Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:06, реферат
В современном мире известно немало имён, которые внесли вклад в развитие клинической психологии. В их числе и Лайтнер Уитмер – выдающийся американский психолог.
Лайтнер Уитмер является первооткрывателем в области клинической психологии. Однако стоит отметить, что представление о клинической психологии того времени значительно отличается от современного представления. Но он уже тогда стоял у её источников. Уитмер является первым клиническим психологом, поэтому у него не было тех, на кого можно было ориентироваться в своей деятельности. Он работал один и сам разрабатывал и развивал собственные методы диагностики и лечения.
Введение……………………………………………………………………….…..2
Глава 1 История жизни Л.Уитмера……………………………………………....4
Путь становления Лайтнера Уитмера…………………………………….4
Первая работа Л. Уитмера как клинического психолога……………….6
Глава 2. Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии……………...8
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………..13
Первая детская клиника по профилактике
заболеваний была организована в 1909
году Уильямом Хили, психиатром из Чикаго.
Вскоре такие клиники появились
во многих городах США. Их цель состояла
в максимально ранней диагностике
и лечении нарушений психики
у детей - так, чтобы эти проблемы
не развились с возрастом в
более серьезные расстройства. В
этих лечебницах использовался предложенный
Уитмером бригадный метод работы,
при котором психологами, психиатрами
и социальными работниками
Несмотря на все эти события, клиническая психология развивалась очень медленно и к 1940 году представляла собой все еще незначительную отрасль психологии. Так как существовало не так много способов лечения людей с нарушениями психики, следовательно, не было и перспективы для работы клинических психологов. Специалистов по клинической психологии не готовили по отдельным программам, и их деятельность, по сути, сводилась к проведению всевозможных тестов.
Ситуация изменилась в 1941 году, когда
Соединенные Штаты вступили во вторую
мировую войну. Это событие в
большей мере, чем любое другое,
дало толчок превращению клинической
психологии в крупную и динамически
развивающуюся прикладную область,
какой она стала. Армия заказала
клиническим психологам сотни программ,
требующихся для лечения
После второй мировой войны (1939-1945) это направление стало называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья. При этом новые клинические психологи сразу были поставлены перед требованием четкого разделения своих функций с психиатрами, поскольку теперь их сферы научных и прикладных интересов стали совпадать. Клинические психологи США, в отличие от врачей-психиатров, решили определить себя в качестве ученых-практиков, выполняющих на материале клинических случаев свои научные общепсихологические работы.
После войны потребность в
Чтобы помочь удовлетворить эту
потребность, VA финансировало программы
повышения квалификации для дипломированных
психологов в университетах и
оплачивало обучение аспирантов, которые
изъявляли желание работать в
госпиталях и клиниках для ветеранов.
Клиническим психологам пришлось иметь
дело с новым типом пациентов.
Если до войны они в основном занимались
проблемными детьми, у которых
были трудности в обучении и общении,
то в послевоенные годы столкнулись
с диагностикой и лечением серьезных
эмоциональных проблем у
Клинические психологи работают также в центрах психического здоровья, школах, коммерческих организациях, занимаются частной практикой. Сегодня клиническая психология - самая популярная из прикладных направлений, более трети всех аспирантов-психологов специализируются именно на клинической психологии. Семь из восьми подразделений АРА занимаются теоретическими и прикладными проблемами психического здоровья. Почти 70 процентов членов АРА работают в области здравоохранения (Shapiro&Wiggins. 1994). В 1995 году журнал «Деньги» (Money) назвал психологию четвертой в списке пятидесяти самых перспективных профессий XXI века (Wiggins. 1994).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, клиническая
психология по Л. Уитмеру представляла
собой особую форму психодиагностики,
психологического консультирования и
психокоррекции, ориентированную на
индивидуальные, нестандартные проявления
психики ребенка и связанные
с ними отклонения в поведении. В
этом виде она и начала интенсивно
развиваться в США, постепенно распространяясь
из сферы школьного образования
в область правосудия (психологические
клиники стали появляться при
судах, рассматривавших дела с участием
несовершеннолетних) и здравоохранения
(работа с умственно отсталыми
детьми). С точки зрения Л. Уитмера,
коррекция нарушений в
Клиническая психология, созданная Л. Уитмером, стала обширной прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения каких-нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 100 великих психологов / автор-составитель Яровицкий В. С. – М.: Вече, 2004. – 432 с.
2. Избранные вопросы клинической психологии. – Т.2. – Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии/ Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. – Владивосток: Медицина ДВ, 2008 – С. 12-15.
3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 960 с.
4. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии / пер. с англ. - СПб.: Евразия+, 1998. - 528 с.
Информация о работе Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии