Влияние наследственности и социальных факторов на здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.

Содержание

Введение

1. Наследственность
2. Факторы, влияющие на здоровье
2.1 Генетические факторы
2.2 Состояние окружающей среды
2.3 Медицинское обеспечение
2.4 Условия и образ жизни

3. Профилактика и лечение наследственных болезней

4. Социально-правовой аспект профилактики некоторых наследственных
заболеваний и врожденных пороков развития у человека
5. Влияние наследственности и социальных факторов на здоровье долгожителей

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Влияние наследственности и социальных факторов на здоровье.docx

— 55.71 Кб (Скачать)

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем  числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни  человека может сделать его жизнь  здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и  беззащитности перед действием  неблагоприятных условий и обстоятельств  жизни.

 

 

2.2Состояние  окружающей среды

Биологические особенности  организма - это основа, на которой  зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий  окружающей среды.

"Организм без внешней  среды, поддерживающей его существование,  невозможен" - в этой мысли И.М.  Сеченова заложено неразрывное  единство человека и среды  его обитания.

Каждый организм находится  в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как  абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами  того же и других видов).

Под окружающей средой принято  понимать целостную систему взаимосвязанных  природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает  труд, быт и отдых людей. Это  понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые  физические, химические и биологические  факторы, то есть все то, что прямо  или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

  1. через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);
  2. через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);
  3. через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы - растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ  и подчиняется его законам.

Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно  необходим для существования  и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры  окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п.

Вместе с тем человек  является частью особой социальной среды - общества. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная  социальная основа существования человека как элемента общественной структуры  является ведущей, опосредующей его  биологические способы существования  и отправления физиологических  функций.

Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых  могли бы развернуться все его  сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий  жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и  введение научно обоснованной генеральной  программы развития биогеоценозов  в урбанизированной среде и совершенствования  демократической формы общественного  устройства.

 

 

2.3Медицинское  обеспечение

Именно с этим фактором большинство людей связывает  свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора  оказывается неожиданно низкой. В  Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: "Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека".

По мере развития цивилизации  и более широкого распространения  заболеваний медицина все в большей  степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас  здоровья за счет побочного воздействия  лекарственных средств, то ечть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

  • профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья и т. д.;
  • медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. То есть этот вид профилактики ориентрован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;
  • профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

Опыт, накопленный медициной  в изучении болезней, равно как  и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую  эффективность профилактики болезней (профилактика III уровня) для повышения  уровня здоровья как детей, так и  взрослых.

Очевидно, что наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная  профилактики, подразумевающие работу со здоровыми или только начинающими  заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены  на третичной профилактике. Первичная  профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для  этого сама система здравоохранения  не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а  весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые  наиболее близки к тому, чтобы реализовать  идеи первичной профилактики, то они  главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем  человека.

Идеология индивидуального  подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в  основе медицинской концепции о  всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам:

  • требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;
  • доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);
  • ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;
  • узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.

Валеологический анализ причин здоровья требует переноса центра внимания от медицинских аспектов к физиологии, психологии, социологии, культурологии, в духовную сферу и конкретные режимы и технологии обучения, воспитания и физической тренировки.

Зависимость здоровья человека от генетических и экологических  факторов делает необходимым определение  места семьи, школы, государственных, физкультурных организаций и  органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики - формировании здорового  образа жизни.

 

 

2.4Условия  и образ жизни

Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом  жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ  жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения  на 94%, увеличение ожидаемой средней  продолжительности жизни на 85% связывают  не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и  рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия  здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ  жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении  здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной  деятельности, морфофункциональный  тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

В основе формирования здорового  образа жизни лежит ряд ключевых положений:

  1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
  2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
  3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
  4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма  и т. п.). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых "панацей" не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и  связей самого человека с природой - всего того, что в конечном итоге  определяет гармоничность его жизнедеятельности  и здоровье.

По Э.Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: "Чтобы  стать здоровым, нужны собственные  усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя".

Здоровый образ жизни  как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Формирование здорового  образа жизни представляет собой  исключительно длительный процесс  и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в  организме в результате следования здоровому образу жизни изменений  срабатывает не сразу, положительный  эффект перехода на рациональный образ  жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь "пробуют" сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет  ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ  от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые  для неадаптированного к ним  человека нагрузки и строгую регламентацию  образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его  стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные  изменения в состоянии его  здоровья, в функциональных показателях  и т. п.

В настоящее время наблюдается  парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

Информация о работе Влияние наследственности и социальных факторов на здоровье