Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования: Рассмотреть и проанализировать проявления и факты влияния комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические подходы к исследованию комплекса неполноценности.
2) Выявить концептуальные подходы к исследованию социальной фрустрации.
Введение 3
Глава 1
Эмпирическое исследование 6
1.1 Тестирование 6
Вывод 7
Библиография 8
Приложения 9
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
МОЛДАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Проект научного исследования
Влияние комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов
Выполнил
студент 2-го курса
Кишинев, 2011 г
Содержание:
Введение
Глава 1
Эмпирическое исследование
1.1 Тестирование
Вывод 7
Библиография 8
Приложения 9
Введение
Актуальность исследования:
Комплекс неполноценности — вопрос
психологии глубоко изученный, и в то же
время содержащий в себе огромное пространство
для творческой деятельности.
Преодоление комплекса неполноценности
связана с одной из центральных потребностей
человека — потребностью в самоутверждении,
со стремлением человека найти свое место
в жизни, утвердить себя как члена общества
в глазах окружающих и в своем собственном
мнении.
Разработкой данной проблемы занимались многие зарубежные исследователи. Среди российских авторов особо следует отметить Выготского, Леонтьева, Мухину, Немова, Стотта, Куперсмита, Зимбардо, Адлера и др.
Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.
Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.
Одним из симптомов комплекса неполноцен
Фрустрация (от лат. frustratio - обман,
неудача, крушение надежд, расстройство
планов) - это психологическое состояние,
выражающееся в характерных переживаниях
и поведении, и вызываемое объективно
непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми
как непреодолимые) трудностями на пути
к достижению цели. Фрустрация может проявляться
в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве
безысходности. Реакцией на фрустрацию
может быть уход в мир фантазий, агрессивность
в поведении и другие реакции. Очень важным
результатом фрустрации, по мнению некоторых
исследователей, является "сужение"
сознания - почти всё внимание сосредоточивается
именно на неудовлетворённой потребности,
восприятие действительности резко искажается.
[2/library/tolerantnost-i-
Сегодня социальная фрустрация как выражение критической психологической ситуации, в которой находится общество, становится реальностью. Актуальность изучения этой проблемы определяется жизненной необходимостью поиска всех возможных путей выхода из глубокого всестороннего общественного кризиса, отражающегося в массовой психологии как "крушение надежд", ощущение безысходности, снижение веры в завтрашний день.
В определенной мере фрустрацию можно рассматривать как надындивидуальное явление, присущее целым группам людей, социальным слоям. Она становится своеобразным фактором объединения людей на почве общего переживания неудовлетворенностью жизнью.
Общественный пессимизм, психологическая усталость и разочарование не могут быть благодатной почвой для созидательной деятельности. В этой связи чрезвычайно актуализируется проблема социально-психологической помощи людям, утратившим прежние идеалы, а вместе с ними и социальный оптимизм, который необходим всем и каждому для преодоления кризиса. В этих условиях возрастает потребность исследования генезиса фрустрации, выявления ее критериев, анализа динамики фрустрационных процессов, их последствий. Привлечение внимания к проблеме социальной фрустрации имеет большое значение для решения задач воспитания у людей психологической готовности к жизни и деятельности в экстремальных условиях. Такая готовность предполагает умение пользоваться всеми личностными ресурсами для сохранения жизненного оптимизма, активности и здоровья в трудные и критические периоды жизни общества.
В зарубежной литературе проблема широко освещена в русле психологических исследований феномена человеческой агрессии /З.Фрейд, У.Мак-Дауголл, Д.Доллард, Д.Миллер, А.Бандура, А.Бертковиц, К.Лоренц и другие. Обращение к термину "фрустрация" или к понятиям по сути отражающим ее, встречается в многочисленных теориях, концепциях, гипотезах, касающихся проблем мотивации, эмоций, поведения, деятельности индивида, однако целостной теории, исследующей данный феномен пока не создано. При этом социальные и социально-психологические аспекты фрустрации остаются наименее изученными. Возможно, это связано с ограниченными возможностями использования лабораторных экспериментов и трудностью получения научно-достоверных результатов таких исследований.
Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора; функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию; сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. При рассмотрении понятия "социальная фрустрация" особое внимание уделяется фрустрационной толерантности, определяемой как психологическая устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит "способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из неё".
Объект исследования: Особенности влияния уровня неполноценности на уровень социальной фрустрации.
Цель исследования: Рассмотреть и проанализировать проявления и факты влияния комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические
2) Выявить концептуальные
3) Выявить факторы влияющие на комплекс неполноценности.
4) Выявить особенности
Гипотеза исследования: Существует связь между комплексом неполноценности и социальной фрустрацией у студентов.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ, синтез, обобщение
2) Эмпирические: тестирование («Диагностика комплекса неполноценности», «Диагностика уровня социальной фрустрации» Вассерман)
3) Методы количественного и качественного анализа
Глава 1
Эмпирическое исследование
1.1 Тестирование
В рамках исследования проблемы влияния комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов был проведен тест «Диагностика комплекса неполноценности» (Тест 1) [3/179/] и Тест «Склонность к фрустрации» (Тест 2) [4/tests/stest/125.html]. В данном тесте участвовало 16 человек, в возрастной категории от 19 до 25 лет.
Результаты представлены в следующей таблице:
Респондент |
Тест 1 |
Тест 2 |
1 |
110 |
6 |
2 |
114 |
2 |
3 |
83 |
1 |
4 |
97 |
3 |
5 |
106 |
6 |
6 |
108 |
6 |
7 |
105 |
6 |
8 |
89 |
6 |
9 |
110 |
4 |
10 |
102 |
3 |
11 |
118 |
7 |
12 |
105 |
7 |
13 |
96 |
5 |
14 |
108 |
5 |
15 |
104 |
1 |
16 |
110 |
4 |
Для вычисления влияния комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации используем непараметрический метод по вычислению Коэффициента ранговой корреляции Спирмена, методов изучения связей между признаками.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:
1) Сопоставать каждому из
2) Определить разности рангов
каждой пары сопоставляемых
3) Возвести в квадрат каждую
разность и суммировать
4) Вычислить коэффициент
где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.
Мощность коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции.
В результате вычислений коэффициент взаимной корреляции, r = 0.2934. Что свидетельствует о слабой тесноте связи между параметрами, что в свою очередь исключает значительного влияния комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов.
Тест «Диагностика комплекса неполноценности» находится в приложении №1.
Тест «Диагностика склонность к
фрустрации» находится в
Вывод
В результате нашего исследования мы рассмотрели различные работы рассматривающие комплекс неполноценности и ознакомились с результатами исследования. Так же были рассмотрены труды связанные с изучением социальной фрустрации. В результате синтеза и тестирования, было выявленно, что комплекс неполноценности слабо влияет на уровень социальной фрустрации у студентов.
Библиография:
Приложение №1
Комплекс неполноценности
Прочитайте каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для вас, выпишите номер утверждения и количество очков на выбранный вариант ответа (количество очков указанно рядом с вариантом ответа).
Информация о работе Влияние комплекса неполноценности на уровень социальной фрустрации у студентов