Влияние личностных характеристик на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие. Именно личностные характеристики и будут являться предметом изучения нашей работы.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………5
Личностные характеристики как фактор выбора профессии……………..11
Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..15
Выводы по I-ой главе……………………………………………………………20
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки на выбор профессии.
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования……………………22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….25
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию…………………………….27
Выводы по II-ой главе…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиография…………………………………………………………………..30
Приложения………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа+++.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

      Наиболее  продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших  событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни.

      Рассматривая  выбор профессии как систему  субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии  – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.

      Традиционно общая схема описания профессии  подразумевает 4 аспекта:

- социально-экономический  (краткая история профессии, её  роль в системе народного хозяйства,  сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной  плате, престижности профессии);

- производственно-технический  (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

- санитарно-гигиенический  (информация о климатических условиях, характере освещения и других  санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

- психофизический  (требования профессии к особенностям  психических процессов и свойствам  личности).

        Е.А. Климов намечает восемь  основных факторов, определяющих  профессиональный выбор:

 1) позиция старших, семьи:

      Очень часто родители предоставляют ребёнку  полную свободу выбора, требуя тем  самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая  пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

2) позиция сверстников:

      дружеские отношения старшеклассников уже  очень крепки и влияние их на выбор  профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

3) позиция школьного  педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

      Каждый  учитель, наблюдая за поведением учащегося  только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

  4) личные профессиональные и жизненные планы:

      В поведении и жизни человека представления  о ближайшем и отдалённом будущем  играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5) способности и  их проявления:

      способности, таланты учащегося старших классов  необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам  общественно ценной активности;

6) притязание на общественное  признание;

7) информированность  о той или иной  профессиональной деятельности;

8) склонности.[4]

      Выбор профессии отражает определённый уровень  личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой  активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.[4]

1.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии

      В ряду основных факторов выбора профессии  психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер

      Эти факторы часто относятся к  субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.[2]

      К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

- профессии,  где каждый здоровый человек  может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

- профессии,  в которых далеко не каждый  человек может добиться нужной эффективности;

- профессии,  которые по своей сущности  требуют достижения высших степеней  мастерства, они предъявляют специфические  требования к индивидуальным  особенностям человека (профессии,  требующие абсолютной профессиональной  пригодности).[10]

      В нашей работе мы будем рассматривать личностные характеристики как факторы выбора профессии. К личностным характеристикам относятся:

1) способности  (общие и специальные); 2) физическое  развитие; 3) волевые качества; 4) интересы; 5) склонности; 6) самооценка, самосознание; 7) характер; 8) темперамент; 9) приспособляемость и т.д.

      Способности – индивидуально психологические  особенности человека, проявляющиеся  в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией. Всё многообразие профессий было предложено (Е.А. Климов) разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П – природа (растения, животные), Т – техника (машины, материалы); Ч – человек, группы людей; З – знаковая система(книги, языки, коды, модели); Х – художественные образы (искусство). При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессии.[5]

      Поскольку каждая деятельность предъявляет к  психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в  том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.

      Существуют 4 пути приспособления темперамента к  требованиям деятельности:

  1. профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;
  2. 2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы;
  3. заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
  4. основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.[10]

   Наряду  с врожденными особенностями  темперамента на выбор профессии  большую роль его устойчивые приобретенные  качества характера.    Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

   Характер  – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм); 3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

   Характер  человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

   Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях  это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

   Значение  интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут  переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. 

1.3 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии

      Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя. Познавая через сравнение качества другого  человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений  о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

      Процесс профессионального самоопределения  включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование  своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.[6]

      Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к самому себе. 

      Я-концепция  – это обобщенное представление  о самом себе, система установок  относительно собственной личности. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.

1) Телесное  выделение себя из окружающего  мира начинается в младенчестве  и завершается к 2-м годам,  когда ребенок понимает, что его  тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.

Информация о работе Влияние личностных характеристик на выбор профессии