Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа
Одной из существенных особенностей современного периода жизни общества является резкое увеличение скорости информационных процессов, сопровождающее изменение социально-политических, социально-экономических, культурологических и психологических условий жизни людей. Другими словами, речь идет об изменении параметров среды обитания человека, в частности, информационной (информационно-ментально-эмоциональной, психоэмоциональной, аксеологической) среды - ИС.
Введение 3
1. Современное образование как отражение состояния общества 4
2. Выбор способа оценки особенностей современных детей 6
3. Образ современного ребенка 7
Заключение 13
Список использованных источников 14
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ОБЩЕЙ психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Педагогическая психология»
на
тему: «Влияние образа ребенка в
культуре и общественном сознании на стратегию
образования»
Выполнила:
ст. гр. П-43 з
Васильева
В.А.
Проверила:
ст. преподаватель
Ревина
И.Ю.
Севастополь
2010
Содержание
Одной
из существенных особенностей современного
периода жизни общества является
резкое увеличение скорости информационных
процессов, сопровождающее изменение
социально-политических, социально-экономических,
культурологических и психологических
условий жизни людей. Другими словами,
речь идет об изменении параметров среды
обитания человека, в частности, информационной
(информационно-ментально-
Проблему
воспитания человека можно рассматривать
с разных позиций: с позиции психологии,
физиологии, социологии, культурологии.
Можно представить эту проблему с позиции
психолингвистики как теории речевой
деятельности, решение которой очень важно
для современного образования, так как
позволяет понять, кого мы обучаем и воспитываем.
Обращение к этой проблеме объясняется
желанием родителей и педагогов объяснить
поведение современных детей, которое
порой вызывало недоумение у взрослых
и большие трудности в воспитании и обучении,
заставляет искать пути обоюдного понимания.
В данной работе представлены результаты исследования, которое проводилось на протяжении 25 лет, что позволило сравнивать особенности и закономерности развития детей прошлого века и настоящего и судить о надежности и достоверности полученных данных.
Цель данной работы - рассмотреть два основных вопроса:
– Главная проблема и задачи стратегии современного образования.
– Особенности и закономерности развития современных детей как базиса современной стратегии образования.
Образование отражает состояние общества на определенном этапе развития.
Современный
этап развития общества характеризуется
переходом от постиндустриального
к информационному типу, что вызывает
необходимость постановки задач, решение
которых позволит обеспечить в этих условиях
поступательное развитие человека и человечества
в целом.
Информационное общество предъявляет
новые требования к человеку, которому
надо научиться управлять информационным
потоком, взаимодействовать в нем с разными
носителями информации, уметь работать
с информацией и бережно относиться к
ней. В противном случае человек может
стать заложником информационного поля,
слепо подчиняясь его законам.
Современному образованию предстоит решить следующие задачи:
1)
трансформировать
При репродуктивном образовании из поколения в поколение в готовом виде, без каких-либо изменений передаются знания и навязывается социальный опыт. Репродуктивное образование обеспечивает статическое развитие общества и в конечном итоге ведет к его негативной деформации.
2)
разработать и внедрить
3)
подготовить молодое поколение
к инновациям и творчеству, к
жизни в современном
Решить эти задачи возможно путем преобразования знание центрированной парадигмы в личностно-ориентированную, в центре которой – современный ребенок с его задатками, особенностями и закономерностями развития.
Проведенные исследования показали, что 85% учителей (со стажем работы более 8 лет) испытывают большие трудности при обучении детей, которые зачастую не желают выполнять их указания и инструкции, требуя дополнительных разъяснений (зачем надо выполнять это задание?), что отнимает много времени на уроке.
90%
учителей указали на то, что
сейчас дети другие, и те методы и приемы
обучения, которые были раньше эффективными,
сейчас устарели.
Только 15% учителей смогли в общих чертах
описать образ человека, который они созидают
в процессе обучения и воспитания.
Как известно, каждая система образования порождает определенный образ человека. Например, образ человека, «ощущающего» себя как «устройство» по переработке информации. Здесь процесс обучения направлен на усвоение знаний, выработку навыков и умений. Образ человека «нуждающегося» представлен образовательными системами, где обучение и воспитание нацелено на удовлетворение личных потребностей и интересов. Образ человека «запрограммированного» порождается образовательными системами, ориентированными на строгое подчинение определенным правилам и социальным нормам.
На какой образ человека должен ориентироваться наш современный учитель: первый образ – «знаю/не знаю», второй образ – «хочу/не хочу», третий образ – «надо/не надо»?
Современное
образование должно быть ориентировано
на созидание образа человека-деятеля.
Может ли современный ребенок соответствовать
этому образу, каковы особенности и закономерности
его развития?
Какие же они современные дети?
Можно выделить огромное количество особенностей современных детей и привести массу примеров из жизни, подтверждающих их наличие. Но выделение самих особенностей не ответит на главный вопрос образования: что с ними, с этими особенностями, дальше делать? И будет ли это называться научным подходом?
Поэтому, раскрывать особенности современных детей необходимо с позиции молодой науки – психолингвистики, характеризуя тип сознания и структуру личности. Такой подход позволил определить объективные закономерности и динамику развития человека.
Какую структуру личности взять за основу? Дело в том, что в настоящее время существует более 350 зарубежных и отечественных теорий личности разной направленности и в каждой представлена своя структура личности, причем, большинство из них – психоаналитические. Но к сожалению, ни одна из существующих теорий не отвечает следующим требованиям:
- во-первых, она должна отражать как идеалистические, так и материалистические теории и представления о человеке, большинство которых заложено в основу образовательных систем;
- во-вторых, она должна отражать гармоничное развитие человека на протяжении всей жизни (а не определенного этапа) для того, чтобы обеспечить непрерывность образования;
- в-третьих, она должна быть очень простой, понятной и доступной родителям, учителям и подросткам с тем, чтобы стать методическим инструментарием для образования и самообразования.
Поэтому
с учетом данных требований в качестве
методического инструментария была
разработана стратегия
Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному.
Главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь».
Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша – «зачем?» – пришел на смену «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Не совокупность знаний о мире, а системы отношений доминируют в сознании современного ребенка и являются основой для получения знаний, выработке навыков и умений, ценностных ориентаций.
В
сознании современных детей преобладает
смысловая сфера.
Преобладание смысловой ориентации в
сознании современного ребенка перестраивает
всю его функциональную систему и приводит
к ее преобразованию. Смысловая ориентация
ребенка становится источником и побудителем
развития смысловой сферы личности, и
это развитие возможно только при условии
удовлетворения духовных потребностей
ребенка. Иными словами, если ребенок принимает
и понимает смысл поступка или действия,
которое он должен совершить, то он будет
его выполнять. Если – нет, то откажется,
выражая протест, вплоть до агрессии.
Смысловая сфера личности имеет три зоны – личностный смысл («я в этом мире»), жизненный смысл («мир вокруг меня»), смысловые структуры личности (ведущие и значимые для каждого возраста виды деятельности, в процессе которых происходит развитие деятельной натуры ребенка). Только при комплексном развитии этих зон будет происходить формирование смысловой сферы личности ребенка.
Смысловая сфера личности как внутренний мотив и побудитель управляет развитием других четырех сфер: сферой тела (энергетический план развития), сферой души (эмоциональный план развития), сферой разума (ментальный план развития) и сферой духа (волевой план развития).
1) Современные дети обладают повышенной возбудимостью, или гиперактивностью.
Этот
диагноз получает каждый ребенок еще
в роддоме. Если раньше гиперактивность
рассматривалась как патология, то сейчас
– это норма.
Гиперактивность влияет на сон, который
у современных детей – непродолжительный,
прерывистый, очень чуткий. Порой удивляешься
тому, что шестимесячный малыш может не
спать днем, а вечером чувствовать себя
бодро. Что касается питания, то дети очень
рано отказываются от грудного молока,
в среднем, к шестимесячному возрасту.
Гиперактивность
проявляется в повышенном тонусе
сферы тела и влияет на развитие
осязания, ощущения пространства и
мышечной массы тела, кинестетических
ощущений, на координацию движений.
Для того, чтобы снять мышечный
тонус и восстановить энергетический
баланс, ребенок начинает бегать, прыгать,
пока не пропотеет или начинает кружиться
и затем резко падает на пол, фиксируя
свои ощущения.
Гиперактивность негативно сказывается
на развитии концентрации и сосредоточенности
внимания, усидчивости и терпения, может
вызывать утомляемость и раздражительность.
2)
У современных детей
В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать целостное восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга ребенка. Высоко развитая интуиция помогает малышу воспринимать информацию и перерабатывать ее на чувственной (бессознательной) основе – нравится/не нравится; комфортно/дискомфортно.
Повышенная
потребность ребенка к