Влияние игры на формирование элементарных матаматических представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Использование дидактических игр
2. Сюжетно-ролевые игры
3. Занимательные вопросы и задачи-шутки
4. Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой
5. Математические конкурсы и досуги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

фэмп.docx

— 54.96 Кб (Скачать)

Чувашский Государственный  педагогический университет им. И.Я.Яковлева. Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

 

 

 

Реферат на тему:

Влияние игры на формирование элементарных математических способностей

 

 

 

 

 

                                                                  

                                                                        

 

                                                                     Выполнила студентка

                                                                     3 курса группы В:

                                                                     Яшмейкина О.Н.

                                                                                Преподаватель: 

Иванова Г.В.

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары. 2011г.

Содержание.

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

1. Использование дидактических  игр

2. Сюжетно-ролевые игры

3. Занимательные вопросы и задачи-шутки

4. Пальчиковая гимнастика на  занятиях математикой

5. Математические конкурсы и досуги

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

 

                                                                                                                  В.А. Сухомлинский.

 

    В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного  развития дети живут тем, чем живет  народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно  новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность  растущего детского организма. В  игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.

     Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного  возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для  них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание  играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения  определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный  педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все  стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает  новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Использование дидактических игр

 

Из всего многообразия занимательного материала на своих  занятиях часто применяю дидактические  игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений  и т.д. В дидактических играх  есть возможность формировать новые  знания, знакомить детей со способами  действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую  игру включаю непосредственно в  содержание занятий как одно из средств  реализации программных задач.

Дидактические игры оправдывают  в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая  работа с детьми совершенствует общие  умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно  делятся на следующие группы:

1.                 Игры с цифрами и числами

2.                 Игры путешествие во времени

3.                 Игры на ориентирование в пространстве

4.                 Игры с геометрическими фигурами

5.                 Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится  обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный  сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем  сравнивания равных и неравных групп  предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной  линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Играя в такие дидактические  игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие  как "Задумай число", "Число  как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью  развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем  бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать  дальше, Игра проходит в быстром  темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно  большему количеству детей принять  в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный  материал. Для подкрепления порядкового  счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с  днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для  того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня  недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное  слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям  быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей  постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить  детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях  и определять свое место по заданному  условию. При помощи дидактических  игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение  того или иного предмета по отношению  к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о  форме геометрических фигур детям  предлагается узнать в окружающих предметах  форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью  закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед  началом игры дети делятся на две  команды в соответствии с уровнем  их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

·                     Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

·                     Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

·                     Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о  способах выполнения задания, о порядке  работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Рассмотрим дидактические  игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей  начинают формироваться элементы логического  мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр  и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у  детей, так как они оказывают  действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у  детей. Это такие игры как "Найди  нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения  ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование  предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд  или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя  в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие  круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять  такие упражнения, задания для  них усложняются. Предлагается выполнить  задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в  себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому  материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки  или самая элементарная головоломка.

Начинать надо с самых  простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как  правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Информация о работе Влияние игры на формирование элементарных матаматических представлений