Влияние комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Рассмотреть и проанализировать проявления и факты влияния комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические подходы к исследованию комплекса неполноценности.
2) Выявить концептуальные подходы к исследованию социальной фрустрации.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Эмпирическое исследование 6
1.1 Тестирование 6
Вывод 7
Библиография 8
Приложения 9

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

МОЛДАВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

Проект научного исследования

Влияние комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Выполнил

                                                                                     Муравский Валерий,

      студент 2-го курса

 

 

 

 

 

 

 

 

Кишинев, 2011 г

Содержание:

Введение                                                                                         3

Глава 1

Эмпирическое исследование                                                                                          6

     1.1 Тестирование                                                                                                           6

Вывод                               7

Библиография                            8

Приложения                  9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Актуальность исследования:

Комплекс неполноценности — вопрос психологии глубоко изученный, и в то же время содержащий в себе огромное пространство для творческой деятельности. 
Преодоление комплекса неполноценности связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Разработкой данной проблемы занимались многие зарубежные исследователи. Среди  российских авторов особо следует  отметить Выготского, Леонтьева, Мухину, Немова, Стотта, Куперсмита, Зимбардо, Адлера и др.

Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.

Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.

Одним из симптомов комплекса неполноценности может быть демонстрация сигналов, которыми страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. [1/wiki/комплекс неполноценности]

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, неудача, крушение надежд, расстройство планов) - это психологическое состояние, выражающееся в характерных переживаниях и поведении, и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели. Фрустрация может проявляться в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир фантазий, агрессивность в поведении и другие реакции. Очень важным результатом фрустрации, по мнению некоторых исследователей, является "сужение" сознания - почти всё внимание сосредоточивается именно на неудовлетворённой потребности, восприятие действительности резко искажается. [2/library/tolerantnost-i-psikhicheskoe-zdorove/4282]

Сегодня социальная фрустрация как выражение критической психологической ситуации, в которой находится общество, становится реальностью. Актуальность изучения этой проблемы определяется жизненной необходимостью поиска всех возможных путей выхода из глубокого всестороннего общественного кризиса, отражающегося в массовой психологии как "крушение надежд", ощущение безысходности, снижение веры в завтрашний день.

В определенной мере фрустрацию можно рассматривать как надындивидуальное явление, присущее целым группам людей, социальным слоям. Она становится своеобразным фактором объединения людей на почве общего переживания неудовлетворенностью жизнью.

Общественный пессимизм, психологическая усталость и разочарование не могут быть благодатной почвой для созидательной деятельности. В этой связи чрезвычайно актуализируется проблема социально-психологической помощи людям, утратившим прежние идеалы, а вместе с ними и социальный оптимизм, который необходим всем и каждому для преодоления кризиса. В этих условиях возрастает потребность исследования генезиса фрустрации, выявления ее критериев, анализа динамики фрустрационных процессов, их последствий. Привлечение внимания к проблеме социальной фрустрации имеет большое значение для решения задач воспитания у людей психологической готовности к жизни и деятельности в экстремальных условиях. Такая готовность предполагает умение пользоваться всеми личностными ресурсами для сохранения жизненного оптимизма, активности и здоровья в трудные и критические периоды жизни общества.

В зарубежной литературе проблема широко освещена в русле психологических  исследований феномена человеческой агрессии /З.Фрейд, У.Мак-Дауголл, Д.Доллард, Д.Миллер, А.Бандура, А.Бертковиц, К.Лоренц и другие. Обращение к термину "фрустрация" или к понятиям по сути отражающим ее, встречается в многочисленных теориях, концепциях, гипотезах, касающихся проблем мотивации, эмоций, поведения, деятельности индивида, однако целостной теории, исследующей данный феномен пока не создано. При этом социальные и социально-психологические аспекты фрустрации остаются наименее изученными. Возможно, это связано с ограниченными возможностями использования лабораторных экспериментов и трудностью получения научно-достоверных результатов таких исследований.

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора; функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию; сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. При рассмотрении понятия "социальная фрустрация" особое внимание уделяется фрустрационной толерантности, определяемой как психологическая устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит "способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из неё".

Объект исследования: Особенности влияния уровня неполноценности на уровень социальной фрустрации.

Цель исследования: Рассмотреть и проанализировать проявления и факты влияния комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть теоретические подходы  к исследованию комплекса неполноценности.

2) Выявить концептуальные подходы  к исследованию социальной фрустрации.

3) Выявить факторы влияющие на комплекс неполноценности.

4) Выявить особенности проявления  социальной фрустрации.

Гипотеза исследования: Существует связь между комплексом неполноценности и социальной фрустрацией у студентов.

Методы исследования:

1) Теоретические: анализ, синтез, обобщение

2) Эмпирические: тестирование («Диагностика комплекса неполноценности», «Диагностика уровня социальной фрустрации» Вассерман)

3) Методы количественного  и качественного анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Эмпирическое исследование

1.1 Тестирование

В рамках исследования проблемы влияния  комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов был проведен тест «Диагностика комплекса неполноценности» (Тест 1) [3/179/] и Тест «Склонность к фрустрации» (Тест 2) [4/tests/stest/125.html]. В данном тесте участвовало 16 человек, в возрастной категории от 19 до 25 лет.

