Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:39, доклад

Описание работы

Именно поэтому целью данной работы является изучение вклада Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2.Изучить периодизацию развития по Выготскому
3. Обобщить весь вклад внесенный Выготским в психологическую науку.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
I.Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии…...4
1. Проблема: «обучение и развитие»……………………………………….6
2.Периодизация психического развития Л.С.Выготского………………….7
Заключение……………………………………………………………………..8
Список литературы……………………………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

выготский сообщение.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

       Раннее детство (1 — 3 года)

       Кризис 3 лет

       Дошкольный возраст (3—7 лет)

       Кризис 7 лет

       Школьный возраст (8—12 лет)

       Кризис 13 лет

       Пубертатный возраст (14 — 18 лет)

       Кризис 17 лет

Л. С. Выготский  сформулировал ряд законов психического развития:

♦ детское  развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);

♦ развитие есть цепь качественных изменений, и  психика ребенка принципиально  отличается от психики взрослых;

♦ развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.

Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом, за которым следует период стабильного  развития, когда происходит освоение новообразований. 
 
 
 
 
 

7

Заключение.

     Л.С. Выготский сформулировал очень  важное для возрастной  психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве с взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, «Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития». На этой основе, был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и другими обучающимися, т.е. саморазвиваться.

     Важно отметить, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума, а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления. Очевидно, что основной критерий развития интеллекта ребенка - умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я. Последнее становится основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности ребенка, в том числе и интеллектуального. 
 
 
 
 

  
 

8 

Список  литературы.

1. Мухина В.С.  Возрастная психология. М., 1997. – 318 с.

2. Обухова Л.Ф.  Возрастная психология. М., 1996. – 285 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9


Информация о работе Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии