Влияние игры на формирование элементарных матаматических представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Использование дидактических игр
2. Сюжетно-ролевые игры
3. Занимательные вопросы и задачи-шутки
4. Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой
5. Математические конкурсы и досуги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

фэмп.docx

— 54.96 Кб (Скачать)

В ходе решения каждой новой  задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Ежедневные упражнения в  составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность  закреплению знаний о формах и  видоизменениях.

Знакомлю детей со способами  пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру  преобразования (трансфигурации). Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее  способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели –  видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени  сложности).

1.        Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2.        Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3.        Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения  задачи на смекалку даются в указанной  последовательности, начиная с более  простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к  более сложным действиям. Организуя  эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая  никаких готовых способов, образцов решения.

Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в  составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Головоломки первой группы детям предлагают в определенной последовательности.

Переходя от простых заданий  к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных  изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов  геометрических фигур.

Это игра «ТАНГРАМ». Она еще  называется «Головоломкой из картона».

На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем  приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании  фигуры на плоскости очень важно  мысленно представить изменения  в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления  фигур-силуэтов предлагаю им задания  творческого характера, давая возможность  проявить смекалку, находчивость. В  ходе обучения дети быстро осваивают  игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.

Еще одной занимательной  игрой является «КОЛОМБОВО ЯЙЦО». После рассмотрении и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагаю найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

К таким же играм относится  игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сюжетно-ролевые игры

 

 
       В своей работе со старшими дошкольниками я использую сюжетно-дидактические игры, на основе математических знаний. Особую роль уделяю количественному, порядковому счету, измерению.

Изучение количественных отношений – процесс сложный  и вызывает у дошкольников значительные трудности. Довольно часто дети не понимают, для чего нужно считать, измерять, причем не приблизительно, а точно. Практика показывает, что математические знания применяются в различных  видах деятельности (игра, труд, обучение.) Например, в трудовой, конструктивной, изобразительной деятельности, когда  ставится задача пересчитать, отсчитать, измерить. Однако эти действия включаются как дополнительное средство достижения цели (построить, нарисовать, вырезать из прямоугольника овал, из квадрата –  круг.) А это создает дополнительные условия для прочного овладения  математическими знаниями.

Наиболее благоприятные  условия для практического использования  математических знаний, на мой взгляд, могут быть Сюжетно-дидактические  игры, отображающие знакомые виды трудовой деятельности: счет, знание геометрических фигур, ориентировка и измерение  в которых представлены наглядно.

Воспроизведение в игре жизненных  ситуаций, требующих определение  количества, развивает интерес детей, побуждает их считать и измерять.

Счет и измерение –  действия взаимосвязанные, их надо выполнять  точно в определенной последовательности. Поэтому в игре, где используются эти математические действия, воспитатель  принимает непосредственное участие, он берет на себя такую роль, которая  позволяет руководить детьми, контролировать и уточнять выполняемые действия. Так, в старшей группе счет до 10 и  отсчитывание предметов по заданному  числу, можно закрепить в игре «Магазин». Продавцы, кассиры и покупатели определяют количество необходимых  предметов с помощью счета.

Количественный состав числа  из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного  счета, сравнение рядом стоящих  чисел, тем самым происходит закрепление  полученных на занятиях знаний. Знакомясь  с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в  игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать  с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.

Игре «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в  зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

Ознакомление с трудом людей разных профессий, в которых  счет имеет важное значение, и совместное изготовление игрового материала способствует развертыванию интереса. Причем новые игры можно объединить с уже известными. Например, игра «Зоопарк» развивается в рамках знакомых детям сюжетов с игрой «Магазин» и «Больница» и обеспечивает одновременное участие многих детей. В начале проведения игр одну из главных ролей выполняет воспитатель, чтобы лучше контролировать и направлять развитие сюжета.

Игровая ситуация ставит ребенка  перед необходимостью не только определить количество, но и вступить в активное взаимодействие с партнерами по игре.

Когда только начинаешь вводить  в практику такие игры, то дети действуют  с предметами счета практически: переставляют предметы, дотрагиваются  до них, пересчитывают, сравнивают. В  дальнейшем дети считают предметы на расстоянии, сначала произнося числительные вслух, затем шепотом, используя  пальцы, а впоследствии считают молча.

По мере получения знаний и умений эти игры перерастают  в сюжетно-ролевые, где роли распределяют сами дети.

Полученные результаты позволяют  утверждать, что, используя усвоенные  на занятиях знания в сюжетно-дидактической  игре, дети обогащают свои знания и учатся применять их при решении различных задач. Это способствует повышению уровня общего умственного развития дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Занимательные вопросы и задачи-шутки

 

 
       На занятиях по математике дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проблем: практическими (действия в подборе, перекладывании) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата). В ходе поиска дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения.

В работе со старшими дошкольниками  необходимо использовать загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Занимательные  задачи с математическим смыслом  побуждают детей применять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают  детей к активной умственной деятельности.

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и  других психологических процессов  имеют загадки. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.

Например, при знакомстве с числом 4 я предлагаю детям  отгадать:

4 крыла, а не бабочка.  Крыльями машет, а ни с места.  Что это такое? (ветряная мельница.)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)

На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)

При изучении числа 5 можно  загадать:

5 братцев: годами они  равные, ростом разные? (Пальцы.)

Для пяти мальчиков –  пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)

При ознакомлении с числом 8 пригодится загадка:

8 ног, как 8 рук, вышивают  шелком круг. Мастер в шелке  знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)

Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки:

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (морковь.)

Рядышком двое стоят, направо  – налево глядят. Только друг другу  совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.)

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Примерами таких занимательных  вопросов могут служить следующие:

- У бабушки Даши есть  внучка Маша, кот Пушок, собака  Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи  погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

- Над рекой летели птицы:  голубь, щука, две синицы. Сколько  птиц, ответь скорей. (3.) и др.

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

 

- Если Саша вышел из  дома раньше Сережи, то Сережа…  (вышел позже Саши.)

- Если сестра старше  брата, то брат… (младше сестры.)

- Если правая рука справа, то левая… (слева.)

- Если стол выше стула,  то стул… (ниже стола.) и др.

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

2 – под березой,

1 – у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их сможет сосчитать?

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка.

А за ним Маринка, 

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

 

Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что  знания и умения, приобретенные в  игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.

Применять и закреплять математические знания можно во время других занятий  и разнообразных игр.

Навыки счета отрабатываются при использовании считалок:

 

Один, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре -

Шесть, семь! Жили мушки на квартире.

Пойду каши я поем. И повадился к ним друг -

Вы ж пока считайте, Крестовик, большой паук.

Кому водить гадайте! Пять, шесть, семь, восемь -

Паука мы вон попросим.

К нам, обжора, не ходи…

Ну-ка, Мишенька, води!

 

Для закрепления навыков  обратного счета также можно  использовать считалки. Например:

 

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один,

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

 

Следует отметить, что математические знания и представления можно  совершенствовать и на других занятиях. Например, формированию элементарных математических представлений могут  помочь пословицы и поговорки.  

При обучении счету можно  использовать такие пословицы, где  встречаются числительные. Например:

 

- Один в поле не воин.

- Два сапога – пара.

- Семеро одного не ждут.

- Семь раз отмерь, один  отрежь. 

Не нужно забывать и  о порядковом счете:

- Первый блин всегда  комом.

- Первый сын – богу, второй – царю, третий себе  на пропитание.

- второй Родины не бывает.

 

Информация о работе Влияние игры на формирование элементарных матаматических представлений