Виды восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:23, реферат

Описание работы

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.
Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т. е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

Содержание

Введение………………………...…………………………………………………2
1. Теории восприятия……………………………………………………………..3
2. Свойства восприятия…………………………………………………………...6
2.1. Активность………..………………………………………………………6
2.2. Историчность………………..……………………………………………7
2.3. Предметность…………...………………………………………………...8
2.4. Целостность…………...………………………………………………….9
2.5. Константность……..……………………………………………………10
2.6. Осмысленность…………..……………………………………………..10
3. Виды восприятия……...………………………………………………………12
3.1. Осязательное восприятие……..……………………………………….12
3.2. Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии……...……………….14
3.3. Слуховое восприятие……...………………………….………………..17
4. Восприятие времени………………………..…………………………………19
5. Восприятие пространства………...…………………………………………..20
6. Восприятие движения…………...……………………………………………21
Заключение…………………..…………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.10 Кб (Скачать)

     Таким образом, развитие восприятия приводит к созданию определенной совокупности образов или перцептивных моделей  окружения. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление  воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или действия на основе сложившихся оперативных  единиц восприятия, характеристики и  направленность процесса существенно  изменяется. Эти изменения, по А. В. Запорожцу, заключаются в том, что субъект  не только воссоздает образ объекта, но и переводит полученную информацию на язык оперативных единиц восприятия или перцептивных моделей уже  усвоенных. И это преобразование приводит к формированию полноценного адекватного образа.

     2. 3. Предметность

     Третьей важнейшей характеристикой восприятия является его предметность. Под предметностью  восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов  чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Так как перцептивные действия направлены на предметное отражение ситуации, значение предметного окружения оказывается решающим для нормальной работы восприятия. Человека погружали в ванну с физиологическим раствором при температуре комфорта. При этом испытуемый слышал лишь монотонные ритмичные звуки и видел диффузный белый свет, а покрытия на его руках препятствовали получению осязательных ощущений. Через несколько часов испытуемые приходили в тревожное состояние и просили прекратить эксперимент. Они отмечали появление галлюцинаций, а также нарушение восприятия времени. После опыта у испытуемых наблюдались дезориентация в пространстве, нарушение восприятия движения, формы, цвета и тому подобное. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

     2. 4. Целостность

     Восприятие  целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. На целостность  восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря  целостности мы воспринимаем определенным образом организованное окружение, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. Например, вычленяя сложные отношения  между звуками, наш слух позволяет  с легкостью узнать мелодию, сыгранную  в различных тональностях, хотя отдельные  звуки при этом могут оказаться  совершенно различными.

     Целостность восприятия выражается в том, что  образ воспринимаемых предметов  не дан в полностью готовом  виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается  до некоторой целостной формы  на основе наибольшего набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

     2. 5. Константность

     С целостностью восприятия тесно связана  его константность, под которой  понимается относительная независимость  воспринимаемых характеристик объекта  от их отображений на рецепторные  поверхности. Благодаря константности  предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и  положению. Существует значительное число  различных видов константности. Она имеет место практически  для любого воспринимаемого свойства предмета. Наиболее фундаментальный  вид константности - стабильность окружающего  нас мира. Хотя всякое наше движение приводит к относительному движению воспринимаемого предметного фона, мы воспринимаем предметы неподвижными, а себя и свои глаза - движущимися. Точно также постоянен воспринимаемый нами вес предмета. Независимо от того, поднимается ли груз одной или двумя руками, ногой или всем телом - оценка его веса оказывается приблизительно одинаковой.

     Здесь можно отметить манипулятивные способности восприятия. Роль перцептивных действий заключается в том, что с их помощью происходит сопоставление предметов с оперативными единицами восприятия, приводящее к созданию константного предметного образа. Способность манипулировать образом позволяет воспринимать стабильными и константными предметы, поворачивающиеся к нам разными сторонами.

     2. 6. Осмысленность

     Высшей  формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря  осмысленности наше восприятие перестает  быть биологическим процессом, каким  оно было у животных. Усваивая в  процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категоризованным.

     Осмысленное восприятие дает возможность познать  действительность глубже, чем это  возможно с помощью отражения  отношений между объектами, воздействующими  на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается высшая ступень  объективации перцептивного образа. Большую роль в становлении осмысленности  восприятия играет речь, с помощью  которой происходит обобщение и  категоризация получаемой органами чувств информации.

     Примером  могут служить опыты А. А. Любилинской, в которых у ребенка дошкольного возраста вырабатывалась дифференцировка на тонкие, малозаметные зрительные признаки. Выработка такой дифференцировки протекала очень медленно и с большим трудом. Однако стоило лишь назвать нужные зрительные признаки определенным словом, как выделение их оказалось доступным.

     Восприятие  человека, таким образом, неразрывно связано с мышлением, оно выступает  как активный поиск наиболее осмысленной  интерпретации данных.  
 
 
 
 
 
 

     3. Виды восприятия

     Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу  нескольких анализаторов. В зависимости  от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие  о свойствах воспринимаемого  объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

     Четыре  анализатора - кожный, мышечный, зрительный, слуховой - чаще всего выступают  как ведущие в процессе восприятия.

     3. 1. Осязательное восприятие

     Осязание  является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К  первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновение  и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются «луковички», разбросанные в толще  кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые  сигналы, периферическим аппаратом  ощущений прикосновения и давления - своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность.

       Чем более тонкую функцию выполняет  тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает  его проекция в коре головного  мозга. Наиболее сложные формы  осязательной чувствительности - ощущение  локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно.

     При этом обычно выпадает ощущение прикосновения  к точке, противоположной пораженному  полушарию. Исследование «двумерно-пространственного  чувства» производится следующим образом: исследующий рисует острием иглы фигуру на коже предплечья и предлагает определить, какая фигура была нарисована. Невозможность выполнить эту задачу указывает на поражение вторичных отделов теменной коры противоположного полушария.

     Однако  существуют и более сложные формы  осязательного восприятия, при котором  человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к  осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилось в движении, то есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием  предмета.

     Например, при ощупывании ключа сначала  мы получаем впечатление о том, что  мы имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает предположение, что мы ощупываем металлический стержень или трубку; или металлический карандаш. Затем наша рука ощупывает кольцо ключа; первая группа предположений сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий палец перемещается к бородке ключа с характерной для нее изрезанностью. Тут происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех последовательно воспринимавшихся признаков, и возникает гипотеза «это ключ!». Видно, что процесс узнавания образа предмета, который в зрении происходит сразу, в осязании носит развернутый характер, и происходит путем последовательной цепи проб, с выделением отдельных признаков, созданием ряда альтернатив и формированием окончательной гипотезы. Процесс осязательного восприятия был подробно изучен советскими психологами Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым, Л. М. Веккером.

     3. 2. Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии

     3рительный  анализатор представляет собой  сложную систему физиологических  механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда  не остаются неподвижными. Непрестанное  движение является необходимым  условием построения адекватного  образа.

     Восприятие  яркости и цвета. Зрительная система  человека чувствительна к электромагнитным колебаниям, длина волны которых  лежит в диапазоне от 380 до 720 нанометров. Эта область электромагнитных колебаний  называется видимой частью спектра. Большинство окружающих нас предметов  частично поглощают и частично отражают падающий на них свет. Поэтому для  восприятия цвета предметов зрительная система должна учитывать не только свет отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего  эту поверхность света.

     Восприятие  формы, восприятие предмета. Дормой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные конфигурации. Тем не менее, мы легко узнаем известные нам предметы. Более того, человеку не требуется специального обучение, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи. Это выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и кажется непрерывно продолжающимся за фигурой.

     Исследование  факторов, определяющих выделение фигуры из фона или, как иногда говорят, перцептивную организацию, было проведено представителями  гештальтпсихологии. Был установлен целый ряд таких факторов. К  ним относятся:

  • Сходство;
  • Близость;
  • «Общая судьба»;
  • «Вхождение без остатка»;
  • «Хорошая линия»;
  • Замкнутость;
  • Установка, или поведение наблюдателя;
  • Прошлый опыт.

     Зрительное  восприятие простых форм происходит мгновенно и не требует длительных поисков с выделением опознавательных  признаков и их дальнейшим синтезом в одну целую структуру. Иное имеет  место при восприятии сложных  предметов их изображений или  целых ситуаций. В этих случаях  лишь наиболее простые и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу. Для  того чтобы обеспечить возможность  длительного сохранения образа, нужны  движения глаза, перемещающие изображение  с одних пунктов сетчатки на другие. Хорошо известно, что нормальный субъект  воспринимает предложенный ему предмет выделяя в нем множество признаков, включая его в различные ситуации и обобщая его в одну категорию с внешне различными, но по существу близкими предметами.

     ЗРИТЕЛЬНЫЕ  ИЛЛЮЗИИ. Организация перцептивных процессов и черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире, обеспечивают нам непротиворечивом и вязкое восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено, - когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем монокулярные сигналы, получаемые от предметов. В первом случае речь идет в основном о двусмысленных картинках, которые, на первый взгляд, кажутся «нормальными», но вскоре делаются непонятными, когда осознаешь, что они могут вызывать два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фоном, а что - фигурой.

Информация о работе Виды восприятия