Влияние гипноза на припоминание забытой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:51, доклад

Описание работы

Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации.

Работа содержит 1 файл

конференция гипноз.docx

— 89.89 Кб (Скачать)
 

       Таким образом, регрессивный гипноз выступает достаточно действенным методом работы в случаях необходимости припоминания забытой информации, однако в виду того, что в большинстве случаев для доступа к этой информации необходимы глубокие стадии гипнотического погружения, когда субъект не может сознательно управлять и контролировать сам процесс,  данный способ имеет определенные недостатки и не всегда и не всеми воспринимается однозначно.

   Но  следует развивать метод регрессивного гипноза, снижать риски его последствий и использовать для припоминания забытой информации, возможно, лечения патологической потери памяти. Область изучения гипноза весьма широка и неизведанна и сейчас активно развивается как зарубежными, так и отечественными гипнологами. 

 
 

Динамика сверхмедленных колебаний потенциалов мозга человека в процессе гипноза, представленная схематически: 1) спокойное бодрствование - 8 кол/мин; 2) - сомноленция - 2 кол/мин; 3) переход в глубокий гипноз - минутный 'вал' и ритм 16 кол/мин; 4) глубокий гипноз - декасекундный ритм 3-5 кол/мин. Шкала времени - 1 мин      
 

Первая стадия гипноза (Сомноленция)

 Это самая легкая  стадия гипноза, или стадия  сомноленции (сонливости). В ней мы видим все признаки засыпающего человека. Он хорошо ощущает и осознает себя, хотя в то же время испытывает легкую истому, расслабленность тела, душевное спокойствие. Тело обездвижено, но пациент может сам изменить его положение. Проявляется активность мимики. Глаза закрыты, но могут дрожать веки. Сохраняются глотательные движения, вздохи. Пациент хорошо помнит все, что было в сеансе.  

 Для диагностики  начала погружения пациента в  гипнотический сон возможно использовать следующий текст:

 «Вы удобно  лежите (лучше, чтобы пациент лежал)... Ваша шея будто чужая... плохо слушается... Если Вы сейчас попытаетесь чуть-чуть приподнять голову от подушки, то заметите, как это трудно стало вам сделать!» Если пациент свободно приподнял голову, значит, он не находится в гипнозе.

 Если пациент  не вошел в гипнотический сон,  это может значить, что он  невнушаем или что необходимо для его погружения в гипноз затратить больше времени, воздействуя на все ТРИ анализатора: зрительный, слуховой, тактильный (кожный). 
 
 
 

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также  забывание информации.

Запоминание - это  процесс памяти, в результате которого происходит «запечатление», закрепление  новой информации посредством ее кодирования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным  ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность - далеко не вся информация, поступающая  в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано  с избирательностью (селективностью) внимания.

Запоминание может  быть

механическим и  осмысленным,

непроизвольным и  произвольным.

В ходе онтогенетического  развития способы запоминания изменяются, возрастает роль осмысленного запоминания, при котором происходит установление смысловых, семантических связей в  запоминаемом материале. Различные  виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития.

Сохранение - это  процесс удержания информации в  памяти, ее переработки и преобразования.

Наименее изучен по сравнению с остальными. Осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и регулированию. Доказано, что интенсивная переработка информации осуществляется во время сна. Существует гипотеза, что память человека хранит все богатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не способно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо материала в памяти требует его систематического переструктурирования, реорганизации под влиянием нового опыта.

Необходимым условием запоминания и сохранения информации является сохранность структур головного  мозга.

Воспроизведение - это  актуализация в сознании ранее сформированного  психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних  актуально воспринимаемых указателей на это содержание.

Различается

непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечатление актуализируется  без специальной задачи, и

произвольное, обусловленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение носит  избирательный и опосредованный характер, определяется потребностями, направлением деятельности, актуальными  переживаниями. При воспроизведении  обычно происходит существенная перестройка  воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

Процесс воспроизведения  имеет несколько разновидностей:

  • узнавание,
  • собственно воспроизведение,
  • припоминание (направляемое волей извлечение из долговременной памяти образов прошлого).
  • воспоминание.

Узнавание - это процесс  опознания на основе данных памяти уже известного объекта, который  находится в центре актуального  восприятия. Этот процесс основан  на сличении воспринимаемых признаков  с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков  воспринимаемого. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие чего-то вполне конкретного, и родовое, когда воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-либо известному классу предметов.

Воспоминание - это  воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными  периодами и событиями нашей  жизни. При воспоминании события жизни служат своеобразными опорными пунктами, облегчающими этот процесс.

Забывание - активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее  материалу, в невозможности воспроизвести  или узнать то, что было однажды  усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забываются скорее, нежели значимые.

При определенных условиях наблюдается эффект обратимости  процесса забывания. Так, воссоздание  внешних и внутренних условий, при  которых происходило запоминание, использование особых стратегий  воспроизведения может привести к восстановлению забытого материала.

Забывание связано  с эффектами проективного и ретроактивного торможения. Проективное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания, ретроактивное торможение - результат  негативного влияния последующей  деятельности.

В психоанализе забывание  объяснялось действием защитного  механизма вытеснения неприемлемых содержаний и травмирующих впечатлений  из сферы сознания.

Следует различать  забывание как естественный компонент  мнемических процессов и различные амнезии - вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

Теодюль Арман Рибо (1839-1916), на основе психопатологических данных, подразделил все амнезии на три группы: 1) временные; 2) периодические; 3) прогрессирующие. Причины, вызывающие амнезии, могут носить как органический (повреждение мозговых структур), так и психогенный характер (вытеснение, постаффектационная амнезия).

Наряду с амнезиями  имеют место парамнезии или «ложные  воспоминания», замещающие позабытые  или вытесненные события. Согласно клиническим наблюдениям 3игмунда  Фрейда, амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) всегда находятся во взаимодополняющих  отношениях: там, где выявляются значительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые могут полностью  скрыть наличие амнезии.

Информация о работе Влияние гипноза на припоминание забытой информации