Результаты представлены в следующей  таблице:

Респондент

Тест 1

Тест 2

1

110

6

2

114

2

3

83

1

4

97

3

5

106

6

6

108

6

7

105

6

8

89

6

9

110

4

10

102

3

11

118

7

12

105

7

13

96

5

14

108

5

15

104

1

16

110

4


 

Для вычисления влияния комплекса  неполноценности на уровень социальной фрустрации используем непараметрический  метод по вычислению Коэффициента ранговой корреляции Спирмена, методов изучения связей между признаками.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:

1) Сопоставать каждому из признаков  их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).

2) Определить разности рангов  каждой пары сопоставляемых значений.

3) Возвести в квадрат каждую  разность и суммировать полученные  результаты.

4) Вычислить коэффициент корреляции  рангов по формуле:.

где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту  связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.

Мощность коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции.

В результате вычислений коэффициент взаимной корреляции, r = 0.2934. Что свидетельствует о слабой тесноте связи между параметрами, что в свою очередь исключает значительного влияния комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов.

Тест «Диагностика комплекса неполноценности» находится в приложении №1.

Тест «Диагностика склонность к  фрустрации» находится в приложении №2.

 

Вывод

В результате нашего исследования мы рассмотрели различные работы рассматривающие  комплекс неполноценности и ознакомились с результатами исследования. Так же были рассмотрены труды связанные с изучением социальной фрустрации. В результате синтеза и тестирования, было выявленно, что комплекс неполноценности слабо влияет на уровень социальной фрустрации у студентов.

 

 

 

 

Библиография:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://ayp.ru
  3. http://vsetesti.ru
  4. http://azps.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Комплекс неполноценности 

Инструкция к тесту

Прочитайте каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для вас, выпишите номер  утверждения и количество очков  на выбранный вариант ответа (количество очков указанно рядом с вариантом  ответа).

Тестовый материал
  1. Люди меня не понимают
    1. часто (0)
    2. редко (3)
    3. такого не бывает (5)
  2. Чувствую себя «не в своей тарелке»
    1. часто (5)
    2. все зависти от ситуации (3)
    3. очень часто (0)
  3. Я оптимист
    1. да (5)
    2. только в исключительных случаях (3)
    3. нет (0)
  4. Радоваться чему попало – это
    1. глупость (0)
    2. помогает пережить трудные минуты (3)
    3. то, чему стоит поучиться (5)
  5. Я хотел бы иметь такие же способности, как другие
    1. да (0)
    2. временами (3)
    3. нет, я обладаю более высокими способностями (5)
  6. У меня слишком много недостатков
    1. это правда (0)
    2. это не мое мнение (3)
    3. неправда! (5)
  7. Жизнь прекрасна!
    1. это действительно так (5)
    2. это слишком общее утверждение (3)
    3. вовсе нет (0)
  8. Я чувствую себя ненужным
    1. часто (0)
    2. временами (3)
    3. редко (5)
  9. Мои поступки окружающим непонятны
    1. часто (0)
    2. иногда (3)
    3. редко (5)
  10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд
    1. часто (0)
    2. иногда (3)
    3. очень редко (5)
  11. У меня масса достоинств
    1. да (5)
    2. все зависит от ситуации (3)
    3. нет (0)
  12. Я пессимист
    1. да (0)
    2. в исключительных случаях (3)
    3. нет (5)
  13. Как всякий думающий человек, я анализирую свое поведение
    1. часто (0)
    2. иногда (3)
    3. редко (5)
  14. Жизнь – грустная штука
    1. вообще, да (0)
    2. утверждение слишком общее (3)
    3. это не так (5)
  15. Смех – это здоровье
    1. банальное утверждение (0)
    2. об этом стоит помнить в трудных ситуациях (3)
    3. вовсе нет (5)
  16. Люди меня недооценивают
    1. увы, это так (0)
    2. не придаю этому большое значение (3)
    3. вовсе нет (5)
  17. Я сужу о других слишком сурово
    1. часто (0)
    2. иногда (3)
    3. редко (5)
  18. После полосы неудач всегда приходит успех
    1. верю, хотя и знаю, что это вера в чудеса (5)
    2. может и так, но научного подтверждения этому нет (3)
    3. не верю, потому что это вера в чудеса (0)
  19. Я веду себя агрессивно
    1. часто (0)
    2. иногда(3)
    3. слишком часто (5)
  20. Бываю одинок
    1. очень редко (5)
    2. иногда (3)
    3. слишком часто (0)
  21. Люди недоброжелательны
    1. большинство (0)
    2. некоторые (3)
    3. вовсе нет (5)
  22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь
    1. потому что не знаю ни одного человека, кому это удалось (0)
    2. иногда это удается (3)
    3. это не так, я верю! (5)
  23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности
    1. часто (0)
    2. иногда (3)
    3. редко (5)
  24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью
    1. я думаю, да (0)
    2. наверное, иногда (3)
    3. я так не думаю (5)
  25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают
    1. часто (0)
    2. иногда (3)
    3. очень редко (5)
  26. Я люблю людей
    1. да (5)
    2. утверждение слишком общее (3)
    3. нет (0)
  27. Случается, я сомневаюсь в своих способностях
    1. часто (0)
    2. иногда (3)
    3. редко (5)
  28. Я доволен собой
    1. часто (5)
    2. иногда (3)
    3. редко (0)
  29. Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям
    1. да (0)
    2. не знаю (3)
    3. нет (5)
  30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы
    1. да (5)
    2. по-разному бывает (3)
    3. нет (0)

Информация о работе Влияние комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов