Влияние гипноза на припоминание забытой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:51, доклад

Описание работы

Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации.

Работа содержит 1 файл

конференция гипноз.docx

— 89.89 Кб (Скачать)

ПРОЦЕССЫ  ПАМЯТИ

   Память  – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей  на органы чувств информации. Таким  образом, в структуре памяти можно  выделить четыре относительно самостоятельных  процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной  ранее информации.

   Начинается  деятельность памяти с запоминания  информации. Основным условием успешного  запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются  связи между новой информацией  и ранее усвоенной.

   Воспроизведение – это сложный процесс восстановления информации во внешнем плане посредством  устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстановления информации при воспроизведении  обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого перекодирования  заключается в том, что информация во внутренней речи существует в свернутом  виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом  виде.

   Особое  значение в деятельности памяти имеет  сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, систематизацию и удержание  информации в сознании субъекта в  период между ее запоминанием и воспроизведением. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с  его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая  в жизни, исчезает из памяти, забывается.

   Забывание такой же целесообразный процесс, как  и сохранение. Если бы вся усвоенная  ранее информация хранилась в  сознании, то было бы трудно разобраться  в ней и быстро выделить ту, которая  необходима в данный момент. Забывание - активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено.

   Забывание может быть как полезным, так и  вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти.

   С точки  зрения функций, забывание можно  рассматривать как:  

   1) защиту  от перегрузки психики, а организма  от перенапряжения;  

   2) один  из механизмов организации деятельности;  

   3) облегчение  построения новой деятельности, когда старые знания «уступают  место» новым;  

   4) один  из способов личностной саморегуляции, когда эмоционально неприятное событие забывается, вытесняется личностью;  

   5) деструктивная  функция выражается в разрушении  деятельности.

   Негативным  забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни. 

   Разрушающее действие забывания на личность, общение  и деятельность сказывается в  патологиях памяти. В теоретическом  отношении особенно важны данные исследований патологии памяти, так  как они позволяют определить те структуры, которые участвуют  в мнемической деятельности, и лучше понять особенности функционирования памяти. Исследовательский материал, описания и интерпретации позволяют выявить некоторые закономерности памяти, факторы и условия забывания, формы амнезий. Амнезия - это нарушения памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга различного происхождения. Первопричинами амнезий могут выступать травмы, как физические, так и психические, и заболевания.

   Расстройства  памяти могут быть частными и общими, в первом случае затрагивается только одна из подструктур памяти, например какая-либо категория воспоминаний; во втором - память поражается во всех своих проявлениях.

   Амнезия — заболевание, которое характеризуется  нарушениями памяти. В зависимости  от типа проявлений выделяют следующие  виды амнезии:

   Антероградная амнезия — больной испытывает проблемы с запоминанием новой информации.

   Ретроградная  амнезия — больной частично или  полностью перестает помнить  факты, события или их детали, людей  и другую информацию из прошлого.

   Согласно  характеру течения амнезия подразделяется на кратковременную, постоянную и прогрессирующую. Обычно у пациента нарушена кратковременная память, он не способен вспомнить недавние события. При этом долгосрочная память, как правило, не страдает. Амнезия не вызывает когнитивных нарушений, не влияет на интеллектуальные способности и способность к обучению, рассудок, персональные и личностные качества.

   Причины возникновения амнезии связаны  с повреждениями головного мозга. К ним относятся следующие.

    1. Черепно-мозговая травма — вызывает кратковременную потерю памяти.
    2. Инсульт, длительная алкогольная зависимость, опухоль мозга, энцефалит (воспаление мозга) и другие серьезные повреждения мозговой ткани — вызывают постоянную амнезию.
    3. Дегенеративные заболевания (например, болезнь Альцгеймера) — вызывают прогрессирующую амнезию.

   В шоковых  и стрессовых ситуациях может  возникать диссоциативная амнезия — кратковременное в большинстве случаев состояние, при котором человек не может вспомнить свою личную информацию (имя, возраст и другую). Амнезия не поддается медикаментозному лечению.

   При полном забывании человек не может восстановить информацию в своем сознании, как бы не старался. Но это не значит, что она вообще исчезла у человека. Так, существует мнение, что в состоянии гипноза полностью забытая информация может быть восстановлена. 

   Одним из методов восстановления забытой  информации является регрессионный  или регрессивный гипноз, другое название этого процесса – гипнотическая регрессия.

   Регрессивный  гипноз – направление гипнотерапии, заключающееся в терапевтическом  использовании «путешествия» клиента  во времени, в том числе и за пределы его физического возраста (так называемая «генная» или «реинкарнационная» память).

   Использование регрессивного гипноза позволяет  восстановить утраченные причинно-следственные связи, получить доступ к собственным  бессознательным ресурсам личности и использовать их для того, чтобы  найти ответы на волнующие человека вопросы в его актуальной жизни.

    Суть  метода заключается в том, что  в результате применения специальных  техник визуализации образов  и символов терапевт побуждает  к доминированию правое полушарие  клиента, которое и связано  с его собственными внутренними  неосозноваемыми знаниями и ресурсами. Таким образом, удается обойти контроль и защиты сознательной часть разума, активной в обычном режиме бодрствования и связанной с левым полушарием, для того, чтобы войти в контакт с бессознательным клиента, и получить информацию для исцеления и решения актуальных задач.

    По  мнению ученых, репродукция возможна  вследствие существования механизмов  памяти в виде непрерывной  записи событий с параллельной  отметкой времени действия каждого  стимула. 

   Cуществуют разные версии, почему возможна репродукция. И весьма  убедительна идея доктора медицинских наук Р.Д. Тукаева. Согласно его теории в процессе развития гипнотического состояния левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логическое мышление, переходит на правополушарный механизм функционирования, то есть на «образно-ассоциативный» (это касается правшей, у левшей происходит наоборот). Правильнее даже говорить не о переходе, а о возврате на те принципы работы, которые характерны для мозга ребенка с его неординарным и восприимчивым разумом.

   Этой  установке подчиняется вся психическая  деятельность гипнотика, включая механизмы  памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой  сферы, воображения, представления, восприятия. Одновременно усиливается способность  к усвоению информации, восприятию эмоций, состояний, поведенческих установок, характерная для детского возраста, что гипнотерапевт использует во благо для пациента.

   В мозге  человека, находящегося в гипнозе, происходит переход на механизмы конкретно-образного  мышления. Это активизирует особый механизм, благодаря которому человек  видит, слышит, чувствует как внутри, так и вокруг себя. То есть сам  пациент и есть проективная реальность, изменение которой способно привести к изменениям в его состоянии. Визуальные представления, образные ассоциации помогают ему построить действенную модель преодоления болезни или проблемы.

    На  сегодняшний день методически  разработано два подхода к  «возврату в прошлое». В первом  случае воспроизводимые состояния  и реакции реализуются непосредственно  на фоне сформированного гипноза.  Во втором – специальным внушением  активизация репродуцируемых событий  запускается на несколько оставленный  постгипнотический период, когда субъект выводится из гипнотического состояния.

       Кроме того, различают обыкновенную  возрастную регрессию и регрессию  в прошлые жизни. В процессе  обыкновенной возрастной регрессии  гипнотизируемого проводят назад  во времени с помощью систематизированного  осознания им текущего года, месяца  и дня. Затем пациенту предлагается  соответствующее внушение для  возвращения в ранний возраст.  В процессе регрессии субъект  проявляет характерные черты  личности, свойственной тому возрасту, в который он возвращается. Весьма  характерно, что полнота такого  рода воспроизведений существенно  не зависит от давности «пережитого  прошлого». Так, например, когда  в специальных экспериментах  глубоко гипнабельным  испытуемым внушалось состояние раннего грудного возраста, у них можно было вызывать характерный детский «плач» новорожденных без слез с соответствующей мимикой. Также в раннем возрасте могут наблюдаться характерные обороты речи, почерк и другие особенности.

     

   На  рисунке представлено написание  своего имени взрослым человеком  во время гипнотической регрессии. Размеры письма унифицированы (в  «детстве» они значительно крупнее). Запрос на возраст в 300 лет ответа не дал 

   Регрессия в прошлые жизни может осуществляться как через последовательное достижение все более раннего возраста с  выходом на момент внутриутробного развития, так и непосредственно в какой-то эпизод, в прошлой инкарнации, минуя стадии переживаний в раннем возрасте.

       Брюс Голдберг, известный гипнотерапевт нашего времени, проведший более 33000 тысяч сеансов, дополнительно выделяет еще два вида регрессии:

     Переживание заново. При этом субъект заново переживает события прошлого, но на время пребывания в трансе становятся недоступны все воспоминания о событиях, произошедших после того возраста, в котором происходит регрессия. Только сомнамбулы (субъекты, умеющие погружаться в очень глубокий транс, способны к этому виду регрессии);

     Мнимое переживание  заново. В этом случае гипнотизируемый способен вспомнить сцены из своих прошлых жизней, но при этом у него остается память о событиях, последовавших с момента воспоминаний. Это форма возрастной регрессии наиболее распространена.

    Для  достижения ясного ретроспективного  переживания событий или регрессии  необходимы глубокие стадии транса, в которых может быть осуществлен  доступ к соответствующим слоям  подсознания. 

   Для  глубокого транса характерно такое  явление как амнезия, то есть полное забывание увиденного. Иногда, если человек переживает что-либо травмирующее, например, сцены насильственной смерти, сжигания на костре и т.д., терапевт может подкрепить свои внушения установкой на то, чтобы по возвращении человек  ни о чем не помнил. В случае, если клиент изначально настроен на то, чтобы вся информации по возвращении была доступна его сознанию, гипнотерапевт также перед выходом из транса может дать соответствующее внушение.

       Формула внушения во время  путешествия в прошлые жизни  выглядит следующим образом:

  1. Наведение транса;
  2. Углубление транса;
  3. Погружение в прошлую жизнь. Здесь очень часто идеально срабатывают образы туннеля с дверью в конце, эскалатора, винтовой лестницы, лифта и т.д.
  4. Путешествие по прошлой жизни в пребыванием в разных временных периодах:
  5. Отстранение от пережитого, отдых и трансформация увиденного на подсознательном уровне;
  6. Возвращение в настоящее с последующим пробуждением.

Информация о работе Влияние гипноза на припоминание забытой информации