Влияние личностных характеристик на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие. Именно личностные характеристики и будут являться предметом изучения нашей работы.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………5
Личностные характеристики как фактор выбора профессии……………..11
Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..15
Выводы по I-ой главе……………………………………………………………20
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки на выбор профессии.
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования……………………22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….25
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию…………………………….27
Выводы по II-ой главе…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиография…………………………………………………………………..30
Приложения………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа+++.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

    3)В нашем исследовании мы экспериментально изучаем самооценку «Методом ранжирования».[7] Он заключается в следующем: испытуемому предлагается 50 качеств личности, он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам. Адаптировав этот метод для испытуемых, мы предлагаем ему 20 качеств. Далее необходимо составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у испытуемого. Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале. Затем по формуле высчитать самооценку (более подробно в приложении). 
     
     

2.2 Анализ и интерпретация  результатов

      Все испытуемые выбрали профессию педагога, т.е. в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова профессия типа «Человек-человек». Существуют определенные психологические требования к профессии такого типа: стремление к общению: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка: умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и своё собственное; понимать намерения и настроения других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.[4,5] Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей.

      Проведя ряд исследований, мы получили следующие  результаты.

1)В ходе беседы мы получили следующие результаты:

      а) 15 человек считают, что им присущи  большинство качеств, которые необходимы для работы по профессии педагога;

          5 человек считают, что из предложенных  качеств они могут                          выделить у себя лишь 4-5.

    б) 14 человек выбрали профессию, руководствуясь интересом к  содержанию труда и тщательного анализа своих возможностей;

           6 человек ответили, что их выбор  был случайным, т.е. они выбрали  профессию, руководствуясь случайными  факторами;

      в) 13 человек хотели бы работать по выбранной специальности;

            7 человек не хотели бы идти  работать по этой специальности. 

2) Результаты  опроса ДДО:

              Для 14 человек в большей степени  рекомендуется профессия типа  – «Человек-человек».

               Для 2 человек – «Человек-техника».

               Для 2 человек – «Человек-знак».

               Для 2 человек – «Человек-природа».

3)Результаты  «Метода ранжирования»:

              адекватная: 14 человек

              завышенная: 4 человека

           заниженная: 2 человека.

      Зная  результаты нашего исследования, мы можем  делать выводы.

  В нашей работе мы предположили, что самооценка влияет на выбор профессии. Теперь мы можем узнать, насколько мы были правы.

      В ходе беседы мы выяснили следующее: 15 человек  считают, что им присущи качества, которые нужны для работы по выбранной специальности. По результатам опроса мы видим, что 14 человек на самом деле обладают этими качествами. В тоже время адекватная самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью соответствует действительности. Те испытуемые, у которых самооценка завышена или занижена, частично переоценивают либо недооценивают свои способности и возможности и выбрали профессию необоснованно.

      Большинство старшеклассников выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это то весьма поверхностно. Целью нашей работы было изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии. Проведя ряд исследований, мы подтвердили, выдвинутую гипотезу и достигли цели нашей работы. Мы выяснили, что те испытуемые, которые адекватно оценивают себя, свои возможности  и способности действительно обладают качествами, которые необходимы для работы по выбранной специальности. Это подтвердил дифференциально-диагностический опросник. Далее необходимо выделить ряд рекомендаций для людей, выбирающих профессию.

2.3 Рекомендации для  выбирающих профессию

      Самооценка  как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию.

      Для старшеклассников – выпускников  выбор профессии – серьезный  шаг. Но проблема в том, что они  слабо ориентируются в научных  основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам.

      Прежде  всего, выбирающие профессию должны быть сами заинтересованы в правильном выборе профессии, т.к. сеть профконсультаций в нашем городе развита слабо.  
 
 

    
 

    Выводы  по II главе

     Во  II главе мы экспериментально изучали самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и можем сделать ряд выводов:

    1. Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное еще  всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.
    2. Для того чтобы сделать объективные выводы по нашему исследованию мы использовали 3 метода исследования: беседа, опрос, тест. В результате мы получили полное подтверждение выдвинутой нами гипотезы: испытуемые, которым присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор, т.к. у них присутствуют качества для работы по выбранной специальности, (это подтвердил дифференциально-диагностический опросник).
    3. Т.к. мы выяснили, что самооценка существенно влияет на выбор профессии, то  формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач выбирающих профессию.

    В I-ой и II-ой главе мы выполнили 4 задачи, выдвинутые нами для достижения цели работы и проверки выдвинутой нами гипотезы, а именно:

    1. проанализировали  психолого-педагогическую литературу  с целью изучения влияние личностных  характеристик на выбор профессии;

    2. экспериментально  изучили самооценку учащихся, как  личностную характеристику, которая  влияет на выбор профессии;

    3. проанализировали  влияние самооценки на выбор  профессии;

    4. разработали  рекомендации для выбирающих  профессию.

Заключение

   Выбор профессии - это не одномерный акт, а  процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит  от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

   В психологической литературе нет  единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

      В ряду основных факторов выбора профессии  психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. 

      Эти факторы часто относятся к  субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.

            Анализируя теоретический  материал, мы предположили, что самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. В экспериментальной части мы подтвердили сформулированную нами гипотезу и выполнили 4 задачи выдвинутые для достижения цели работы. 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология», М., 1999г.
    2. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога»
    3. «Возрастная и педагогическая психология»/ Под ред. А.В. Петровского, М: Просвещение, 1973г.
    4. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М., 1984г.
    5. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г.
    6. Кон И.С. «Психология юношеского возраста», М., 1984г.
    7. Методика «Самооценка личности», М.В. Гамезо, И.А. Домашенко «Контрольные работы по психологии», М., 1984г.// стр. 33
    8. Столяренко Л.Д. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1996г.
    9. Столяренко Л.Д. «Общая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.
    10. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

    Экспериментальное изучение самооценки: «Метод ранжирования»

Испытуемому предлагается 50 качеств личности. Он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам.

Составить 1-ый ряд  качеств, по степени представленности их у испытуемого.

Составить 2-ой ряд  по степени представленности их в  идеале.

Мы, адаптировав, этот тест предлагаем только 20 качеств.

«Идеал» Кач-ва личности «Я» d d2
  Аккуратность      
  Восприимчивость      
  Грубость      
  Доброжелательность      
  Жизнерадостность      
  Застенчивость      
  Искренность      
  Медлительность      
  Сдержанность      
  Осторожность      
  Отзывчивость      
  Пунктуальность      
  Заботливость      
  Капризность      
  Мечтательность      
  Трусость      
  Упорство      
  Уступчивость      
  Увлеченность      
  Гордость      

Информация о работе Влияние личностных характеристик на выбор профессии