятию и переработке информации провоцируют сферу души и вызывают агрессию.
4)
Современные дети – настойчивы
и требовательны, они не
Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что современный ребенок очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Проявляя любопытство и настойчивость, ребенок тянется к любимой игрушке или криком заставляет родителей выполнить свои желания. Воспринимая ребенка как маленькое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все их прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то станет другим.
От
воспитания и образования зависит:
будет ли ребенок проявлять упрямство
или настойчивость и
Итак, современные дети обладают гиперактивностью, повышенной потребностью к восприятию информации, они агрессивны, настойчивы и требовательны.
Вышеизложенные особенности развития детей, обладающих новым типом сознания, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и обучении. Организуя образовательный процесс, необходимо помнить, что есть особенности, которые проявляются только в раннем возрасте, и если не обеспечить условия для гармоничного развития каждой сферы личности, то после трех лет может произойти их «блокировка», и компенсировать недостатки развития станет невозможно. Так, если в раннем возрасте не будет сформировано смысловое восприятие, то в дошкольный период у ребенка исчезнет данная предрасположенность, что может привести к задержке в развитии других познавательных процессов и сфер личности.
Вывод
– современное образование