Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:06, реферат

Описание работы

В современном мире известно немало имён, которые внесли вклад в развитие клинической психологии. В их числе и Лайтнер Уитмер – выдающийся американский психолог.
Лайтнер Уитмер является первооткрывателем в области клинической психологии. Однако стоит отметить, что представление о клинической психологии того времени значительно отличается от современного представления. Но он уже тогда стоял у её источников. Уитмер является первым клиническим психологом, поэтому у него не было тех, на кого можно было ориентироваться в своей деятельности. Он работал один и сам разрабатывал и развивал собственные методы диагностики и лечения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..2
Глава 1 История жизни Л.Уитмера……………………………………………....4
Путь становления Лайтнера Уитмера…………………………………….4
Первая работа Л. Уитмера как клинического психолога……………….6
Глава 2. Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии……………...8
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

уитмер.docx

— 32.51 Кб (Скачать)

Первая детская клиника по профилактике заболеваний была организована в 1909 году Уильямом Хили, психиатром из Чикаго. Вскоре такие клиники появились  во многих городах США. Их цель состояла в максимально ранней диагностике  и лечении нарушений психики  у детей - так, чтобы эти проблемы не развились с возрастом в  более серьезные расстройства. В  этих лечебницах использовался предложенный Уитмером бригадный метод работы, при котором психологами, психиатрами  и социальными работниками оценивались, а затем корректировались по возможности  все аспекты проблем пациента.

Несмотря на все эти события, клиническая психология развивалась  очень медленно и к 1940 году представляла собой все еще незначительную отрасль психологии. Так как существовало не так много способов лечения  людей с нарушениями психики, следовательно, не было и перспективы для работы клинических психологов. Специалистов по клинической психологии не готовили по отдельным программам, и их деятельность, по сути, сводилась к проведению всевозможных тестов.

Ситуация изменилась в 1941 году, когда  Соединенные Штаты вступили во вторую мировую войну. Это событие в  большей мере, чем любое другое, дало толчок превращению клинической  психологии в крупную и динамически  развивающуюся прикладную область, какой она стала. Армия заказала клиническим психологам сотни программ, требующихся для лечения эмоциональных  расстройств среди военных.

После второй мировой войны (1939-1945) это направление стало  называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами  в США стали считать только тех, кто работал в области  охраны психического здоровья. При  этом новые клинические психологи  сразу были поставлены перед требованием  четкого разделения своих функций  с психиатрами, поскольку теперь их сферы научных и прикладных интересов стали совпадать. Клинические  психологи США, в отличие от врачей-психиатров, решили определить себя в качестве ученых-практиков, выполняющих на материале  клинических случаев свои научные  общепсихологические работы.

После войны потребность в клинических  психологах даже возросла. Управление по делам ветеранов (VeteransAdministration.VA) несло ответственность более  чем за 40 тысяч ветеранов войны, страдающих различными психологическими расстройствами. Еще более трех миллионов  людей нуждались в профессиональной переподготовке и индивидуальных консультациях  для возвращения к нормальной гражданской жизни. Психологическая  помощь требовалась приблизительно 315 тысячам ветеранов, оказавшимся  вследствие полученных па войне травм  физически нетрудоспособными [4]. Рос спрос на профессиональных консультантов по проблемам психического здоровья; он существенно превосходил предложения.

Чтобы помочь удовлетворить эту  потребность, VA финансировало программы  повышения квалификации для дипломированных  психологов в университетах и  оплачивало обучение аспирантов, которые  изъявляли желание работать в  госпиталях и клиниках для ветеранов. Клиническим психологам пришлось иметь  дело с новым типом пациентов. Если до войны они в основном занимались проблемными детьми, у которых  были трудности в обучении и общении, то в послевоенные годы столкнулись  с диагностикой и лечением серьезных  эмоциональных проблем у взрослых. VA (ныне - Министерство по делам ветеранов, DepartmentofVeteransAffairs) до сей поры остается самым крупным в Соединенных  Штатах работодателем для психологов, его влияние на развитие клинической  психологии поистине огромно (Moore. 1992; VandenBos, Cummings&Deleon. 1992).

Клинические психологи работают также  в центрах психического здоровья, школах, коммерческих организациях, занимаются частной практикой. Сегодня клиническая  психология - самая популярная из прикладных направлений, более трети всех аспирантов-психологов специализируются именно на клинической  психологии. Семь из восьми подразделений  АРА занимаются теоретическими и  прикладными проблемами психического здоровья. Почти 70 процентов членов АРА работают в области здравоохранения (Shapiro&Wiggins. 1994). В 1995 году журнал «Деньги» (Money) назвал психологию четвертой в списке пятидесяти самых перспективных профессий XXI века (Wiggins. 1994).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, клиническая  психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и  психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные  с ними отклонения в поведении. В  этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь  из сферы школьного образования  в область правосудия (психологические  клиники стали появляться при  судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми  детьми). С точки зрения Л. Уитмера, коррекция нарушений в поведении  детей, имеющих отклонения от среднестатистических показателей психического развития, должна была заключаться в создании для них адекватной социальной среды обитания в школе и дома.

Клиническая психология, созданная  Л. Уитмером, стала обширной прикладной отраслью психологии, основной задачей  которой было тестирование различных  групп населения для решения  каких-нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 100 великих психологов / автор-составитель Яровицкий В. С. – М.: Вече, 2004. – 432 с.

2. Избранные вопросы клинической психологии. – Т.2. – Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии/ Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. – Владивосток: Медицина ДВ, 2008 – С. 12-15.

3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 960 с.

4. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии / пер. с англ. - СПб.: Евразия+, 1998. - 528 с.


Информация о работе Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии