Влияние межличностных отношений в группе на эффективность обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.

Содержание

1.Общая характеристика учебного сотрудничества. Стр.3

- Сотрудничество как современная тенденция. Стр. 3

- Основные линии сотрудничества. Стр. 3-4

- Сотрудничество с разными субъектами. Стр. 4

- Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность. Стр. 4-5

2.Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Стр. 5-8

- Приёмы учебного сотрудничества. Стр. 9-10

- Фазы сотрудничества. Стр. 10

3.Заключение.

Работа содержит 1 файл

к.р. психология.docx

— 35.86 Кб (Скачать)

Приемы  учебного сотрудничества.

    Учебное сотрудничество организуется с помощью  различных способов, приемов, которые  одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом учебного сотрудничества при решении учебных задач является дискуссия, обсуждение, проблемный вопрос. Фиксируется также зависимость приемов от формы сотрудничества: итоговой и текущей. При итоговой решение задачи, предназначенной для совместной работы, может быть индивидуальным, а его контроль и оценка — производиться совместно, в процессе обсуждения итогового результата. В текущем сотрудничестве решение задачи на всех этапах ведется совместно всеми участниками.                                                                                  Теоретический анализ проблемы решения задач в совместной деятельности показывает, что не всякая задача адекватна сотрудничеству: активный диалог и совместное решение возникают в том случае, когда требуется логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка разных точек зрения. Соответственно задача, адекватная учебному сотрудничеству, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения. Проблемные учебные задачи наиболее адекватны сотрудничеству. Такие задачи по критерию доминирования познавательного процесса при их решении являются мыслительно-мнемическими. Они требуют определенного уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях.        Совместное решение задач в условиях учебного сотрудничества предполагает обсуждение участниками подзадач предметно-познавательного, предметно-коммуникативного и предметно-рефлексивного планов. Первые непосредственно связаны с поиском решения предложенной группе задачи, вторые — с организацией общения и совместной деятельности, третьи — с формированием в сознании каждого участника совместной деятельности адекватного представления о том, как его партнеры понимают предмет и условия задачи. Решение задачи, как известно, проходит три последовательных этапа: знакомство с условиями, решение и контроль. При совместном решении задачи в условиях учебного сотрудничества все этапы обладают определенной спецификой по сравнению с индивидуальным решением, однако особую важность приобретает своевременный и эффективный контроль индивидуальных версий. Отсутствие или низкая эффективность его могут сделать работу группы непродуктивной или даже бесполезной.

    Достаточно  большое значение для эффективности  учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников (через распределение ролей или задание способов совместной работы). При этом назначение ведущего, призванного регулировать ход обсуждения в триаде, может стать фактором самоорганизации совместной работы участников учебного сотрудничества. Говоря о способах сотрудничества, важно отметить, что существенное значение имеет не только сама форма сотрудничества, но и способ организации совместного решения задачи. На материале анализа решения вербальных задач триадами студентов было показано, что предварительно отработанная программа совместного решения вербальной задачи как способ организации сотрудничества повышает продуктивность совместной работы. При этом программ задает и способы предметных преобразований.                       

    Фазы  сотрудничества

      Динамика совместной деятельности сотрудничества учителя — учеников. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся. Первая фаза — приобщение к деятельности. Она включает следующие формы: 1) разделенные между учителем и учащимися действия, 2) имитируемые действия учащихся, 3) подражательные действия учащихся. Вторая фаза динамики совместной деятельности — согласование деятельности учащихся с учителем. В эту фазу входят следующие формы: 4) саморегулируемые действия учащихся, 5) самоорганизуемые действия учащихся, 6) самопобуждаемые действия учащихся. В.П. Третья фазапартнерство в совершенствовании освоения деятельности [6, с.321]. Равнопартнерство в этой модели совместной деятельности учеников и учителя является результатом ее развития и становления. Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъектно-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе.

    3. Заключение.

    Учебно-педагогическая деятельность, осуществляемая в сотрудничестве учеников друг с другом и с учителем по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, имеет результативные преимущества перед индивидуальной деятельностью, которые зависят от формы организации сотрудничества, количества сотрудничающих людей, их отношения к совместной деятельности. 
 
 

                                  Указатель сносок:

  1. Зимняя И. А. Педагогическая  психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
  2. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования учиться. – М., 1992.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая  психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
  4. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 1987.
  5. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 1987.
  6. Зимняя И. А. Педагогическая  психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Использованная литература:

  1. Зимняя И. А. Педагогическая  психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
  2. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 1987.
  3. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования учиться. – М., 1992.

Информация о работе Влияние межличностных отношений в группе на эффективность обучения