Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие. Именно личностные характеристики и будут являться предметом изучения нашей работы.
Введение.................................................................................................................3
Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………5
Личностные характеристики как фактор выбора профессии……………..11
Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..15
Выводы по I-ой главе……………………………………………………………20
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки на выбор профессии.
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования……………………22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….25
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию…………………………….27
Выводы по II-ой главе…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиография…………………………………………………………………..30
Приложения………
3)В нашем
исследовании мы экспериментально изучаем
самооценку «Методом ранжирования».[7]
Он заключается в следующем: испытуемому
предлагается 50 качеств личности, он должен
выбрать 20, которыми, по его мнению, он
обладает сам. Адаптировав этот метод
для испытуемых, мы предлагаем ему 20 качеств.
Далее необходимо составить 1-ый ряд качеств,
по степени представленности их у испытуемого.
Составить 2-ой ряд по степени представленности
их в идеале. Затем по формуле высчитать
самооценку (более подробно в приложении).
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Все испытуемые выбрали профессию педагога, т.е. в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова профессия типа «Человек-человек». Существуют определенные психологические требования к профессии такого типа: стремление к общению: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка: умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и своё собственное; понимать намерения и настроения других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.[4,5] Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей.
Проведя ряд исследований, мы получили следующие результаты.
1)В ходе беседы мы получили следующие результаты:
а) 15 человек считают, что им присущи большинство качеств, которые необходимы для работы по профессии педагога;
5 человек считают, что из
б) 14 человек выбрали профессию, руководствуясь интересом к содержанию труда и тщательного анализа своих возможностей;
6 человек ответили, что их выбор
был случайным, т.е. они
в) 13 человек хотели бы работать по выбранной специальности;
7 человек не хотели бы идти
работать по этой
2) Результаты опроса ДДО:
Для 14 человек в большей степени рекомендуется профессия типа – «Человек-человек».
Для 2 человек – «Человек-техника».
Для 2 человек – «Человек-знак».
Для 2 человек – «Человек-природа».
3)Результаты «Метода ранжирования»:
адекватная: 14 человек
завышенная: 4 человека
заниженная: 2 человека.
Зная результаты нашего исследования, мы можем делать выводы.
В нашей работе мы предположили, что самооценка влияет на выбор профессии. Теперь мы можем узнать, насколько мы были правы.
В ходе беседы мы выяснили следующее: 15 человек считают, что им присущи качества, которые нужны для работы по выбранной специальности. По результатам опроса мы видим, что 14 человек на самом деле обладают этими качествами. В тоже время адекватная самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью соответствует действительности. Те испытуемые, у которых самооценка завышена или занижена, частично переоценивают либо недооценивают свои способности и возможности и выбрали профессию необоснованно.
Большинство
старшеклассников выбирают профессию,
не прибегая к самооценке, а если и делают
это то весьма поверхностно. Целью нашей
работы было изучить влияние личностных
характеристик на выбор профессии. Проведя
ряд исследований, мы подтвердили, выдвинутую
гипотезу и достигли цели нашей работы.
Мы выяснили, что те испытуемые, которые
адекватно оценивают себя, свои возможности
и способности действительно обладают
качествами, которые необходимы для работы
по выбранной специальности. Это подтвердил
дифференциально-
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию.
Для
старшеклассников – выпускников
выбор профессии – серьезный
шаг. Но проблема в том, что они
слабо ориентируются в научных
основах профессионального
Прежде
всего, выбирающие профессию должны
быть сами заинтересованы в правильном
выборе профессии, т.к. сеть профконсультаций
в нашем городе развита слабо.
Выводы по II главе
Во II главе мы экспериментально изучали самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и можем сделать ряд выводов:
В I-ой и II-ой главе мы выполнили 4 задачи, выдвинутые нами для достижения цели работы и проверки выдвинутой нами гипотезы, а именно:
1. проанализировали
психолого-педагогическую
2. экспериментально изучили самооценку учащихся, как личностную характеристику, которая влияет на выбор профессии;
3. проанализировали влияние самооценки на выбор профессии;
4. разработали рекомендации для выбирающих профессию.
Заключение
Выбор
профессии - это не одномерный акт, а
процесс, состоящий из ряда этапов,
продолжительность которых
В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.
Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.
Анализируя
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложения
Экспериментальное изучение самооценки: «Метод ранжирования»
Испытуемому предлагается 50 качеств личности. Он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам.
Составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у испытуемого.
Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале.
Мы, адаптировав, этот тест предлагаем только 20 качеств.
«Идеал» | Кач-ва личности | «Я» | d | d2 |
Аккуратность | ||||
Восприимчивость | ||||
Грубость | ||||
Доброжелательность | ||||
Жизнерадостность | ||||
Застенчивость | ||||
Искренность | ||||
Медлительность | ||||
Сдержанность | ||||
Осторожность | ||||
Отзывчивость | ||||
Пунктуальность | ||||
Заботливость | ||||
Капризность | ||||
Мечтательность | ||||
Трусость | ||||
Упорство | ||||
Уступчивость | ||||
Увлеченность | ||||
Гордость |
Информация о работе Влияние личностных характеристик на выбор профессии