Влияние личных характеристик на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие. Именно личностные характеристики и будут являться предметом изучения нашей работы.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………5
Личностные характеристики как фактор выбора профессии……………..11
Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..15
Выводы по I-ой главе……………………………………………………………20
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки на выбор профессии.
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования……………………22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….25
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию…………………………….27
Выводы по II-ой главе…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиография…………………………………………………………………..30
Приложения…………………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya_rabota.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

3) В школьном возрасте  происходит существенное изменение  «Я-образа» в зависимости от  успехов (неудач) в учебе, от  отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же могут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке и т.д.), у них есть шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца.

Способность видеть себя отличными от других людей, обладающих определенными свойствами, составляет «Я-образ». Самоуважение означает видение  себя человеком, способным достигать  успеха в том, что является для  него важным.

В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано  с уверенностью в своих академических  способностях, которое соотносится  со школьной успеваемостью. Дети, которые  хорошо учатся в школе, имеют более  высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.

4) В отрочестве и  юности самооценки принимают  более отвлеченный характер, и  у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспитывают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связанное представление о себе.[10]

Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию  личности, является регулятором поведения  и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.[9]

В психологии самооценка рассматривается как феномен  самопознания. Самопознание – это  осознание человеком самого себя, своего «Я» [8]. Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств уровня их развития. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Проведя анализ психолго-педагогической литературе, мы сделали ряд выводов:

1) В психолого-педагогической  литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как  одному из важнейших событий в целостном определении человека. Такой подход акцентирует внимание на активности субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминирую в этот ответственный период жизни.

2)Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего ошибаются именно в этом. В результате они даже в благоприятных условиях осваивают эту профессию с трудом, или становятся посредственными специалистами. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то определенных качеств, способностей.

3)Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности.

В I-ой главе мы выполнили 1-ую задачу нашей работы: проанализировали психолого-педагогическую литературу с целью изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии. Теперь мы можем приступить ко 2-ому этапу нашей работы: экспериментальное изучение самооценки, как ведущего фактора, влияющего на выбор профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки, как личностной характеристики, на выбор профессии

2.1 Контингент  испытуемых и методики исследования

В нашем эксперименте принимали участие 20 человек: 8 юношей и 12 девушек в возрасте от18 до 20 лет. Все испытуемые получают образование в ЧГУ по специальности «Профессиональное обучение», обучаются на 2-ом курсе. Необходимо учитывать психологические особенности этого возраста. В литературе он носит название юность (или поздняя юность).

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви может быть первостепенными. [1]

Отвечая самому себе на вопрос «Кто я? Кокой я? К чему я стремлюсь?, молодой человек формирует:

  1. самосознание – ценностное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного совершенствования, самовоспитания;
  2. собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
  3. стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и др. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведёт себя так, как если бы мир должен был подчинятся его теориям. Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: пренебрежительного отношения к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противостояние. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к реакциям «повышенной подверженности»-(неосознанная внушаемость, сознательный конформизм)- влиянию ровесников,которое обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения и др.[9]

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. [6]

Юность выступает как  период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь  человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и создания жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.[1]

Важнейший психологический  процесс юношеского возраста – становление  самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям :

    1. открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности;
    2. появляется осознание необратимости времени, понимание неизбежности смерти заставляет задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своём будущем. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания;
    3. формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. Юношеские самооценки часто бывает противоречивы;
    4. происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.[9]

Мы рассмотрели психологические  особенности периода юность, теперь перейдем к рассмотрению методик, которые  мы применяли для выполнения цели нашей работы.

Чтобы сделать объективные  выводы по нашему эксперименту необходимо использовать несколько методов исследования. В нашем случае мы применяем 3 метода: беседа, опрос, тестирование.

1)Беседа – это метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку исследователь субъективно оценивает ответы.

2)Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Методика предназначена  для отбора на различные типы профессий  в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Использовав этот опросник, мы можем выявить какой вид деятельности в большей степени подходит испытуемым.

3)В нашем исследовании мы экспериментально изучаем самооценку «Методом ранжирования».[7] Он заключается в следующем: испытуемому предлагается 50 качеств личности, он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам. Адаптировав этот метод для испытуемых, мы предлагаем ему 20 качеств. Далее необходимо составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у испытуемого. Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале. Затем по формуле высчитать самооценку (более подробно в приложении).

 

 

 

2.2 Анализ и  интерпретация результатов

Все испытуемые выбрали  профессию педагога, т.е. в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова профессия типа «Человек-человек». Существуют определенные психологические требования к профессии такого типа: стремление к общению: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка: умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и своё собственное; понимать намерения и настроения других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.[4,5] Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей.

Проведя ряд исследований, мы получили следующие результаты.

1)В ходе беседы мы получили следующие результаты:

а) 15 человек считают, что им присущи большинство качеств, которые необходимы для работы по профессии педагога;

      5 человек  считают, что из предложенных  качеств они могут                          выделить у себя лишь 4-5.

б) 14 человек выбрали профессию, руководствуясь интересом к  содержанию труда и тщательного анализа своих возможностей;

       6 человек  ответили, что их выбор был  случайным, т.е. они выбрали  профессию, руководствуясь случайными  факторами;

  в) 13 человек хотели  бы работать по выбранной специальности;

        7 человек не хотели бы идти  работать по этой специальности. 

2) Результаты опроса  ДДО:

              Для 14 человек в большей степени  рекомендуется профессия типа  – «Человек-человек».

               Для 2 человек – «Человек-техника».

               Для 2 человек – «Человек-знак».

               Для 2 человек – «Человек-природа».

3)Результаты «Метода  ранжирования»:

              адекватная: 14 человек

              завышенная: 4 человека

           заниженная: 2 человека.

Зная результаты нашего исследования, мы можем делать выводы.

  В нашей работе мы предположили, что самооценка влияет на выбор профессии. Теперь мы можем узнать, насколько мы были правы.

Информация о работе Влияние личных характеристик на выбор профессии