Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:39, доклад
Именно поэтому целью данной работы является изучение вклада Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2.Изучить периодизацию развития по Выготскому
3. Обобщить весь вклад внесенный Выготским в психологическую науку.
Введение …………………………………………………………………….3
I.Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии…...4
1. Проблема: «обучение и развитие»……………………………………….6
2.Периодизация психического развития Л.С.Выготского………………….7
Заключение……………………………………………………………………..8
Список литературы……………………………………………………………..9
Раннее детство (1 — 3 года)
Кризис 3 лет
Дошкольный возраст (3—7 лет)
Кризис 7 лет
Школьный возраст (8—12 лет)
Кризис 13 лет
Пубертатный возраст (14 — 18 лет)
Кризис 17 лет
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:
♦ детское развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);
♦ развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;
♦ развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.
Таким образом,
каждый этап жизни открывается кризисом,
за которым следует период стабильного
развития, когда происходит освоение
новообразований.
7
Заключение.
Л.С. Выготский сформулировал очень важное для возрастной психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве с взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, «Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития». На этой основе, был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и другими обучающимися, т.е. саморазвиваться.
Важно
отметить, что интеллектуальное развитие
происходит не само по себе, а в результате
многостороннего взаимодействия ребенка
с другими людьми: в общении, в деятельности
и, в частности, в учебной деятельности.
В качестве критериев интеллектуального,
умственного развития выступают: самостоятельность
мышления, быстрота и прочность усвоения
учебного материала, быстрота ориентировки
при решении нестандартных задач, умение
отличить существенное от несущественного,
различный уровень аналитико-синтетической
деятельности, критичность ума, а также
темп продвижения как скорость формирования
обобщения, экономичность мышления. Очевидно,
что основной критерий развития интеллекта
ребенка - умение самостоятельно, творчески
решать задачи разного типа, переходя
от репродуктивных задач к творческим.
Существенным показателем развития ребенка,
его сознания является уровень рефлексии,
т.е. степень осознания ребенком своих
действий, самого себя, своего Я. Последнее
становится основным механизмом, опосредствующим
разные стороны развития личности ребенка,
в том числе и интеллектуального.
8
Список литературы.
1. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. – 318 с.
2. Обухова
Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. –
285 с.
9
Информация о работе Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии