Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:32, курсовая работа
Цель –изучить влияние компьютерных технологий на психику человека.
Задачи:
1. Анализ литературы по данной проблеме;
2. Рассмотреть различные психические проявления аддикции.
Во-вторых, это «рабочие» (workers) — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились пли учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы Для них характерна весьма строгая «рабочая этика»: например, неприемлем всякий род «компьютерного пиратства».
В-третьих, это «исследователи» (explorers) — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Они пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца и принимаясь за новые, более сложные. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют, полагая их «честной игрой» против других программистов (разработчиков программ) и/или администраторов вычислительных систем. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у «рабочих», — при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для «исследователей» компьютер — своего рода партнер и друг, он зачастую одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми.
Такова разработанная Шоттон типология зависимости от компьютеров. Можно предположить, что «сетевики», «рабочие» и «исследователи» сохранились — с определенными видоизменениями — до нынешних дней. Вероятно, могут оказаться выделенными промежуточные типы. Вместе с тем довольно трудно квалифицировать описанных Шоттон программистов и пользователей компьютеров как зависимых в клиническом смысле слова: с обсессивными мыслями, компульсивной готовностью постоянно и повсеместно работать с компьютером, с пренебрежением к ранее поставленным жизненным целям, сиюминутным интересам, дружеским и семейным связям и обязанностям и т.д. Скорее это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. Интернет-аддиктов обычно описывают не совсем так или совсем не так (см. выше). Скорее всего, «зависимые», по Шоттон, не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании.
Немецкие
исследователи во главе с О. Зееманом полагают
уместным разделять зависимость от Интернета
и зависимость от компьютеров: применение
Интернета связано у многих наблюдавшихся
ими людей с ощущениями «глобального жилища,
свободы и безграничности», а это, по их
мнению, отлично от ощущений, привычных
для пользователей компьютеров. С данной
точкой зрения, на наш взгляд, можно поспорить:
многие квалифицированные программисты
воспринимают свою работу с компьютером
(вне зависимости от того, подключен он
к Интернету или не подключен) как свободное
конструирование нового мира — возможно,
безграничного и лишенного некоторых
ограничений привычного физического мира.
Тем самым самоощущение у двух разновидностей
потенциальных аддиктов может частично
пересекаться, так что для разделения
двух разновидностей зависимости оснований
пока нет.
2.1. Альтернативные точки зрения на феномены зависимости от интернета
В монографии К. Сурратт делается попытка предложить иную интерпретацию наблюдаемых феноменов; эта попытка опирается на теорию символического интеракционизма Дж. Мида. Согласно этим идеям, психическое развитие понимается как результат социальных взаимодействий, в ходе которых индивидом воспринимаются роли, групповые ценности и нормы, а также формируется «личностное Я». В соответствии с исходными теоретическими положениями, Сурратт обосновывает мнение о том, что сетевое взаимодействие приобретает все необходимые качества и свойства реальности: в этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, пропилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей. «Онлайновые участники конструируют сообщества и межличностные связи не менее реальные, чем те, которые образуются в ходе взаимодействия лицом к лицу». Такие вполне реальные сообщества образуются наиболее привычным для человека путем, а именно в ходе вербального взаимодействия.
Сурратт подробно обосновывает реальность возникающих в опосредствованном Интернетом общении сообществ, участники которых вырабатывают общие речевые коды, этикет и правила вербального поведения вместе с санкциями за их нарушения, создают социальные структуры, идентичности и ролевые образования и т.п. Люди вступают в такие сообщества по собственной воле, а не в силу якобы изначально аддиктивных свойств Интернета. «Таким образом, утверждение, будто люди, проявляют «зависимость» от Интернета, равноценно утверждению, что они проявляют «зависимость» от взаимодействий между людьми». Вместе с тем ряд специалистов согласен с тем, что информационные технологии усиливают вероятность проявления уже имеющихся видов зависимости и психических заболеваний.
Сурратт
протестует против «медикализации»
проблемы зависимости от Интернета,
т.е. тенденции интерпретировать соответствующие
феномены исключительно с позиций
психического здоровья/нездоровья. Тенденция
эта обязана своим
Ключевую роль, как считает Сурратт, играют сами «жертвы» зависимости от Интернета и их родственники, убеждающие и себя, и других в неизбежности медико-психологической (аддиктивной) трактовки их поведения. При этом все они действуют, как можно предположить, в соответствии с принципом conttu.ihuoftt доказательства. «Согласно этому принципу, — пишет Р. Маллини. — мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди. Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом.
Сурратт
ограничивается демонстрацией принципиальной
возможности разработать
К. Мюррей также не прибегает к «медикализированной» трактовке феномена зависимости от Интернета: по его мнению, «общепринятое представление об Интернет-зависимости отражает психоаналитическую трактовку киберпространства как способа ухода от жизненной реальности. Уход может иногда быть способом вхождения в реальность заново». Проведя эмпирическое исследование, данный автор пришел к выводу, что элементы зависимости от Интернета — далеко не всегда негативный опыт, как это часто представляется: ее «можно рассматривать по аналогии с другими интересами к «иным мирам», например «жаждой путешествий» или «глотанием книг».
Мюррей
продолжает: «Психологов, жаждущих расширить
классификацию психических
2.2. Психические и физические симптомы
Психологические симптомы:
Физические симптомы:
Заключение
Итак, вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от Интернета, остается нерешенным. За годы интенсивных обсуждений и разработки соответствующей проблематики (прошло, правда, менее десяти лет с момента постановки проблемы) практически не добавилось убедительных клинических данных, которые говорили бы в пользу подобной трактовки рассмотренной в статье феноменологии. Не удалось также существенно развить на примере Интернет-аддикции теоретические и методологические представления о поведенческих формах зависимости, активно разрабатываемые в настоящее время специалистами по психическому здоровью.
Таким
образом, можно сделать вывод, что Интернет-зависимость
является одним из способов аддиктивной
реализации, характерной для лиц, имеющих
определенный преморбидный фон (т.е. личностные
особенности, способствующие формированию
собственно аддиктивной личности, либо
аддиктивной реализации с помощью Интернет
у уже сформировавшегося аддикта). Вряд
ли стоит ожидать широкого распространения
Интернет-зависимости, о котором нас предупреждали
СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии
данного расстройства, однако такие пациенты
уже существуют «здесь и сейчас» и с течением
времени меньше их не станет.
Библиографический список
1. Бабаева ЮМ., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.
2. Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
3. Войскунский
А.Е. Психологические
4. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М.. 2002 С 235-250
5. Долныкова А.А., Чудова Н.В. Психологические особенности суперпрограммистов// Психологическое жюри. 1997. Т. 18(1). С. 113-121.
6. Короленко
И. П. Аддиктивное поведение.
Общая характеристика и
7. Короленко
Ц.П. Дмитриева Н.В.
8. Кучеренко ВВ., Петренко В.Ф., Госсохин А В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.
9. Личко
А.Е.. Mamma Н.Я Словарь современной
американской психиатрической
10. Маркоф Дж., Хефнер К. Хакеры. Киев. 1996.
11. Международная
классификация болезней (10-й пересмотр).
Классификация психических и
поведенческих расстройств / Под ред.
Нуллера Ю.Л., Циркина С.Ю.. СПб.. 1994.
Информация о работе Влияние компьютерных технологий на психику человека