Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:01, реферат
Стало уже принято утверждать, что искусство является могучим средством формирования личности, инструментом, способствующим её становлению. Вместе с тем, далеко не всем понятно, почему, собственно, искусство воспитывает. Благодаря каким его свойствам и качествам? И воспитывает ли вообще? Недаром французский писатель Анатоль Франс говорил, что если бы искусство действительно воспитывало, то самыми воспитанными людьми на свете были бы… театральные капельдинеры: они имеют возможность ежедневно общаться с искусством!
Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И тем не менее можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. М. Либман, например, указывает, что групповая арт-терапия:
Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:
Отдельно хотелось бы отметить такой вид искусства, как музыка. Среди всех видов музыка наиболее абстрактна и структурирована; занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя его лучшей самодисциплине. Музыка - лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; она учит мыслить. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью - эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов. Психологи утверждают, что основой социальной адаптации являются два психологических свойства: умение находить альтернативные решения и видеть последствия своих действий. Те, кто имеет такие свойства, обладают талантом руководителя и администратора. Появлению этих социально ценных качеств также способствуют музыкальные занятия. Вывод из всего сказанного может быть такой – учителя музыки обладают огромной реальной силой в улучшении процессов социализации подрастающего поколения и уменьшения количества антисоциальных отклонений в его среде.
Но здесь тоже есть определенный нюанс. Учителя музыки должны использовать не только функциональный подход, при котором ученик пассивно воспринимает готовые знания о музыке, саму музыку, а личностный. В личностном подходе центральной фигурой акта восприятия музыки также выступает слушатель. Но его задача оказывается значительно сложнее, чем при функциональном прослушивании. Он должен подчиниться именно логике авторского музыкального контекста, подавить, отодвинуть на второй план свои случайные ассоциации и образы, направляя восприятие исключительно по линии развития музыкального произведения как некоей самостоятельной художественной целостности. При таком восприятии, несмотря на необходимость усилий, порой значительных, со стороны слушателя, достигается поразительно стройный и гармоничный эффект – эффект индивидуальности найденной слушателем художественной логики произведения. Индивидуальность мелодики и ее развития, индивидуальность музыкальных красок и ритмики, индивидуальность всего чувственного, интонационно-образного строя музыкального произведения – вот высшая награда слушателю за его перцептивное напряжение, за его вдумчивый поиск и эмоциональную доброту. И пусть учащийся не всегда адекватно персонифицирует эту индивидуальность, порой отождествляя себя самого с этой гармонией неповторимости, он развивается, он живет через музыку всей живой плотью своих чувств, он весь становится богаче, интереснее, ярче. Именно при таком восприятии слушатель преодолевает самого себя в своей духовности, подобно выдающемуся спортсмену, который преодолевает свою физическую природу.
Личностный
подход противоположен функционализму
не просто своей серьезностью. Это
не просто умный подход. Он противоположен
своей человечностью. Функционализм
живет эксплуатацией
Самое парадоксальное в музыкальном функционализме – это его постоянная апелляция к свободе личности, к свободе музыкального выбора слушателя.
Но так ли действительно свободен функционально ориентированный слушатель по сравнению со слушателем, связанным с необходимостью художественно пристрастного, социально-объективированного восприятия музыки? При слушании самых различных музыкальных произведений – не только рок-музыки, но и музыкальной классики – у слушателя, ориентированного функционально, восприятие замыкается в кругу привычных представлений и образов. Такой слушатель волен любое музыкальное сочинение, произведение любого художественного масштаба и уровня низвести до уровня своих случайных и поверхностных интересов, обратить их на нужды утилитарных потребностей и побуждений, подчинить даже своей частной прихоти, капризу.
Через музыкальное погружение в художественную самоценность музыкального произведения он в полноте конкретных проявлений созерцает художника – творца музыки как человеческую индивидуальность. И в этом созерцании выражает целостность своих духовных проявлений, ибо нельзя по-настоящему воспринять индивидуальность другого человека без встречной объективации, самораскрытия себя как личности. Личностно-ориентированный слушатель ценой эмоционально напряженных выразительных усилий приходит к адекватному сопереживанию другой индивидуальности. Через сопереживание же этой индивидуальности он приходит к постоянному возрождению и социальному обогащению своих чувственных сил, отношений.
Субъективная
замкнутость функциональных интересов
слушателя сообщает его музыкальному
наслаждению количественный характер.
В лучшем случае эффект от музыкального
восприятия – это встряска, тренаж
уже сложившихся у него чувственных
свойств, но не выход за их пределы.
Его свобода оказывается
В
заключение хотелось бы сказать: искусство
и психология — две грани единой области
человековедения. Психология и искусство
как области человекознания имеют общий
объект. Без учета этой многообразности,
многосторонности человечека невозможно
построить грамотную педагогическую и
психологическую работу по формированию
здоровой личности. Помимо задач, которые
искусство позволяет решать в педагогике
и психологии, оно является еще сложным
коммуникационным каналом, благодаря
которому развивающаяся личность выстраивает
свои отношения с окружающим миром, находит
в нем свое место, выражает свою неповторимую
сущность, то есть выполняет высшее предназначение
человека.
Литература:
Информация о работе Влияние искусства на формирование личности учащегося