Виды восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:23, реферат

Описание работы

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.
Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т. е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

Содержание

Введение………………………...…………………………………………………2
1. Теории восприятия……………………………………………………………..3
2. Свойства восприятия…………………………………………………………...6
2.1. Активность………..………………………………………………………6
2.2. Историчность………………..……………………………………………7
2.3. Предметность…………...………………………………………………...8
2.4. Целостность…………...………………………………………………….9
2.5. Константность……..……………………………………………………10
2.6. Осмысленность…………..……………………………………………..10
3. Виды восприятия……...………………………………………………………12
3.1. Осязательное восприятие……..……………………………………….12
3.2. Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии……...……………….14
3.3. Слуховое восприятие……...………………………….………………..17
4. Восприятие времени………………………..…………………………………19
5. Восприятие пространства………...…………………………………………..20
6. Восприятие движения…………...……………………………………………21
Заключение…………………..…………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.10 Кб (Скачать)

     Во  втором случае мы встречаемся с какими-то признаками перспективы, глубины, формы  или величины, которые, вступая в  противоречие между собой, порождают  зрительные иллюзии.

     Итак, иллюзия характеризуется наличием сенсорных сообщений, неправильно  расшифрованных одним человеком, а  иногда и многими людьми. Необходимо заметить, что во всякой иллюзии ложно не непосредственное впечатление, а то суждение, которое мы составляем о ней.

     3. 3. Слуховое восприятие

     Слуховое  восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир  предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражении, протекающих во времени. Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания  воздуха, причем частота этих колебаний  определяет высоту тона, а амплитуда - интенсивность звука. Шумы являются результатом комплекса, накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Человек способен различать звуки в диапазоне от 20 до 20000 герц, а диапазон интенсивностей звуков, воспринимаемых человеком, составляет шкалу от 1 дб до 130 дб. Говоря об организации осязательной и зрительной чувствительности, можно отметить, что факторами, организующими их, являются формы и предметы внешнего мира. Отражение их и приводит к тому, что осязательные и зрительные процессы кодируются в известные системы и превращаются в организованное осязательное и зрительное восприятие.

     Какие же факторы приводят к организации  слуховых процессов в сложной  системе слухового восприятия? Можно  различить две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и  оказывают существенное влияние  на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового  восприятия. Первой из них является ритмико-мелодическая (музыкальная) система  кодов, вторая - фонематическая система  кодов (звуковых кодов языка). Оба  этих фактора и организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные  системы слухового восприятия. Известно, что система ритмико-мелодических кодов, определяющая музыкальный слух, состоит из двух основных компонентов. Одним из них являются звуковысотные отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формировать ряды, входящие в состав мелодий. Вторым являются ритмические отношения правильных чередований длительностей и интервалов отдельных звуков. Эти отношения могут создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты (дробь барабана). На ранних этапах развития музыкального слуха процесс кодирования звуковых систем носит развернутый характер. По мере упражнения этот процесс сокращается, у человека вырабатываются более крупные единицы музыкального слуха, и он становится способным выделить и удерживать целые обширные системы музыкальных мелодий. Вторая система - система звукового языка. Человеческий язык располагает целой системой звуковых кодов, на основе которых строится его значащие элементы - слова.

       Овладение фонематической системой (различной в разных языках) и  является условием, организующим  слух человека и обеспечивающим  восприятие звуковой речи. Без  овладения этой фонематической  системой слух остается неорганизованным, и поэтому человек, не овладевший  фонематической системой чужого  языка, не только «не понимает»  его, но и не выделяет существенных  для него фонематических признаков,  иначе говоря, «не слышит» составляющих  его звуков. Кодирование звуков  в соответствующие системы музыкального  или речевого слуха не является  пассивным процессом. 

     Сложное слуховое восприятие представляет собой  активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. Отличие слухового восприятия от осязательного и зрительного заключается в том, что если в осязательном и зрительном восприятии двигательные компоненты включены в ту же систему анализаторов, в слуховом восприятии они отделены от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха.  
 
 
 
 
 
 
 

     4. Восприятие времени

     Можно указать, что восприятие времени  имеет различные аспекты и  осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические  процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения  и торможения, возникающая при  длительной нервной деятельности и  воспринимаемая как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при  длительном вслушивании. Все перечисленные  условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. От них следует отличать сложные  формы восприятия времени, которые  опираются на вырабатываемые человеком  «эталоны» оценки времени. К таким  эталонам относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд  эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно  повышаться. Как показали наблюдения над музыкантами, парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т. п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма, оценки времени является особенно сложной по своему строению. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозга, напротив, влекут за собой преувеличение оценок времени.  
 

     5. Восприятие пространства

     В основе восприятия пространства лежит  функция специального аппарата - полукружных  каналов (или вестибулярного аппарата), расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение  трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных  мышц, и каждое изменение в вестибулярном  аппарате вызывает рефлекторные изменения  в положении глаз. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным  и глазодвигательным аппаратом, вызывающая оптико-вестибулярные рефлексы, входит в систему, обеспечивающую восприятие пространства. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего глубины, является аппарат  бинокулярного зрительного восприятия (бинокулярное зрение: в одном глазу  получается двумерное изображение  предмета, немного отличное от изображения  в другом глазу, позволяет мозгу  объединить эти два изображения  в один трехмерный образ). Глубина (отдаленность) предмета особенно успешно воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами.

     Если  при конвергенции глаз возникает  диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект; при большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз возникает двоение предмета. Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия: восприятие целых геометрических форм или структур; целостный характер восприятия цвета; законы восприятия формы (описанные гештальтпсихологами). К ним присоединяется и последнее условие-влияние хорошо закрепленного прежнего опыта. Восприятие пространства не ограничивается восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу.

     В условиях, когда мы можем опираться  на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта  дополнительная зрительная опора устраняется, такая ориентировка резко затрудняется. Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего, выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое - левое). На определенном этапе онтогенеза, когда ведущая правая рука еще не выделена, и система пространственных понятий еще не усвоена, симметричные стороны пространства долгое время продолжают путаться.

     6. Восприятие движения

     Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое движение происходит во времени. Эти измерения  взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных  способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при  их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что  он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью  движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового луча при  скорости меньше 1/3о в секунду (что  соответствует перемещению на ширину большого пальца при вытянутой руке за 6 секунд).

     Восприятие  и оценка движения основаны на последовательном использовании информации, исходящей  из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить  его направленность и скорость. Наличие  или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами - детекторами  движения. Эти нейроны обладают генетически  заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения. Направленность движения может оцениваться по направлению  перемещения отражаемого объекта  на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически связано с перемещением изображения на сетчатки, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0, 1 секунды, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего движения. Чаще всего, движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он перемещается на каком-то фоне. Поэтому мы можем при восприятии движения дополнительно использовать еще и показатели, связанные с самим фоном, элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Живя  и действуя, разрешая в ходе своей  жизни, встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие - это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разных культур казалось бы, подтверждает это. Примерам придерживается мнения, что этот подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Они, скорее всего, войдут в более широкое и богатое видение мира, которое позволит нам объяснить Вселенную, часть которой составляем мы сами.

     Таким образом, наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны - наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и  кожа. Мы чувствительны также к  сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к  воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

                                                   
 
 
 

     Список  литературы 

     Веккер Л. М. Психические процессы. ВЗТ. - Т. 1. - Л., 1974.

     Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. - М., 1973.

     Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1996.

     Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного  восприятия. // Под ред. А. Р. Лурия и В. П.

     Зинченко. - М., 1970.

     Джемс У. Психология. - М., 1986.

     Запорожец А. В. Избранные психологические  труды. - М., 1986.

     Логвиненко  А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. - М., 1985.

     Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. - М., 1975.

     Рубинштейн  С. П. Основы общей психологии. - М., 1946.

Информация о работе Виды восприятия