Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:06, реферат

Описание работы

В современном мире известно немало имён, которые внесли вклад в развитие клинической психологии. В их числе и Лайтнер Уитмер – выдающийся американский психолог.
Лайтнер Уитмер является первооткрывателем в области клинической психологии. Однако стоит отметить, что представление о клинической психологии того времени значительно отличается от современного представления. Но он уже тогда стоял у её источников. Уитмер является первым клиническим психологом, поэтому у него не было тех, на кого можно было ориентироваться в своей деятельности. Он работал один и сам разрабатывал и развивал собственные методы диагностики и лечения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..2
Глава 1 История жизни Л.Уитмера……………………………………………....4
Путь становления Лайтнера Уитмера…………………………………….4
Первая работа Л. Уитмера как клинического психолога……………….6
Глава 2. Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии……………...8
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

уитмер.docx

— 32.51 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….…..2

Глава 1 История жизни Л.Уитмера……………………………………………....4

    1. Путь становления Лайтнера Уитмера…………………………………….4
    2. Первая работа Л. Уитмера как клинического психолога……………….6

Глава 2. Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии……………...8

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире известно немало имён, которые внесли вклад  в  развитие клинической психологии. В их числе и Лайтнер Уитмер – выдающийся американский психолог.

Лайтнер Уитмер является первооткрывателем  в области клинической психологии. Однако стоит отметить, что представление  о клинической психологии того времени  значительно отличается от современного представления. Но он уже тогда стоял  у её источников. Уитмер является первым клиническим психологом, поэтому у него не было тех, на кого можно было ориентироваться в своей деятельности. Он работал один и сам разрабатывал и развивал собственные методы диагностики и лечения.

 

 

 

ГЛАВА 1. История жизни  Л.Уитмера

    1. Путь становления Лайтнера Уитмера

Лайтнер Уитмер родился в 1867 году в  Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье  зажиточного аптекаря, который верил  в силу образования. Уитмер закончил Пенсильванский университет в 1888 году, затем некоторое время преподавал историю и английский язык в частной  школе в Филадельфии, после чего вернулся в университет, поступив на курс юриспруденции[2]. 

Очевидно, что Уитмер не думал о  карьере психолога, но по причинам, которые остаются неясными, он изучал экспериментальную психологию у  Р. Кеттела и получил место ассистента на психологическом факультете. Уитмер начал исследовать индивидуальные различия во времени реакции; его надежды были связаны с получением докторской степени в университете Пенсильвании. 

Но Р. Кеттел имел иные планы. Он был очень высокого мнения об Уитмере; именно его он выбрал своим преемником, когда перешел на работу в Колумбийский университет. Для молодого ученого это был прекрасный шанс, но Р. Кеттел поставил ему одно условие: Уитмер должен заработать свою докторскую степень в Лейпциге у Вильгельма Вундта. Престиж немецкого образования был очень высок, и Уитмер согласился. 

В Германии он учился у Вундта и  Кюльпе, одним из его однокурсников  был Э. Б. Титченер. Уитмера не вдохновлял подход Вундта, и позже он говорил, что кроме степени ничего в  Лейпциге не получил. Вундт не позволил Уитмеру продолжать работу по изучению времени ответной реакции, которую  тот начал с Кеттелом, принуждая  его заниматься интроспективными исследованиями элементов сознания. 

Уитмер критиковал метод исследования Вундта, называя его «сомнительным». Он описывал, как Вундт заставлял Титченера повторять наблюдения, «потому что результаты, полученные Титченером, были не теми, что ожидал Вундт». Но Уитмер все же получил свою докторскую степень, вернулся домой и летом 1892 года занял новый пост в университете штата Пенсильвания. В тот же год и Титченер получил степень и поехал в Корнеллский университет, а Хьюго Мюнстерберг, также студент Вундта, приехал работать в Гарвард по приглашению Вильяма Джемса. В том же году Холл организовал Американскую психологическую ассоциацию, одним из членов которой стал Лайтнер Уитмер. Американскую психологию начал охватывать функциональный, прикладной дух.

В течение двух лет Уитмер занимался  экспериментальной психологией, проводя  исследования и публикуя статьи по проблемам индивидуальных различий и психологии боли. Но он все время  искал возможности применить  психологию к диагностике отклонений в поведении. Случай представился в  марте 1896 года, поскольку в этот период в стране все больше денег выделялось на общедоступное государственное образование [4].

Во многих управлениях просвещения  штатов были учреждены отделы педагогики (для разработки принципов и методик  обучения), и психологам предложили прочесть специальные курсы чиновникам из этих отделов и представителям государственных школ, работающим по углубленным программам. Кроме того, психологам пришлось пересмотреть программы своих лабораторных исследований, для того чтобы подготовить как можно больше квалифицированных школьных психологов. Психологические факультеты существенно выиграли от этого внезапного притока студентов, потому что тогда - как, впрочем, и теперь - бюджет факультета во многом зависел от количества обучающихся на нем студентов. 

В 1894 году Пенсильванский университет  организовал курсы для учителей государственных школ, и Уитмер читал  там лекции. Однажды, после двух лет  существования курсов, к Уитмеру  подошла одна из слушательниц, Маргарет Магьюир с целью проконсультироваться по поводу своего 14-летнего ученика, у которого были проблемы с чистописанием, хотя по другим предметам он успевал. Могли бы психологи помочь решить эту проблему? «Мне думается, - писал позже Уитмер, - что если психология чего-нибудь да стоит, она должна оказаться способной помогать именно в таких случаях отставания в развитии».

Вскоре Уитмер организовал при  университете клинику, которая задумывалась как временная, но в итоге стала делом всей его жизни. За несколько месяцев Уитмер подготовил курс по методам лечения умственно отсталых, слепых и душевнобольных детей и опубликовал в журнале «Педиатрия» статью, озаглавленную «Практическая работа в психологии». На ежегодной конференции АРА Уитмер читал доклад на ту же тему, в нем он впервые использовал термин клиническая психология [1]. 

В 1907 году Уитмер основал журнал «Психологическая клиника» (PsychologicalClinic), который долгие годы был единственным изданием, посвященным этой проблематике. В первом выпуске Уитмер предложил новое поле деятельности для психологии - фактически, новую специализацию - клиническую психологию. В следующем году он организовал школу-интернат для отсталых и душевнобольных детей, а в 1909 году его клиника отделилась от университета и стала самостоятельным административным учреждением [4].

1.2 Первая работа Л. Уитмера как клинического психолога 

Будучи первым в мире клиническим  психологом, Уитмер не имел никаких  примеров или прецедентов, на которые  он мог бы ориентироваться в своей  деятельности, и, поскольку он работал  один, то развивал собственные методы диагностики и лечения. Занимаясь  первым случаем в своей практике, мальчиком, у которого были трудности  с письмом, Уитмер исследовал уровень  интеллекта ребенка, его способности  к рассуждениям и чтению, и заключил, что именно чтение представляло для  ребенка наибольшую сложность. Проведя  всесторонние исследования, Уитмер выявил у мальчика так называемую визуально-вербальную амнезию. Хотя ребенок мог запоминать геометрические фигуры, он не мог запоминать слова. Уитмер разработал интенсивную корректирующую программу, которая принесла некоторые плоды, но все равно мальчик так и не смог научиться бегло читать и писать [2].

Учителя из разных школ посылали в  новую клинику Уитмера непрерывный  поток детей с широким диапазоном нарушений развития и проблем  с обучением, включая гиперактивность, нарушения речи и моторики. Накопив  определенный опыт в этой области, Уитмер разработал стандартные программы  диагностики и лечения; в штат клиники он принимал не только врачей, но и социальных работников и психологов [2]. Уитмер понимал, что психологическому функционированию могли препятствовать и физические проблемы, поэтому врачи клиники всесторонне обследовали детей, определяя, не связаны ли возникшие у ребенка трудности с плохим питанием или дефектами зрения и слуха. Психологи, в свою очередь, тестировали пациентов, а социальные работники готовили истории болезни и собирали сведения о семьях.

Начиная работать с детьми, Уитмер полагал, что многие отклонения в  поведении и трудности с обучением  обусловлены генетическими факторами, но позже, с ростом клинического опыта, он понял, что огромную роль здесь  играет влияние окружающей среды. Предвосхитив современные программы духовного  обогащения, Уитмер подчеркивал, что  с самых первых дней жизни ребенка  его необходимо обеспечивать разнообразным  сенсорным опытом. Он также верил  в прямую зависимость поведения  ребенка от его взаимоотношений  с окружающими, утверждая, что если обстановка дома и в школе изменится  к лучшему, то улучшится и поведение  ребенка.

Уитмер всю жизнь проработал в университете Пенсильвании, преподавая, развивая и воплощая свою систему  клинической психологии. Он ушел на пенсию в 1937 году, а умер в 1956 году в  возрасте 89 лет. Уитмер был последним  из той дюжины психологов, которые  в 1892 году, работая под руководством Г. Стэнли Холла, задумали создать Американскую психологическую ассоциацию.

ГЛАВА 2. Вклад Л. Уитмера  в развитие клинической психологии

В то время, как Стэнли Холл стремился к перевороту в американской психологии с помощью ее применения в детской психологии и в педагогике, а Р. Кеттелл использовал психологические методы для оценки умственных способностей, один из студентов Кеттелла и Вундта - Лайтнер Уитмер - использовал психологию для установления диагноза и лечения аномального поведения у детей. Всего через 17 лет после основания Вундтом современной психологии его бывший ученик Лайтнер Уитмер нашел еще одно практическое применение психологии, что явно противоречило позиции учителя. В 1896 г. Л. Уитмер, сменивший на посту профессора университета Пенсильвании Кеттелла, открыл первую в мире психологическую клинику. Уитмер - по отзывам, «безнадежно сварливый и скрытный», «тщеславный карлик» - начал развивать направление, которое он назвал клинической психологией. То, что Уитмер практиковал в своей клинике, не было клинической психологией в том смысле, какое сегодня вкладывается в это понятие. Его деятельность была посвящена диагностике и лечению отклонений в умственном развитии школьников. Современная же клиническая психология занимается более широким диапазоном психологических нарушений - от легких отклонений до тяжелых форм - людей всех возрастов. Хотя Уитмер способствовал развитию клинической психологии и вполне обоснованно пользовался этим термином, на самом деле это направление намного шире того, с чем он имел дело. Он являлся одним из тех представителей функционализма, которые полагали, что современная наука должна помогать людям решать их проблемы, а не изучать содержимое их умов.

Сам термин «клиническая психология»  появился в 1896 году [2], когда американский психолог Лайтнер Уитмер, обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы с проблемными детьми, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов.

Уникальной особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям  — взрослым или детям, — которые  отклоняются в какую-либо сторону  от средних показателей психического развития, то есть не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных программ. 
«Для методов клинической психологии неизбежно обращение к статусу индивидуального разума, определенного с помощью наблюдений и экспериментов, а педагогическое обращение занимается эффектом изменения, т. е. развитием этого индивидуального разума».

Примеру Уитмера последовали многие психологи. В 1914 году в Соединенных Штатах действовали  почти два десятка психологических  клиник, большинство их которых были организованы по образу и подобию  уитмеровской клиники. Подход Уитмера  пропагандировали и его бывшие студенты, обучая следующее поколение психологов принципам клинической работы. Уитмер был влиятельной фигурой также  и в сфере специального образования, он подготовил длинный ряд специалистов данного профиля [3]. Один из его студентов, Моррис Вителес, расширил рамки сделанногоУитмером, создав клинику, где детей не только лечили, но и обучали профессиональным навыкам. Это было первым в США учреждением подобного рода. Последователи Уитмера применили его клинический подход к диагностике и лечению нарушений у взрослых.

В дополнение к той работе, которую  Уитмер вел по применению психологии к диагностике и лечению ненормального  поведения, популярности этой проблематики способствовали две очень любопытныекниги. Одна из них, ставшая бестселлером, книга под названием «Обретший себя разум» (A MindThatFoundItself, 1908 г.) была написана бывшим пациентом клиники для душевнобольных Клиффордом Бирсом. В ней поднимается вопрос о необходимости гуманного отношения к людям с психическими расстройствами. В работе Хьюго Мюнстерберга«Психотерапия» (Psychotherapy, 1909 г.), также получившей широкую известность, рассматриваются методы лечения различных психических нарушений. Появление этой книги ознаменовало шаг вперед в клинической психологии, поскольку в ней были предложены конкретные пути помощи душевнобольным людям.Представляла собой все еще незначительную отрасль психологии. Так как существовало не так много способов лечения людей с нарушениями психики, следовательно, не было и перспективы для работы клинических психологов. Специалистов по клинической психологии не готовили по отдельным программам, и их деятельность, по сути, сводилась к проведению всевозможных тестов [2].

Информация о работе Вклад Л. Уитмера в развитие клинической психологии