Влияние образа ребенка в культуре и общественном сознании на стратегию образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Одной из существенных особенностей современного периода жизни общества является резкое увеличение скорости информационных процессов, сопровождающее изменение социально-политических, социально-экономических, культурологических и психологических условий жизни людей. Другими словами, речь идет об изменении параметров среды обитания человека, в частности, информационной (информационно-ментально-эмоциональной, психоэмоциональной, аксеологической) среды - ИС.

Содержание

Введение 3
1. Современное образование как отражение состояния общества 4
2. Выбор способа оценки особенностей современных детей 6
3. Образ современного ребенка 7
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

контрольная по педагогической.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ психологии 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  дисциплине: «Педагогическая психология»

     на  тему: «Влияние образа ребенка в  культуре и общественном сознании на стратегию образования» 
 
 
 

     Выполнила:

     ст. гр. П-43 з

     Васильева В.А. 

     Проверила:

     ст. преподаватель

     Ревина  И.Ю. 
 
 
 
 

     Севастополь

     2010

 

Содержание

 

Введение

 

     Одной из существенных особенностей современного периода жизни общества является резкое увеличение скорости информационных процессов, сопровождающее изменение  социально-политических, социально-экономических, культурологических и психологических условий жизни людей. Другими словами, речь идет об изменении параметров среды обитания человека, в частности, информационной (информационно-ментально-эмоциональной, психоэмоциональной, аксеологической) среды - ИС.

     Проблему  воспитания человека можно рассматривать с разных позиций: с позиции психологии, физиологии, социологии, культурологии. 
Можно представить эту проблему с позиции психолингвистики как теории речевой деятельности, решение которой очень важно для современного образования, так как позволяет понять, кого мы обучаем и воспитываем. 
Обращение к этой проблеме объясняется желанием родителей и педагогов объяснить поведение современных детей, которое порой вызывало недоумение у взрослых и большие трудности в воспитании и обучении, заставляет искать пути обоюдного понимания.

     В данной работе представлены результаты исследования, которое проводилось на протяжении 25 лет, что позволило сравнивать особенности и закономерности развития детей прошлого века и настоящего и судить о надежности и достоверности полученных данных.

     Цель  данной работы - рассмотреть два основных вопроса:

     – Главная проблема и задачи стратегии современного образования.

     – Особенности и закономерности развития современных детей как базиса современной стратегии образования.

 

     Современное образование как  отражение состояния  общества

 

     Образование отражает состояние общества на определенном этапе развития.

     Современный этап развития общества характеризуется  переходом от постиндустриального  к информационному типу, что вызывает необходимость постановки задач, решение которых позволит обеспечить в этих условиях поступательное развитие человека и человечества в целом. 
Информационное общество предъявляет новые требования к человеку, которому надо научиться управлять информационным потоком, взаимодействовать в нем с разными носителями информации, уметь работать с информацией и бережно относиться к ней. В противном случае человек может стать заложником информационного поля, слепо подчиняясь его законам.

     Современному  образованию предстоит решить следующие задачи:

     1) трансформировать господствующую  репродуктивную модель образования  в продуктивную.

     При репродуктивном образовании из поколения  в поколение в готовом виде, без каких-либо изменений передаются знания и навязывается социальный опыт. Репродуктивное образование обеспечивает статическое развитие общества и в конечном итоге ведет к его негативной деформации.

     2) разработать и внедрить продуктивную  модель непрерывного образования  с учетом требований Болонских  и Брюгге-Копенгагенских реформ, которые нацелены на создание единого европейского пространства высшего и общего образования, на создание единого информационного Центра.

     3) подготовить молодое поколение  к инновациям и творчеству, к  жизни в современном европейском  и мировом сообществе, к диалогу культур в рамках толерантности. Современный человек должен обладать активными знаниями и ключевыми компетенциями, уметь принимать ответственное (а не ответное) решение.

     Решить  эти задачи возможно путем преобразования знание центрированной парадигмы в личностно-ориентированную, в центре которой – современный ребенок с его задатками, особенностями и закономерностями развития.

     Проведенные исследования показали, что 85% учителей (со стажем работы более 8 лет) испытывают большие трудности при обучении детей, которые зачастую не желают выполнять их указания и инструкции, требуя дополнительных разъяснений (зачем надо выполнять это задание?), что отнимает много времени на уроке.

     90% учителей указали на то, что  сейчас дети другие, и те методы и приемы обучения, которые были раньше эффективными, сейчас устарели. 
Только 15% учителей смогли в общих чертах описать образ человека, который они созидают в процессе обучения и воспитания.

     Как известно, каждая система образования  порождает определенный образ человека. Например, образ человека, «ощущающего» себя как «устройство» по переработке информации. Здесь процесс обучения направлен на усвоение знаний, выработку навыков и умений. Образ человека «нуждающегося» представлен образовательными системами, где обучение и воспитание нацелено на удовлетворение личных потребностей и интересов. Образ человека «запрограммированного» порождается образовательными системами, ориентированными на строгое подчинение определенным правилам и социальным нормам.

     На  какой образ человека должен ориентироваться наш современный учитель: первый образ – «знаю/не знаю», второй образ – «хочу/не хочу», третий образ – «надо/не надо»?

     Современное образование должно быть ориентировано  на созидание образа человека-деятеля. Может ли современный ребенок соответствовать этому образу, каковы особенности и закономерности его развития? 
Какие же они современные дети?

     Выбор способа оценки особенностей современных детей

 

     Можно выделить огромное количество особенностей современных детей и привести массу примеров из жизни, подтверждающих их наличие. Но выделение самих особенностей не ответит на главный вопрос образования: что с ними, с этими особенностями, дальше делать? И будет ли это называться научным подходом?

     Поэтому, раскрывать особенности современных детей необходимо с позиции молодой науки – психолингвистики, характеризуя тип сознания и структуру личности. Такой подход позволил определить объективные закономерности и динамику развития человека.

     Какую структуру личности взять за основу? Дело в том, что в настоящее время существует более 350 зарубежных и отечественных теорий личности разной направленности и в каждой представлена своя структура личности, причем, большинство из них – психоаналитические. Но к сожалению, ни одна из существующих теорий не отвечает следующим требованиям:

     - во-первых, она должна отражать как идеалистические, так и материалистические теории и представления о человеке, большинство которых заложено в основу образовательных систем;

     - во-вторых, она должна отражать гармоничное развитие человека на протяжении всей жизни (а не определенного этапа) для того, чтобы обеспечить непрерывность образования;

     - в-третьих, она должна быть очень простой, понятной и доступной родителям, учителям и подросткам с тем, чтобы стать методическим инструментарием для образования и самообразования.

     Поэтому с учетом данных требований в качестве методического инструментария была разработана стратегия персонального  развития личности, в которой представлена структура личности, в рамках которой  в данной работе будет раскрыта особенности современных детей.

     Образ современного ребенка

 

     Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному.

     Главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь».

     Системно-смысловое  сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша – «зачем?» – пришел на смену «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Не совокупность знаний о мире, а системы отношений доминируют в сознании современного ребенка и являются основой для получения знаний, выработке навыков и умений, ценностных ориентаций.

     В сознании современных детей преобладает смысловая сфера. 
Преобладание смысловой ориентации в сознании современного ребенка перестраивает всю его функциональную систему и приводит к ее преобразованию. Смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития смысловой сферы личности, и это развитие возможно только при условии удовлетворения духовных потребностей ребенка. Иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Если – нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии.

     Смысловая сфера личности имеет три зоны – личностный смысл («я в этом мире»), жизненный смысл («мир вокруг меня»), смысловые структуры личности (ведущие и значимые для каждого возраста виды деятельности, в процессе которых происходит развитие деятельной натуры ребенка). Только при комплексном развитии этих зон будет происходить формирование смысловой сферы личности ребенка.

     Смысловая сфера личности как внутренний мотив и побудитель управляет развитием других четырех сфер: сферой тела (энергетический план развития), сферой души (эмоциональный план развития), сферой разума (ментальный план развития) и сферой духа (волевой план развития).

     1) Современные дети обладают повышенной возбудимостью, или гиперактивностью.

     Этот  диагноз получает каждый ребенок еще в роддоме. Если раньше гиперактивность рассматривалась как патология, то сейчас – это норма. 
Гиперактивность влияет на сон, который у современных детей – непродолжительный, прерывистый, очень чуткий. Порой удивляешься тому, что шестимесячный малыш может не спать днем, а вечером чувствовать себя бодро. Что касается питания, то дети очень рано отказываются от грудного молока, в среднем, к шестимесячному возрасту.

     Гиперактивность проявляется в повышенном тонусе сферы тела и влияет на развитие осязания, ощущения пространства и  мышечной массы тела, кинестетических  ощущений, на координацию движений. Для того, чтобы снять мышечный тонус и восстановить энергетический баланс, ребенок начинает бегать, прыгать, пока не пропотеет или начинает кружиться и затем резко падает на пол, фиксируя свои ощущения. 
Гиперактивность негативно сказывается на развитии концентрации и сосредоточенности внимания, усидчивости и терпения, может вызывать утомляемость и раздражительность.

     2) У современных детей повышенная  потребность к восприятию информации.

     В отличие от детей прошлого века у  современных детей с момента  рождения начинает функционировать  целостное восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга ребенка. Высоко развитая интуиция помогает малышу воспринимать информацию и перерабатывать ее на чувственной (бессознательной) основе – нравится/не нравится; комфортно/дискомфортно.

     Повышенная  потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно  искать возможности для ее приобретения. И если он не получает необходимой  «порции» информационной энергии, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и компрессией информации.

Информация о работе Влияние образа ребенка в культуре и общественном сознании на стратегию образования