Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:39, доклад
Именно поэтому целью данной работы является изучение вклада Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2.Изучить периодизацию развития по Выготскому
3. Обобщить весь вклад внесенный Выготским в психологическую науку.
Введение …………………………………………………………………….3
I.Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии…...4
1. Проблема: «обучение и развитие»……………………………………….6
2.Периодизация психического развития Л.С.Выготского………………….7
Заключение……………………………………………………………………..8
Список литературы……………………………………………………………..9
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольская
государственная социально-
академия им. Д.И. Менделеева»
Кафедра
практической психологии и педагогики
Сообщение
« Вклад Л.С Выготского в историю развития
возрастной псиологии»
Чернова М.И
Тобольск, 2011
Содержание.
Введение …………………………………………………………………….3
I.Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии…...4
1. Проблема: «обучение и развитие»……………………………………….6
2.Периодизация психического развития Л.С.Выготского………………….7
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
2
Введение.
Отечественную психологию невозможно представить без замечательного психолога Л.С. Выготского (1896 - 1934).
Продуктивность Л.С. Выготского была исключительно велика: за неполных 10 лет деятельности в качестве профессионального психолога он написал около 180 работ. Из них издано 135 работ, еще 45 произведений ждут публикации. Многие издания Л.С. Выготского стали библиографической редкостью.
Необходимость нового издания трудов Выготского отмечают не только психологи, но и представители целого комплекса гуманитарных наук - философы, лингвисты и т.д. Для всех этик ученых его труды - не история. Они обращаются к работам Выготского и сегодня, более того, сегодня чаще, чем когда-либо. Его идеи так прочно вошли в обиход научной психологии, что упоминаются как общеизвестные, без ссылок на соответствующие работы или вовсе без упоминания имени Выготского.
Таково положение не только в советской, но и в мировой психологии. За последние годы ряд работ Выготского переведен на английский, французский, немецкий, итальянский, японский и другие языки. И за рубежом он также выступает не как историческая фигура, но как живой, современный исследователь.
Можно констатировать, что научная судьба Выготского сложилась счастливо и необычно для XX в., которому свойственны бурные темпы развития науки, когда многие идеи устаревают на другой день после того, как они были высказаны. Не составляет здесь, конечно, исключения и психология - едва ли в мировой психологии XX в. можно найти конкретные исследования, которые сохранили бы свою актуальность через 45 - 50 лет после того, как они были впервые опубликованы.
Именно поэтому целью данной работы является изучение вклада Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2.Изучить периодизацию развития по Выготскому
3. Обобщить
весь вклад внесенный
3
I.Вклад Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии.
Фундамент
современной отечественной
Основные положения культурно-
Анализируя причины кризиса психологии
как науки в первые
Л.С.Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.
Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии – биологическая и культурная – находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.
Для понимания специфики
Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».
Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка – овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому.
Движущая сила (фактор) психического развития – обучение.
Под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и общение.
4
Задача изучение своеобразия
культурно-исторического
Таким
образом, Л.С Выгодский создал фундамент
современной отечественной возрастной
психологии, сформулировал принципиальные
идеи и ввел в возрастную психологию систему
основных понятий.
5
1.Проблема «обучение и развитие».
Тезис о влиянии обучения на психическое развитие ребенка Выготский сформулировал в виде гипотезы о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. По мнению Выготского, вход в сознание возможен только через речь. Процесс психического развития (перестройка системной структуры сознания) обусловлен изменением уровня развития обобщений (смысловой стороны). Развивая значения слов, повышая уровень обобщений (через речевое общение людей), можно изменять системное строение сознания, т.е. управлять развитием сознания через обучение.
Экспериментальные
Зона ближайшего развития определяется Выготским как разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития. Уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, обозначает актуальный уровень развития. Уровень трудности задач, решаемых под руководством взрослого, определяет потенциальный уровень.
Л.С.Выготский установил
Л.С.Выготский различал два
типа возрастных периодов, сменяющих
друг друга: стабильные и критические.
В стабильных возрастах развитие
совершается внутри характерной социальной
ситуации развития, медленно, эволюционно,
такими небольшими шажками, что эффект
развития становится вполне очевиден
только в виде скачкообразно появляющегося
новообразования[2, с. 115].. В другие,
критические периоды, напротив, развитие
совершается бурно, стремительно. Характерно
резкое обострение кризиса в середине
– кульминационная точка, или апогей,
по которой и удобно датировать кризис.
Кризисы, по мнению Выготского, имеют не
только негативное, но и собственное позитивное
значение. Отказ от старой социальной
ситуации развития и образование новой
составляет основное содержание кризисного
периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные
и созидательные тенденции – это норма
онтогенеза.
6
2. Периодизация психического развития Л.С.Выготского.
Возрастная периодизация – модель закономерных возрастных изменений, возрастного развития; выделение периодов развития, характеризующихся своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, а так же особыми личностными новообразованиями.
Новообразования Л.С.Выготский определял как качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. Причем если социальная ситуация развития составляет начало возрастного периода, то психологические новообразования возникают к его концу. Возрастные изменения могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически. Кризисы отделяют друг от друга эпохи, или стадии развития. Периоды детской жизни, отделенные друг от друга литически,
составляют фазы развития[2, с. 159]. Представление о динамике возраста легло в основу разработанной Л.С.Выготским периодизации детского развития. Она выглядит следующим образом:
Кризис новорожденности
Младенческий возраст (2 мес. — 1 год)
Кризис одного года
Информация о работе Вклад Л.С Выготского в историю развития возрастной психологии